Цель урока: сформировать у ребят представление о разнообразии водных ресурсов Якутии, их богатстве.
Задачи урока:
- образовательная: способствовать
пониманию разнообразия внутренних вод Якутии,
выявлению основных факторов, влияющих на их
разнообразие;
познакомить с местной топонимикой рек и озер, форм рельефа, связанных с многолетней мерзлотой; - воспитательная: способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к природе своей страны и республики.
- развивающая: продолжить формирование умений работать с картами атласов и контурными картами.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная и индивидуальная.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения.
Средства обучения:
- настенные карты: физическая карта России, физическая карта Якутии, атлас для 8-го класса, атлас “Республика Саха”;
- иллюстрации рек и озер Якутии, контурные карты Якутии (можно использовать контурные карты России); Иллюстрации можно взять из настенных календарей, можно использовать ранее выпущенные буклеты;
- фотографии р. Лены и Ленских Столбов.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Домашнее задание.
- Изучение нового материала с частичной коррекцией ранее полученных знаний.
- Закрепление изученного материала.
- Изучение нового материала.
На доске записан проблемный вопрос: Что способствует разнообразию внутренних вод Якутии?
Ребята открывают атласы России “Физическую карту” и атлас Республики Саха.
Справка (на доске). Площадь республики Саха – 3 млн. 103 тыс. 200 кв. км. Население на 2001 год – 976,4 тыс. чел. Столица – г. Якутск (197 тыс. чел.). В республике – 33 района, 13 городов, 60 поселков и 594 села.
Вопрос классу:
- Какие водные ресурсы вы знаете?
- Что такое река? Что такое озеро?
- К бассейнам каких океанов относятся реки России?
- Назовите формы озерных котловин?
- К бассейнам каких океанов относятся реки Якутии? Выйти к карте и показать эти океаны и реки Якутии.
Задание: на контурных картах обвести границу Якутии и подписать крупные реки: Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Анабар, Оленек. Притоки р. Лены: левый – р. Вилюй, правые – Алдан с Амгой, Витим, Олекма, Чара.
На территории республики Саха около 700 тыс. рек и речек общей протяженностью 2 млн. км и 15 рек длиной более 1000 км.
Реки имеют в верховьях горный характер, в среднем течении – горно-равнинный, а в нижнем – типичный равнинный. В верховьях реки имеют каменистое русло, перекаты и пороги. Образуют обширные дельты.
Вопрос классу: Какие природные факторы влияют на реки?
- Климат.
- Рельеф.
- Мерзлота.
Питание у рек смешанное, из-за мерзлоты подземными водами питаются плохо. Для большинства рек характерно весеннее половодье и иногда летом и осенью паводки, а зимой низкий межень.
Вопрос классу:
- Чем паводок отличается от половодья?
- Что такое межень?
По-якутски река – “юрях” , все топонимы сильно обрусевшие, немного искаженные.
Ежегодно реки Якутии несут в океан в среднем 900 куб. км пресной воды. Ледостав около 6–8 месяцев. Очень много наледей. По-якутски слово наледь – тарын. В долине р. Момы, притока Индигирки, находится самая большая наледь в мире – “Улахан Тарын” – Большая Наледь. Площадь её – 160 кв. км, длина – 40 км, ширина – 3–4 км, толщина льда – до 5–6 м.
На реках часты заторы, вызывающие наводнения. Самые сильные наводнения на р. Лене произошли в 1998 и 2001 годах.
Самая большая река Якутии – река Лена (входит в первую десятку по длине рек мира)
Р. Лена – некоторые специалисты считают, что это сложное слово эвено-эвенкийского происхождения. На эвенском языке “ули” – река, и на эвенкийском “йэнээ” – река. По всей вероятности первыми из тунгусских племен заселили Лену Эвены и на своем языке они назвали её Ули, т.е. река. Затем прибыли Эвенки, оттесняя эвенов, но название великой реки Ули переняли и стали называть Ули йэнээ. Прибывшие позднее якуты, подчинив законам фонетики своего языка, стали называть Элтэнэ , а русские превратили это слово в Лену.
Начинается в 10 км от оз. Байкал, на высоте 930 м. Длина 4400 км. Площадь бассейна примерно 2 490 тыс. кв. км. По длине занимает 10-е место в мире, а по площади бассейна – 8-е .
Лена имеет около 2,5 тыс. км. В верхнем течении ширина долины около 1,5 км, ширина русла от десятков до 550 м. Много перекатов. В среднем течении, у г. Олекминска, ширина долины примерно 8–10 км., русла – до 2 км. Ниже Олекминска тянутся на 180 км “Ленские столбы” – знаменитый природный памятник – высокие скалы. (Показать фотографии.)
У г. Якутска русло с островами достигает 10–15 км при глубине 15–20 м. Средний годовой сток р. Лены – 500 куб. км. В XVIII веке М. Ломоносов писал:
Хотя всегдашними снегами
Покрыта северна страна,
Где мерзлыми Борей крылами
Твои взвевает знамена….
Там Лена чистой быстриной,
Как Нил, народы напояет
И бреги наконец теряет,
Сравнившись морю шириной.
Очень много местных названий в Якутии связано с реками.
