География
-
Деловая игра по теме: "Природные ресурсы Северной Америки" 2006
В представленной деловой игре учащиеся занимаются рассмотрением различных проблем. У них есть возможность попробовать себя в самых разных профессиональных ролях. В таких играх участники не только учатся ориентироваться и принимать непростые решения сегодняшнего дня, но и представлять себе, ту или иную жизненную ситуацию, вырабатывая умения не теряться в сложных ситуациях, выступать перед аудиторией, делать выводы, анализировать информацию, планировать свои действия и предвидеть их результат.
-
Нефтяная промышленность Республики Башкортостан. Проблемы и перспективы развития 2006
Первый урок, посвященный топливно-энергетическому комплексу республики. Рассматривается нефтяная промышленность, факторы ее размещения, география, экологические проблемы, связанные с нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью республики. Урок проводится в форме научно-практического семинара, на котором учащиеся пытаются разобраться с проблемами и перспективами развития нефтяной промышленности и предложить свои варианты решения проблем и свои направления работы в данной отрасли.
-
Использование научно-популярной литературы в преподавании географии 2006
Художественная, историческая, научно-популярная, публицистическая литература развивает воображение учащихся, их логическое мышление, вносит "изюминку в урок". Научно-популярная литература органично дополняет материал учебника, направляет на работу с картой, подводит школьников к мысли о необходимости чтения в повседневной жизни. На использовании научно-популярной литературы построен урок в 7-м классе по теме "Антарктида".
-
Игра по географии "Счастливый случай" на тему: "Человек и природа" для учащихся 6–7-х классов 2006
Игра расширяет знания учащихся по географии, развивает интерес к естественно-географическим наукам, развивает умение отстаивать своё мнение и слушать своих товарищей, развивает логику мышления. Данную игру можно проводить в рамках недели предметов естественного цикла.
-
Урок-путешествие по географии на тему: "Культура народов южных материков" 2006
Целью данного урока является развитие у обучающихся толерантного отношения к культуре коренных народов Африки, Австралии, Южной Америки. Особенностью урока является то, что он проведён в форме заочного путешествия, которое проводят обучающиеся 7-го класса.
-
Информационный ресурс как фактор интеграции моделей и методик 2006
Информационные ресурсы - это совокупность данных, информационных единиц, которые могут быть усвоены и преобразованы в знания; это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. Информационные ресурсы с элементами естественно-научных и гуманитарных наук можно подобрать практически к любому уроку. Очень полезна работа с информационным ресурсом, на основе которого школьники самостоятельно могут составлять задачи и сообщения к уроку.
-
Программа по краеведению на тему: "Моя малая родина" для учащихся 8-го класса 2006
Одним из направлений развития образования в России является регионализация. Это вызвано социальным спросом. Система образования должна помочь человеку адаптироваться к жизни в данном регионе, указать реальные перспективы для жизни именно здесь, сегодня, завтра, через десять лет. И еще: региональный материал является средством конкретизации особенностей и закономерностей, изучающихся в других курсах. Огромен обучающий, воспитывающий и развивающий потенциал.
-
Открытый урок в 6-м классе по Москвоведению (география и экология) по теме: "Парки и лесопарки Москвы. Памятники природы" 2006
Урок москвоведения способствует формированию элементарных представлений о лесопарковой зоне Москвы, о ее типах и значении для жителей города.
-
Тема урока: "Движение воды в океанах" 2006
Современный учитель географии использует в своей работе, как готовые электронные издания, так и самостоятельно создает с помощью различных программных средств (MS Power Point, Windows Movie Maker, Flash, MS Visio) собственные уроки. При этом возникает необходимость в создании сценария подобного урока, выделения конкретной информации помещаемой на слайде и организация работы с ней. Данный урок разработан по подобному сценарию и демонстрирует возможности организации работы на уроке с новыми средствами наглядности.
-
Программа краеведения "Ямал — мой северный край" 2006
"Крылатую фразу, что богатство России будет прирастать Сибирью, полностью можно отнести и к нашему округу. Расположенный на крайнем севере Западной Сибири, занимающий площадь в 1,5 раза большую, чем Франция, при населении около 500 тысяч человек, Ямало-Ненецкий автономный округ обладает неисчислимыми запасами газа и нефти, редких и драгоценных металлов," - сказал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неёлов. Данная разработка может быть использована как образец для составления краеведческих программ в любом регионе страны.
