Интегрированный урок по химии и географии "Особенности водных природных комплексов России"

Разделы: Химия, География


Тема: Особенности водных комплексов России.

Цели и задачи:

1. Показать отличительные особенности водных природных комплексов на примере некоторых рек и озер России;
активизировать знания, полученные школьниками на уроках химии и географии, о воде, ее свойствах;
установить межпредметные связи: химия-география - биология – экология – история – литература.

2. Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умение обобщать и делать выводы из полученных результатов;
отработать практические навыки и умения при решении расчетных задач, при работе с химическими реактивами, соблюдая технику безопасности.

3. Продолжить формирование экологической культуры личности, вызывать чувство сопричастности в решении экологических проблем своей страны; воспитывать чувство любви к природе своей малой Родины.

Оборудование: физическая карта России; схема "Свойства воды" (на доске), схема "Природный комплекс", иллюстрации, образцы воды, пробирки, штативы, спиртовка, индикаторы, раздаточный материал, флажки, атласы, видеомагнитофон, кассетный магнитофон, иллюстрации.

Дополнительная литература: журналы “География в школе 2, “Химия в школе", БСЭ, Тындсепп В.Г. “Мы изучаем химию."

Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма урока: урок – экспедиция.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие гостей.

2. Подготовка к активному усвоению материала.

Показ видеофрагмента (1)

У. Х. Учитель: Ребята, как вы поняли, мы будем говорить сегодня о ……..(пауза) воде, и рассматривать воду с точки зрения двух наук: географии и химии, т.е. урок у нас интегрированный.

Тема: Особенности водных комплексов России.

У. Г. Цель урока: На примере о.Байкал, Азовского моря, р.Енисей, источников мин. вод показать взаимосвязь всех компонентов природы в ПК,

У. Х. Закрепить знания об особенностях, хим. свойствах воды, отработать умение решения задач; выявить причины экологического загрязнения данных водоёмов.

У. Г. Урок будет проходить в форме игры. Четыре шхуны отправляются в экспедицию. Капитаны, представьте названия ваших шхун.

Капитаны представляют названия

1. Шхуна "Байкал"

"Байкал – бесценный дар природы –
Да будет вечен на земле"

2.Шхуна "Азов"

3.Шхуна "Енисей"

4.Шхуна "Алькор"

У. Г. Ребята, скажите, из каких компонентов природы состоит ПК?

У. Х. Учитель: Поэтому на каждой шхуне есть ученые, занимающиеся изучением расположения водного объекта (встают географы), истории его формирования (историки), гидрологии и химических свойств воды (химики), биологического мира (биологи), а также экологических проблем (экологи).

У. Г. Учитель: В обязанности капитана шхуны входит следить за выполнением заданий каждого исследователя. По окончании исследования капитан выбрасывает зеленый флажок, и другие команды прекращают выполнение задания.

Мы – учителя, будем курсировать по акватории, и, в случае затруднения, вы можете обращаться за помощью, выбросив красный флажок.

У. Х. Пакеты заданий, которые необходимо выполнять – на столах. Каждая шхуна идет по своему водному пространству, и ученым-химикам нужно исследовать воду, взятую за бортом.

Пройдите в химическую лабораторию.

У. Г. В помощь ученым для исследовательской работы предоставлены инструктивные карточки, дополнительная литература, графики, карты.

Итак, капитаны дают команду: Капитаны: “Поднять паруса!", и экспедиция отправляется в дальний и нелегкий путь: ведь ребятам придется пройти под парусами от южных окраин России к ее крайнему северу.

Удачи вам, попутного ветра!

3. Этап закрепления изученного материала.

Учащиеся открывают пакеты.

Выполняют задания, указанные в карточках.

Задания для экологов каждой из групп:

Задания экологу шхуны “Байкал"

  1. Назвать три крупных промышленных центра (города) на берегах о. Байкал (используя карту атласа для 9 класса на с. 44).
  2. Назовите вид транспорта, который загрязняет воду озера.
  3. Определите по карте атласа для 9 класса (с. 11), есть ли на берегах о. Байкал гидроэлектростанции.
  4. Определите по карте атласа для 9 класса (с.44), какие сельскохозяйственные районы расположены на берегах озера.
  5. На основе полученных данных сделайте вывод, в результате каких причин ухудшается экологическое состояние о. Байкал.

Задания экологу шхуны “Енисей"

  1. Назовите три крупных промышленных центра (города) на берегах р. Енисей, используя карту атласа для 9 класса (с.44).
  2. Определите по карте атласа для 9 класса (с.11), есть ли в бассейне реки гидроэлектростанции. Назовите несколько.
  3. Определите по карте атласа для 9 класса (с.44), какие сельскохозяйственные районы расположены в южной части бассейна р. Енисей.
  4. Назовите вид транспорта, который загрязняет воду реки.
  5. На основе полученных данных сделайте вывод: в результате каких причин ухудшается экологическое состояние р. Енисей.

Задания экологу шхуны “Азов"

  1. Назвать три крупных промышленных центра (города) на берегах Азовского моря (используя карту атласа для 9 класса с.39 ).
  2. Определите по карте атласа для 9 класса (с.39), есть ли на побережье моря электростанции.
  3. Определите по карте атласа для 9 класса (с.39), какие сельскохозяйственные районы расположены на побережье моря.
  4. Назовите вид транспорта, который наиболее загрязняет воду Азовского моря.
  5. На основе полученных данных сделайте вывод: в результате каких причин ухудшается экологическое состояние Азовского моря.

