Цели урока:
- познакомить учащихся с факторами, влияющими на размещение предприятий чёрной металлургии;
- показать взаимосвязь между различными комплексами;
- развивать познавательный интерес учащихся к предмету;
- воспитание чувства патриотизма к своей малой родине;
- совершенствование коммуникативных навыков и навыков самоконтроля.
Оборудование урока: таблица «факторы размещения предприятий различных комплексов»; графопроектор; слайды «Хозяйство Свердловской обл.», «Экономическая карта Свердловской обл.», «Коксование угля»; схемы размещение редприятий металлургических баз России, письмо (3 шт), таблицы «Основные центры чёрной металлургии Свердловской обл.»
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Ребята, прежде чем войти в класс, я получила интересное послание. Прочитаем его?
«Дорогие ребята! Перед российской топливной промышленностью стоит проблема, и мы просим вас помочь её решить. Для обеспечения поставок в Европу нефти и газа на территории России уложено более 100 млн. тонн стальных труб большого диаметра, составляющих основу уникальной трубопроводной системы. Большая часть этих труб эксплуатируется с 70-х годов прошлого века, когда в Европе и в Японии закупалось по 2-3 млн. тонн труб большого диаметра. Срок эксплуатации этих труб составляет 30 лет и уже заканчивается. Нам предстоит заменить эти трубы в тех же масштабах. Именно сегодня Россия имеет шанс исправить парадоксальную ситуацию, когда крупнейший в мире потребитель труб большого диаметра и одновременно один из мировых лидеров в производстве стали не имеет современного трубного производства. Возникла необходимость в строительстве завода по производству труб большого диаметра.»
Учитель: Ребята, у вас есть желание помочь министерству топливной промышленности? (Ответ учащихся).
Учитель: Давайте определим задачи нашей работы.
Учащиеся:
Учитель: Прежде чем перейти к решению поставленных вами задач, давайте выясним, в состав какого комплекса будет входить завод по производству труб?
Учащиеся: Чёрная металлургия.
Учитель: Исходя из вышесказанного, определите, о чём у нас сегодня пойдёт речь на уроке. Сформулируйте тему нашего урока.
Учащиеся: География чёрной металлургии.
Учитель: Вы совершенно правы. Молодцы, очень хорошо.
III. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Вспомните, для чего нужен металлургический комплекс стране?
Учащиеся: Производство различных металлов, необходимых для развития других отраслей промышленности (машиностроение, транспорт и т.д.)
Учитель: На основе каких полезных ископаемых работает чёрная металлургия?
Учащиеся: Железная руда, коксующийся уголь.
Учитель: Используя атлас, уточните, где расположены названные вами природные ресурсы на территории России.
Ответ учащихся на основе анализа карты атласа «Тектоническое строение и природные ресурсы»
Учитель: Покажите на карте (у доски). Проанализировав карту, какой вывод можно сделать?
Учащиеся: Природные ресурсы размещены неравномерно.
Учитель: Как это может сказаться на размещении предприятий чёрной металлургии?
Учащиеся: Предприятия комплекса будут размещаться у мест сосредоточения руды или угля. Сыграет роль сырьевой фактор.
Учитель: Ребята, а ведь мы с вами на прошлом уроке говорили о том, что одной из особенностей металлургического комплекса в России является высокий уровень комбинирования. Как вы это понимаете?
Учащиеся: Комбинирование – это…
Учитель: Выстроим цепочку
Полезные ископаемые | Руда -> чугун -> сталь -> прокат» |
-> Коксующийся уголь |
IV. Изучение нового материала.
Подумайте, какие ещё факторы будут влиять на размещение предприятий чёрной металлургии?
Учащиеся: Полезные ископаемые – сырьевой, топливный; кокс – водный; чугун, сталь – электроэнергетический; прокат – транспортный; экологический; военно-стратегический; комбинирование.
Учитель: Подтвердите информацией из учебника. Учитывая все факторы, к какому выводу можно прийти?
Учащиеся: Предприятия размещаются группами или сгустками.
Учитель: Для того, чтобы узнать, как эти сгустки называются, вам предстоит расшифровать следующую запись.
«Аллатем автсдовзиорп ялд ысрусер еыивилпот или еындур еищбо хищюузьлопси, йитяирпдерп хиксечигруллатем аппург - азаб яаксечигруллатем».
