Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.
Цели по содержанию: раскрыть взаимосвязи природных компонентов;
развивающая – продолжить обучение умениям работать с различными источниками информации, публично выступать, раскрывать причинно-следственные связи, внимательно слушать, работать с различными источниками;
воспитательная – формировать опыт сотрудничества учителя и учащихся в процессе подготовки материала, активной познавательной деятельности; чувство любви и радости за родной край.
Цель урока: почувствовать с помощью трепетного слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время ее хрупкость, ранимость.
Эпиграф:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездумный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Тютчев
Природа и сама
Стремится к совершенству.
Не мучайте ее,
А помогите ей!
Василий Федоров
Проблемный вопрос: почему, особенно в последние годы, возникла острая необходимость защиты природы?
1. Слова учителя.
Ребята, сегодня мы совершим путешествие по календарю, на уроке прозвучат стихи о природе, ваши пейзажные зарисовки.
Тема урока:
Цель урока:
Эпиграф:
Проблемный вопрос.
Стихи о природе писали поэты русские и советские, жили они в разное время, но что, по-вашему, всех их объединяет? (Любовь к Родине, родной природе, способность видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного). И еще одним даром обладают поэты и писатели: даром “рисовать словами”, так же, как художники рисуют карандашом и кистью.
Выступления учащихся.
2. Слова учителя.
И вот уже позади зима с ее снежными бурями, ядреным морозом. Обратимся к поэтам, которые воспели в стихах это прекрасное время года.
Сочинения учащихся, зачитанные с комментариями.
Стихи о зиме. А вот как передали красоту зимы художники. Но ведь и у вас есть свое личное восприятие этого времени года. О чем же говорит ваша фантазия?
Сочинения учащихся.
3. Слова учителя. Но вот снег потемнел, побежали ручейки, наступила весна.
Какие стихи о весне вы знаете? Обратимся к вашей пейзажной зарисовке.
Сочинения учащихся.
4. Слова учителя. Пройдем по страницам календаря дальше. Лето для вас – самая прекрасная пора. Какие стихи вам больше всего запомнились?
Ученики читают стихи.
Но самым прекрасным для всех нас, наверное, является любимый уголок – лес.
Прочитайте стихи о нем.
Стихи о лесе.
Почему лес так часто становился героем произведений искусства? (Русский лес – красота, богатство и гордость нашей страны. С ним связана судьба русского народа: из леса строились крестьянские избы, лес давал тепло, зверя, ягоды и грибы. Лес прятал и оберегал партизан во время Великой Отечественной войны, чистоту воздуха и рек, защиту полей от ветра и, конечно, радость, отдых, красоту).
Ну, как тут не вспомнить о нашей русской березке!
Слово ученицы о березке.
Прекрасно! Но мы уже почувствовали тревогу за красоту природы.
5. Слова учителя. Но вот лето сменилось осенью: и тоскливой, дождливой, и прекрасной золотой.
Прочитайте стихи, которые пишут поэты с восхищением и гордостью. Вы тоже поработали и, как маленькие художники слова, по-своему заставили нас восхититься этой золотой порой.
Сочинения учащихся.
6. Слова учителя. Но не только поэты, художники, но и композиторы воспевают эту красоту. Прослушаем музыку Чайковского “Времена года”. Вслушайтесь и скажите, что вам удалось почувствовать, вообразить, какая картинка вам представилась?
7. Слова учителя. Итак, мы прослушали стихи поэтов, ваши пейзажные зарисовки, что позволило нам увидеть прекрасное в природе. А всегда ли является бережное отношение к родной природе? Мы привыкли потреблять, пользоваться плодами природы, запасы которых казались бесконечны.
Можете привести примеры такого потребительского отношения к природе? Есть ли у вас примеры, когда мы своими руками наносим вред лесу? Мы все обязаны бороться с разрушением природы, делать все возможное для ее защиты.
8. Слова учителя. Чему же учат вас стихи о природе? Обратитесь к эпиграфам к уроку – разъясните их смысл. А теперь обратимся к проблемному вопросу. (Гибель природы ведет к гибели самого человека; человек, который губит природу, губит прежде всего себя.
“Так кто же нам земля – земля-кормилица, земля-Родина? Или территория? Кто мы на этой земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ушли; ни прошлое нам не нужно, и будущего у нас нет? Взяли все, что могли, а там хоть потоп?” - так сказал В. Распутин в повести “Прощанье с Матерой”).
А как вы, ребята, ответите на этот вопрос?
Итак, стихи учат нас понимать язык природы, открывают красоту родного края, призывают охранять все живое. Поэзия – великое чудо. Но открывается оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постараемся же стать такими.
9. Слова учителя. Итоги урока.
“Полна чудес могучая природа!”
Природа и сама
Стремится к совершенству
Не мучайте ее,
А помогите ей!
Василий Федоров