Реализация национально-регионального компонента через уроки географии в 8-м классе. Природа России

Разделы: География


“Урал – сокровищница России, это природная крепость, “жемчужина будущего”.

“Урал – опорный край державы,
Его добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец”.

Одна из самых любимых мною тем во всем школьном курсе географии – это тема о моей Родине – о своем крае (национально-региональный компонент), на изучение которой отвожу:

  • 6 класс – дисперсно,
  • 7 класс – дисперсно,
  • 8 класс – 10 часов,
  • 9 класс – 10 часов,
  • 10 класс – дисперсно.

В преподавании регионального компонента руководствуюсь информацией “О региональном образовательном стандарте по курсу “География Челябинской области”, включающей стандарты и требования к умениям и навыкам учащихся. Использую множество литературы, но особая роль принадлежит трем пособиям:

  1. Краткий справочник “Познай свой край”. Челябинская область. Под ред. М. С. Гитиса. – Уральский перекресток, №1 (35), 2002.
  2. Атлас Челябинской области: Учебное пособие / под ред. В.В. Латюшина. – Челябинск: Абрис, 2002.
  3. Челябинская область. Контурные карты по географии: Учебное пособие / под ред. М.С. Гитиса. – Челябинск: Абрис, 2001.

Наш край удивителен, красив, богат, есть за что его любить, восторгаться им. Это место нашего проживания, познания окружающего мира, отдыха... Мне очень хочется заразить этой любовью своих учеников. Приведу пример практической работы и 2 уроков по национально-региональному компоненту в курсе Географии России (Природа) 8 класса.

Объем учебной нагрузки в 8 классе, отводимой на изучение регионального компонента.

Региональный компонент

количество часов

Введение.

дисперсно

Раздел II. Тема № 1. Практические работы № 2, № 3 на примере Челябинской области.

1

1. Географическое положение. Границы Челябинской области.

1

2. Рельеф и минеральные ресурсы.

1

3. Климат (факторы) и агроклиматические ресурсы.

1

4. Внутренние воды и водные ресурсы.

1

5. Почвенно-растительный покров, животный мир. Почвенные ресурсы. Биологические ресурсы.

1

6. Природные комплексы.

2

7. Памятники природы и их охрана.

1

8. Коррекция и обобщение знаний по природе Челябинской области (экскурсии).

1

Итого

10

Практическая работа №1. (Оценочная).
Решение задач на определение поясного времени на примере Челябинской области.

Вторая во всем курсе “Природа России” в 8 классе.

Практическая работа в тематическом плане:

№ урока

тема

кол-во времени на уроке

содержание урока

практические работы

домашнее задание

5

Россия на карте часовых поясов.

20 мин.

Различия во времени на территории России.

Часовые пояса.

Местное время, поясное, декретное, летнее.
Их роль в хозяйстве и жизни человека.

Пр.р. №2.

$3

стр. 20–23

Перед выполнением практической работы в ходе эвристической беседы учителя с учащимися разбираются один за другим возникающие вопросы по теме: “Часовые пояса России”.

Вот они:

  1. Почему происходит смена дня и ночи, вспомните?
  2. Что такое местное время?
  3. Что называют поясным временем?
  4. Роль Гринвичского нулевого часового пояса?
  5. Что называют линией перемены дат?
  6. Россия лежит в 11 часовых поясах.
  7. Зачем было введено декретное время?
  8. Значение летнего времени для человека и хозяйства?

Задачи практической работы.

  1. Определите по карте часовых поясов, в каком часовом поясе расположена наша область.
  2. Сколько часовых поясов разделяет Челябинскую область и Чукотку?
  3. Почему при перелете из Москвы в Челябинск надо переводить часы, а при перелете в Мурманск на почти такое же расстояние не надо?
  4. Составьте задачу на определение поясного времени и решите ее.
  5. Определите поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 часов вечера.
  6. В Чите 18 часов, определите поясное время в Москве.

Задачи для учащихся можно предложить по вариантам, по выбору, 4-ая является дополнительной. Можно предложить 2, 3, 4 в зависимости от уровня интеллекта класса, от времени на практическую работу (среднее оптимальное время – 20 минут).

Домашнее задание.

1 вариант. Прочитать $3, запомнить ключевые слова, уметь объяснить их.

2 вариант. Прочитать $3, составить в тетради план ответа, выучить понятия “местное, поясное, декретное время”.

3 вариант. Прочитать $3, выписать понятия “местное, поясное, декретное время” в тетрадь, выучить. Ответить на вопросы стр. 23.

Выбор варианта зависит от класса (интеллектуальный уровень, уровень подготовленности).

Урок №1 по региональному компоненту в 8 классе (География России) с применением технологий личностно ориентированного образования.