-
Программа элективного курса "География народных промыслов, обычаев и традиций" 2006
Представлена программа элективного (факультативного) курса. Она рассчитана на 17 часов (одно полугодие учебного года). Допустимо увеличение учебного времени и расширение изучаемого материала, особое внимание нужно уделить практическим занятиям. Результатом изучения может быть исследовательская или творческая работа, выполненная учащимися.
-
Обобщающий урок по естствознанию на тему: "Горные породы и минералы" 2006
Обобщающий урок естествознания по теме проводится в форме групповой работы.
-
Тема урока: "Электроэнергетика". 9-й класс 2006
Методическая разработка данного занятия представляет интерес тем, что здесь присутствует приём самостоятельного составления учащимися мини-проекта. Это способствует более тщательному исследованию и решению данной проблемы. Также предлагается информация национально-регионального характера, подчёркивающая неразрывную связь экономики страны с конкретным регионом - Марий Эл. Применение таблицы позволяет учащимся систематизировать знания, правильно формулировать выводы.
-
Разработка урока географии для 11-го класса по теме: "Экономическая дифференциация мира. Наше понимание и наш взгляд" 2006
Урок географии по теме "Экономическая дифференциация мира. Наше понимание и наш взгляд" в 11-м классе по курсу "Глобальная география" демонстрирует возможности организации групповой и индивидуальной работы учащихся, развития и совершенствования общеучебных умений.
-
Урок в 6-м классе по теме: "Атмосферное давление" 2006
Представлен урок, где наблюдается продолжение формирования знаний и представлений об атмосфере и усвоение новых ЗУНов об атмосферном давление и закономерностях его изменения. Учащиеся учатся высчитывать атмосферное давление с изменением высоты местности. Задачи урока - развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на практике.
-
Урок географии в 9-м классе по теме: "Социально-экономические реформы в России" 2006
Представленная разработка урока показывает широкие возможности организации продуктивной деятельности учащихся через работу с текстом, со статистическими данными, графической информацией. Частично-поисковый метод позволяет активизировать самостоятельную познавательную деятельность ребят, побуждает к формулированию собственных выводов, собственного мнения, их аргументированию.
-
Разработка урока географии по теме: "Океаны". 7-й класс 2006
Предлагаемый урок являются повторительно-обобщающим. На нем учащиеся в форме соревнования закрепляют полученные знания.
-
О проекте создания учебно-методического комплекса "Космическая география" 2006
В работе рассматриваются вопросы желательности изучения в школе такой дисциплины, как "Космическая география", которая может стать неким обобщающим элементом школьного образования. Эта дисциплина, используя аппарат самых разнообразных наук, изучаемых в школе (математика, астрономия, география, физика, химия, биология, информатика), формирует обобщающий взгляд на нашу планету и место человека в мире. Цель настоящей публикации автор видит в обсуждении этой идеи и привлечении заинтересованных специалистов к работе над данным проектом.
-
Тема урока: "Австралия — удивительный материк" 2006
Вид урока: урок игра-путешествие. Цель урока: повторить пройденную тему, обобщить и создать целостное представление о материке. Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
-
Урок мореплавания в 6-м классе по теме: "Географические координаты" 2006
Урок-игра, цели которого: применение полученных знаний в практической деятельности, обучение, развитие познавательного интереса в форме сотрудничества, формирование атмосферы увлеченности, ощущение посильности предложенных заданий.
-
Проект урока географии в 5-м классе по теме: "Температура воздуха одна из важнейших характеристик состояния воздуха" 2006
Проект урока географии в 5-м классе по теме "Температура воздуха" построен на краеведческом материале. Изучаемый материал интегрируется за 5-й класс по системе Л.В. Занкова автора М.А. Кононова и за 6-й класс общеобразовательной школы Т.П. Герасимовой. В урок включены занимательные материалы творческого характера, требующие логического мышления учащихся, умения делать выводы и объяснять, почему так, а не иначе с учетом возрастных особенностей.