От-юрях (травная речка) – небольшая речка, протекающая в понижения, соединяющая озера и плоские долины.
Таас-юрях (каменная речка) – название поселка и месторождения нефти в Сунтарском районе Якутии.
Р. Тарын (наледь) – речка в Ленском районе Якутии, зимой из наледи пульсирует вода , а летом она ( наледь) не оттаивает.
Р.Витим, по-тунгусски “приток”, русские называли Битим, а затем Витим.
Закрепление первого урока:
Учитель показывает таблички с якутскими названиями: тарын, Улахан тарын, от-юрях, юрях, Таас- юрях.
- Какие факторы оказывают влияние на реки Якутии?
- Сколько рек в Якутии и к бассейнам каких океанов они относятся.?
Вопрос классу: Сколько рек в Якутии?
Рек около 700 тыс. и озер около 709 тыс., т.е. Якутия очень богата водами, одной из причин такого многообразия является многолетняя мерзлота или “вечная мерзлота”.
Вопрос классу: Что такое многолетняя мерзлота?
Якуты говорят: “Сколько звезд на небе – столько и озер”.
Есть крупные по площади озера, но 98% это небольшие, до 1 кв. км по площади и малой глубиной.
(Все названные озера находятся в атласе и отмечаются на контурной карте.)
Самые крупные по площади:
- Моготоево – северо-западнее от устья р. Индигирки – 323 кв. км.
- Нерпичье – в низовьях р. Колымы – 237 кв. км.
- Ожогино – Средне-Индигиркская низменность – 157 кв. км.
- Неджели – низовья р. Вилюй – 119 кв. км.
Самые глубокие: Большое Токко и Малое Токко – примерно 70–80 м. глубиной, находятся в горном массиве Токкинский Становик.
Вопрос классу: Как вы думаете, чем питаются озера?
- Атмосферными осадками.
- Подземными водами.
- Речными водами.
Большая часть озер бессточная и пресная. Из-за толстого слоя льда не хватает кислорода, вода насыщается сероводородом и становится непригодной для питья, и в озерах гибнет рыба.
Есть минерализованные озера:
- Кемпендяй (Сунтарский район),
- Абалах ( Мегино-Кангаласский район),
- Щучье (Ленский район) – минерализованная грязь.
В поселках Кемпендяй и Абалах построены курорты, а грязь оз. Щучье используют в местном профилактории.
По происхождению котловин:
- тектонические – Большое Токко, Лабынкыр (озеро, где видели чудовище, напоминающее Лох-Несское чудовище),
- лагунные (у морских побережий) – Моготоево,
- дельтовые (дельты крупных рек) в дельте р. Лены примерно 60 тыс. озер,
- речные (понижения русел рек, при коэффициенте увлажнения более 1),
- пойменные (на р. Лене, Вилюе, Алдане – глубиной до 10 м),
- ледниковые (в горах, очень прозрачные),
- карстовые – Муостах в Сунтарском районе, глубиной до 70 м,
- термокарстовые (в Центральной Якутии, где коэффициент увлажнения меньше 1).
Образование термокарстовых озер связано с многолетней мерзлотой. При высыхании этих озер образуются аласы.
- Алас – высохшее днище термокарстового озера. (Используются как пастбища.)
- Хомустах – камышовое озеро (Ленский район).
- Солдыкель – кобылье озеро, солгы – кобыла. (Ленский район: был поселок, но после наводнения 2001 года полностью разрушен, восстановлению не подлежит.)
- Кюёль – озеро.
На Лено-Амгинском междуречье, а это равнинная территория, можно встретить невысокие холмы. Если снять поверхностный слой земли, то можно увидеть голубой лед – это булгунняхи.
Булгуннях – гидролакколит, т.е. многолетний бугор вспучивания грунтов с ледяным ядром, достигающий высоты до 40 м, ширины – до 200–300 м.
Кроме булгунняхов есть – байджерахи.
Байджерах – бугор, высотой до нескольких метров, образующийся в результате вытаивания из льда обломочного материала.
Вывод. Мы рассмотрели внутренние воды республики Саха, расшифровали значение многих топонимов, а теперь ответьте на проблемный вопрос: “Что же способствует разнообразию внутренних вод Якутии?” (Коэффициент увлажнения и многолетняя мерзлота.)
Закрепление: Сильным ученикам предлагается составить тест по пройденному материалу и обменяться друг с другом для его решения, а слабым – учитель предлагает тест.
Пример:
1. В какой части Якутии образуются термокарстовые озера:
А) на севере Б) в Центральной Якутии В) в юго-восточной Якутии.
2. Самое глубокое озеро Якутии:
А) Неджели Б) Моготоево В) Большое Токко Г) Нерпичье
3. Тарын – это
А) озеро Б) болото В) алас Г) наледь
4. Какое количество озер на территории Якутии:
А) более 1000 Б) более 200 тыс. В) более 1млн Г) более 709 тыс.
5. Алас – это
А) высохшая озерная котловина
Б) Травная речка
В) Большое по площади озеро
Г) Наледь
После выполнения этой работы ( 7–8 мин) почти всем ученикам выставляется оценка за урок, также оценки выставляются тем ученикам, которые работали в течение всего урока .