Тема: Географическое положение. Границы Челябинской области.

Цели урока:

  • Воспитывающие.
    • Воспитывать любовь к малой Родине.
    • Воспитывать чувства патриотов Родины.
    • Разбудить интерес к географии своего края.
  • Обучающие.
    • Называть и показывать крайние точки области, ее географический центр, площадь и пограничные территории и государства.
    • Наносить на контурную карту границы области.
    • Развивать умения: вести диалог, беседу, планировать свою деятельность, самостоятельно формулировать вопрос по данной теме.
    • Развивать навыки: практической работы с контурными картами, атласами, учебником.

Оборудование.

  • Краткий справочник “Познай свой край”. Челябинская область. Под ред. М. Гитиса. – Уральский перекресток, №1 (35), 2002.
  • Атлас Челябинской области: Учебное пособие / под ред. В.В. Латюшина. – Челябинск: Абрис, 2002.
  • Челябинская область. Контурные карты по географии: Учебное пособие / под ред. М.С. Гитиса. – Челябинск: Абрис, 2001.

I. Урок начинается с вопроса учащимся (можно устно, лучше на доске).

1) Зачем необходимо изучать Челябинскую область?

Учащиеся задумываются, определяют для себя значение знаний о челябинской области, рассуждают вслух.

2) Что бы хотели узнать о природе Челябинской области? Составьте в тетради небольшой план.

Затем на доске обобщаются планы учащихся и появляется общий план изучения природы области в курсе.

  1. Географическое положение. Границы Челябинской области.
  2. Рельеф и минеральные ресурсы.
  3. Климат (факторы) и агроклиматические ресурсы.
  4. Внутренние воды и водные ресурсы.
  5. Почвенно-растительный покров, животный мир. Почвенные ресурсы. Биологические ресурсы.
  6. Природные комплексы.

II. Задание.

Прочитайте справочник “Челябинская область” стр. 4–6, устно выделите тезисы, характеризующие географическое положение области. Обсуждаем вместе.

Примерные тезисы:

  1. Челябинская область находится на стыке 2 частей света – Европы и Азии.
  2. Челябинская область организована 17 января 1934 года, в существующих границах с 6 февраля 1943 года.
  3. Центр Челябинск.
  4. Территория – 88,5 тыс. км2.
  5. Географический центр области находится в точке с координатами 54o 15' с.ш. и 60o 04' в.д.
  6. Общая протяженность границ 2750 км.
  7. На севере Челябинская область граничит со Свердловской областью – 260 км, на востоке – с Курганской – 410 км, на юге – с Оренбургской – 200 км, на западе – с Республикой Башкортостан – 1150 км. Юго-восточная часть границы области с Казахстаном (730 км) является государственной границей Российской Федерации.

III. Практическая работа.

На контурной карте (стр. 8), используя атлас (стр. 5), выполнить задание.

Обязательно:

  1. Выделите границы области.
  2. Напишите названия административных территорий, с которыми граничит наша область.
  3. Подпишите г. Челябинск, определить широту и долготу (в тетради).
  4. Найдите и нанесите географический центр области по координатам 54o 15' с.ш. 60o 06' в.д.

Дополнительно:

  1. Выделите границы административных районов, напишите названия городов областного и районного подчинения, а также районных центров. Определите число административных единиц в области (районов, городов).
  2. Установите, в каком часовом поясе расположен г. Челябинск.
  3. Пользуясь масштабом карты, определите протяженность области с запада на восток и с севера на юг.

IV. Домашнее задание.

  1. Стр. 4–21 справочника Челябинской области прочитать (просмотреть).
  2. Придумать один вопрос по географическому положению Челябинской области или г. Челябинска.

Урок №2 по региональному компоненту, в 8 классе (География России), с применением личностно ориентированной технологии.

Тема: Рельеф и минеральные ресурсы Челябинской области.

Цели урока:

  • I. Воспитывающие.
    • Воспитание ответственности за себя и за класс.
    • Воспитание аккуратности при работе с контурными картами.
    • Воспитание любви, патриотических чувств к родному краю.
  • II. Обучающие.
    • Наносить на контурную карту полезные ископаемые методом значков.
    • Описывать рельеф области.
    • Объяснять закономерность размещения полезных ископаемых.
    • Называть и показывать горные породы, основные виды и месторождения полезных ископаемых, основные формы рельефа.

Оборудование.

  • Справочник, Атлас, контурные карты Челябинской области (смотреть выше исходные данные).
  • Коллекция минералов, горных пород Челябинской области (6–7 штук).
  • Плакат “Требования промышленности к полезным ископаемым”.
  • Настенная физическая карта Урала.
  • Ильменский заповедник. Под ред. М.С. Николаева. – Челябинск: ЮУКИ, 1991.
  • Собственные фотографии разнообразных форм рельефа Челябинской области (равнин, гор и т.п.).