-
Интегрированный урок по географии и химии на тему: "Углерод в полезных ископаемых" 2005
Интегрированный урок по географии и химии позволяет ярко и наглядно показать многообразие углерода и его соединений в природе, познакомить со способами переработки полезных ископаемых. Это урок изучения нового материала, с использованием творческого подхода детей при подготовке к уроку сообщений информационного характера. Самостоятельная, исследовательская работа, тестовый контроль способствует полному усвоению изученного на уроке.
-
Интегрированный урок география + математика по теме: "Масштаб" 2005
Предлагаемый урок - это попытка активизировать интерес шестиклассников к своему краю, ближе и лучше узнать и полюбить его.
-
Программа элективного курса для 9-го класса по теме: "Основы общей геологии" 2005
Прикладное значение геологии состоит в том, что эта наука является теоретической основой для поисков, разведки и разработки всех без исключения месторождений полезных ископаемых. Большое значение имеет геология и в других отраслях народного хозяйства, например, в строительстве, сельском хозяйстве, здравоохранении. Изучение данного элективного курса будет способствовать развитию профессиональной направленности личности школьников.
-
Программа факультатива по политической географии 2005
Факультатив по политической географии рассчитан на учеников 10-х или 11-х классов, желающих расширить свои знания в области истории, обществознания и общественной географии. Курс читается в течение одного учебного года в объеме 36 часов (1 час в неделю). Основные виды работы: лекции и семинары. Курс состоит из блоков: "Введение в политическую географию", "Формирование и развитие политической карты мира", "Структура политической карты мира", "Структура суверенного государства", "Современная политическая карта мира", "Политическая карта Российской Федерации", "Геополитика".
-
Методические рекомендации по организации контроля знаний студентов по дисциплине "География" 2005
В числе множества организационно-методических вопросов, возникающих в процессе преподавания географии, одним из основных является вопрос об организации и формах проведения контроля и учета знаний, навыков и умений студентов. Любое учебное действие требует подтверждения правильности его выполнения и контроля необходимого и завершающего компонента каждого учебного действия, ибо преподаватель несет ответственность не только за сообщение тех или иных знаний, но и за их сознательное и прочное усвоение. Недостаточное внимание к вопросам контроля отрицательно сказывается на результатах всего процесса обучения.
-
Тема урока: "Природные катаклизмы Земли: землетрясения. Оказание первой медицинской помощи". 9-й класс 2005
В программе школьного курса географии есть смежные с предметным курсом ОБЖ темы, такие, как стихийные природные явления и правила безопасного поведения при стихийных природных явлениях. Данная проблема является достаточно актуальной на сегодняшний день, благодаря чему появилась возможность установить межпредметные связи и организовать проведение интегрированных уроков (например, взаимосвязь между географией, ОБЖ и биологией). Цель данного урока заключается в том, что дети должны знать основные признаки землетрясения, их географию размещения и оказание первой помощи пострадавшим при землетрясении.
-
Изучение экологических проблем Ставропольского края на уроках географии 2005
Задача экологического воспитания в школе заключается в том, чтобы побуждать учащихся выражать своё отношение к глобальным проблемам человечества, а также к проблемам, которые касаются их непосредственного окружения. На уроках географии целесообразно обращать внимание учащихся на актуальные экологические проблемы своей местности. Хозяйственная деятельность людей привела к резкому обострению экологических проблем на территории Ставропольского края. Особое внимание охране природных объектов необходимо уделять в регионе Кавказских Минеральных Вод.
-
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии 2005
Современной парадигмой учебного процесса становится более тесное сочетание и взаимодействие технической и естественной составляющей. Соединение географического образования с компьютерными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности учащихся.
-
Деловая игра — телемост: "Энергетика: вчера, сегодня, завтра…" 2005
Игра проводится для учащихся старших классов с целью развития экономического и экологического мышления на основе межпредметной интеграции учебных предметов. Проблемой номер один называют проблему энергетических ресурсов. Ей посвящен телемост, который проводится между Россией и Германией. В ходе игры рассматриваются вопросы, связанные с традиционными и альтернативными источниками энергии; выявляются положительные стороны и отрицательные последствия, использования энергетических ресурсов.