Задания экологу шхуны “Алькор"

  1. Добыча каких видов полезных ископаемых производится в НПР?
  2. Назовите несколько промышленных предприятий гг. Норильска, Талнаха, которые отрицательно влияют на состояние подземных вод НПР. 3. На основе полученных данных сделайте вывод, в результате каких причин ухудшается экологическое состояние подземных вод.

Задания историку шхуны “Енисей"

  1. Какое название в древности имела р. Енисей?
  2. По геологической карте атласа (с. 12-13) определите, в какой период развития Земли образовалось русло р. Енисей.

Задания для историков каждой из групп:

Задания историку шхуны “Байкал"

  1. Какое название в древности имело о. Байкал?
  2. Используя дополнительный материал, определите, когда и в результате каких причин сформировалась котловина о Байкал.

Задания историку шхуны “Азов"

  1. Какое название в древности имело Азовское море?
  2. Используя дополнительный материал, определите, когда и в результате каких причин сформировалась котловина Азовского моря?

Задания историку шхуны “Алькор"

  1. Каково происхождение названий норильских минеральных вод?
  2. Когда началось производство столовых минеральных вод на норильских предприятиях?

Задания для географов каждой из групп:

Задания географу шхуны “Байкал"

  1. Байкал - это самое ………….озеро мира.
  2. Определите, в какой части России расположено озеро.
  3. По физической карте России определите, между какими градусами широты и долготы расположено озеро.

Задания географу шхуны “Енисей"

  1. Енисей – это самая ……….река России.
  2. Определите географическую широту и долготу истока р. Енисей (от истока р. Мал. Енисей (Ка-Хэм)).
  3. Определите, куда впадает Енисей.
  4. Определите географическую широту и долготу устья р. Енисей.

Задания географу шхуны “Азов"

  1. Азовское море – это самое……….и самое ………….море России.
  2. Определите, в какой части России расположено море.
  3. По физической карте России определите, между какими градусами широты и долготы находится море.

Задания географу шхуны “Алькор"

  1. Определите, в какой части России расположены гг. Норильск, Талнах , а, следовательно, и источники минеральных вод.
  2. По физической карте России определите географическую широту и долготу г. Норильск.
  3. Вода наших источников очень ………….для здоровья норильчан.

Химики – работают в лаборатории.

Представление отчетов.

1. Группа, которая первой выбрасывает флажок.

Физкультминутка

Изобразите с закрытыми глазами

движение волн.

1.Капитан
2.Историк
3. Биолог
4.Химик (показ на схеме “Свойства вод")

2. Группа “Байкал"

Изобразите ветер "сарма" на Байкале.

Отчёт группы

3. Группа “Алькор".

Пантомима "Открыли бутылку с минеральной водой"

Отчёт группы

4. Группа “Енисей".

Изобразите поднятие волн на Енисее.

Отчёт группы

У. Х. Учитель: Ребята, мы прослушали мнения всех специалистов, кроме экологов. Давайте, в помощь им определим соленость воды исследуемых вами водоемов, решив задачи.

Решение задач

Ответы задач (химики);

Отчет экологов.(солёность, т, жизнь)

У. Г. Учитель: Ребята, наша экспедиция подходит к концу. Давайте посмотрим, с каким багажом знаний сходим мы на берег. Вы прекрасно поработали, и сейчас должны пройти квалификационный тест юного исследователя.

Капитаны, получите листы самопроверки для всех участников игры. Ребята, выберите из предложенных вариантов ответов– правильные.

Учащиеся решают тест.

У. Х. Учитель: Сравните ваши ответы с ответами на доске. Те из вас, кто допустил 1-2 ошибки, прошли квалификационный тест, и отныне являются исследователями 1-й категории (оценка “5"), у кого 2-4 ошибки – 2-й категории (оценка “4"), 5 ошибок - 3 категории (оценка “3").

На столах – квалификационные листы, впишите в них свою категорию, согласно оценкам. Поздравляем вас с успешной сдачей квалификационного теста!

У. Г. Учитель: Вода – уникальный объект природы, её свойства не случайны, а зависят от ряда факторов. Ребята, какой вывод мы можем сделать, изучив особенности водных   комплексов на примере некоторых водоемов России.?

Вывод:. На примере Байкала, Азова, Енисея и наших источников минеральных вод мы убедились, что все компоненты в этих водных ПК взаимосвязаны.

Показ на схеме:

ГП

История формирования котловины, русла.

Климат

Свойства вод: t є, соленость, кислотность

Биологический мир

Деятельность человека и экология.

У. Г. Давайте сопоставим нашу схему со схемой ПК . В центре схемы – человек.

У. Х. Учитель: Наша обязанность – сохранить природу, научиться брать подарки, но не злоупотреблять их щедростью. Вспомним жадную старуху из сказки А.С.Пушкина, которая требовала слишком многого. Чем ответило море на эти ненасытные требования? "Черной бурей":

Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят и воют.

У. Г. Учитель: Природа мстит человеку, она отбирает свои дары. И если мы будем разумны, будем жить в ладу с природой, то она будет нам открывать новые неизведанные горизонты , радовать своей красотой, удивлять совершенством.

Ученики:

Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда ,
Пусть чистой остаётся в них навеки,
Студеная и вкусная вода,
Пусть никогда не зарастает тиной,
Тот берег, на котором я стою,
Все люди, взрослые и дети,
Храните речку светлую мою!
Подведение итогов урока

Домашнее задание : повторить хим. свойства воды, особенности водных природных комплексов