I. Организационный момент.

Разминка и планирование урока.

II. Учитель или ученик читает.

Ключевые слова к уроку (могут быть записаны на доске).

“Урал – это сокровищница России, это природная крепость, “жемчужина будущего”.

III. Географическая разминка.

1. На доске записаны слова:

климат
рельеф
растительность
животный мир
почвы
воды

Учитель cпрашивает, что означают эти слова.

Учащиеся. Это компоненты природы, любого природного комплекса.

Учитель. Мы начинаем изучение природных компонентов Челябинской области, с каких вы хотели бы начать?

Учащиеся предлагают ответ: животный мир.

Учитель. Почему?

Учащиеся. Это интереснее.

Учитель. Соглашаюсь, но рекомендую обратиться к логике и закономерностям в природе. И построить логическую цепочку (план изучения компонентов).

Рельеф
Климат
Воды
Почвы
Растительный мир
Животный мир

В тетради записывают тему урока “Рельеф и минеральные ресурсы”.

2. Задание: выйти к доске и нарисовать контур Челябинской области (2 человека). Выбирается лучший – это будет символ урока.

3. Что бы вы, ребята, хотели знать о рельефе Челябинской области или о чем мы на уроке должны обязательно упомянуть, чтобы получить полный образ рельефа Челябинской области?

На доске появляется план урока:

  1. Тектоническое строение территории.
  2. Термины темы.
  3. Формы рельефа.
  4. Полезные ископаемые территории.
  5. Ильменский заповедник.
  6. Работа на контурной карте.

IV. Объяснение нового материала.

Учитель. Объясните причину сказочных богатств Урала? (Причина во внутреннем строении.)

Учащиеся. Урал расположен между двумя тектоническими структурами: к западу – жесткий фундамент Русской платформы, к востоку – Западно-Сибирская плита. Урал отделен предуральским краевым прогибом, который сложен осадочными толщинами глин, песка, гипса, известняка. Древние горы Урала, образованные в палеозое, в течение палеогена были почти полностью разрушены. В неоген четвертичное время тектонические движения подняли на различную высоту отдельные блоки Урала. Так возникли складчато-глыбовые Уральские горы. После этого горы опять подверглись разрушению в результате деятельности внешних сил – выветривания, деятельности рек и льда. В результате у поверхности оказались внутренние части складок, где интенсивно шли процессы минералообразования, возникли различные руды. Таким образом, длительное разрушение гор в течение мезозоя и кайнозоя как бы раскрывало богатые месторождения.

Учитель.  Мы уже несколько раз на уроке опирались на ряд терминов, и еще по ходу будем узнавать новые, давайте сейчас вспомним определение терминов:

рельеф
полезные ископаемые
месторождение
бассейн
эндогенные и экзогенные процессы.

Дети дают определения самостоятельно.

Учитель.  Поговорим о разнообразии форм рельефа. Что вы можете сказать о рельефе Челябинской области?

Учащиеся. Очень разнообразен. (Называют формы рельефа: горы, равнины – возвышенные, низменные)

Сообщение или рассказ учителя.

Учитель. Перед вами фотографии рельефа Челябинской области.

(Есть сотни собственных фотографий, раздаю ребятам по 5 каждому, прошу по очереди показать нужное фото.)

1. Горы,
2. Зауральский пенеплен,
3. Западно-Сибирская низменность.

V. Практическая работа.

Оборудование: коллекции минералов, собранные на территории области.

Задание (20 минут, работа в группах по 4 человека): узнай полезное ископаемое – нанеси месторасположение на контурную карту.

  1. Рассмотрите коллекцию минералов и горных пород Челябинской области.
  2. Используя таблицу, карту Атласа, нанести на контурную карту местонахождение полезных ископаемых, которые перед вами в коллекции.
  3. Во время выполнения работы делаем через 10 минут перерыв на 3–5 минут и слушаем сообщение об Ильменском заповеднике (сообщение готовится желающими и интересующимися учениками заранее).

VI. Подведение итогов.

  1. Поставьте на полях отметку за урок себе и своему соседу.
  2. Учитель оценивает работу нескольких учеников.
  3. Выслушиваем совпадения и несовпадения. Поясняем вместе – приходим к компромиссу.

VII. Домашнее задание.

  1. Справочник стр. 21–35 читать.
  2. По желанию продолжить работу с контурной картой и нанести все полезные ископаемые из таблицы.
  3. Рекомендую выполнить сообщение по любой теме физической географии Челябинской области – по желанию.
  4. Рекомендую учащимся автобусную экскурсию по Челябинской области на выбор:
  • Коелгинский мраморный разрез,
  • Ильменский заповедник.