Учитель: Обратимся к учебнику. По карте на странице 137 определите какие металлургические базы выделяют на территории России.
Учащиеся: Уральская, Центральная, Сибирская.
Раздать схемы.
Учитель: Перед вами схемы размещения предприятий металлургического комплекса. Определите, каким базам они принадлежат. Ответ обоснуйте. Дайте им краткую характеристику.
Условные знаки:
- уголь,- месторождения железной руды;
- металлургический комбинат.
Работа в группах. Выступления учащихся.
Учитель: Вы прослушали выступления групп. Давайте определим, на территории какой базы целесообразно разместить завод по производству труб большого диаметра.
Ученики предлагают базы. Идёт обсуждение.
База |
+ |
- |
Сибирская |
Свои природные ресурсы, не удалена от потребителей (Западная Сибирь) | Нет железных дорог на восток страны |
Уральская |
Здесь есть заводы по производству труб, располагается на пересечении транспортных магистралей | Старая, исчерпываются ресурсы, работает на привозных ресурсах |
Центральная |
Близость европейских потребителей | Старая, работает на привозных природных ресурсах, удалена от основных потребителей |
Вывод: Целесообразнее модернизировать уже имеющиеся заводы, нежели строить новый.
Учитель: Мы определились, что завод по производству труб большого диаметра должен находиться на территории Уральской металлургической базы.
П Е Р Е Р Ы В.
Учитель:
Родной Урал – горячий цех России,
Земля легенд и сказов старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Ребята, а почему я вам сейчас процитировала эти строки?
Учащиеся: Мы ведь тоже уральцы. Жители Среднего Урала. Свой край должны знать и любить.
Учитель: Средний Урал – крупнейший производитель чёрных металлов и удерживает первенство более 250 лет. А вас лично касается то, как будет развиваться металлургия?
Учащиеся: Да, это налоги, развитие бюджетной сферы.
Учитель: А кто знает, когда мир узнал о «железном Урале»?
Учащиеся: В XVII столетии, а в начале XVIII века железо Урала покупали многие Западные страны, в т.ч. и Англия.
Учитель: Где были найдены богатейшие залежи руд?
Учащиеся: В горах Магнитной, Высокой, Благодать, Качканар, Куса и др.
Учитель: Когда и где появились первые железоделательные заводы?
Учащиеся: 1630 – 1631 г. Ницинский завод около Рудной Слободы на реке Нице. 1669 г. – Дмитрий Тумашов основал в верховьях Нейвы между озёрами Таватуй, Аятским и Исетским Федьковский завод. Это были небольшие заводы, использующие мелкие, легкодоступные залежи бурого железняка.
Учитель: На какой период и почему пришлось бурное развитие Среднего Урала?
Учащиеся: Рубеж XVII – XVIII вв., связано с указом Петра I о создании горнозаводского дела на Среднем Урале. 1699 г. - начато строительство Невьянского чугуно-плавильного и железоделательного завода. 1722 г. – связан с деятельностью Демидовых; кроме Демидовых на Урал были направлены крупнейшие организаторы металлургического производства – В. Н. Татищев, В.И. Генин. Урал становится крупнейшим металлургическим районом страны: в 1733 г. он дал 67% выплавки чугуна России. Свои позиции он удерживает и в наше время.
Учитель: Познакомимся с металлургическими предприятиями, расположенными на Среднем Урале. Воспользуемся учебником «География Свердловской области», автор Капустин В.Г.
Какое место занимает металлургический комплекс в хозяйстве Свердловской области? Попробуйте объяснить, почему?
Ответ учащихся.
Познакомимся с основными металлургическими предприятиями и рекомендуем предприятие, на котором можно наладить выпуск труб большого диаметра.
Предлагаю заполнить таблицу.
Город области |
Тип предприятия |
Выпускаемая продукция |
Нижний Тагил | ||
Серов | ||
Алапаевск | ||
Верхняя Салда | ||
Екатеринбург (Верх-Исетский) |
||
Нижние Серги | ||
Серов | ||
Двуреченск | ||
Первоуральск | ||
Каменск-Уральский | ||
Полевской | ||
Ревда |
Вывод: НТМК – связующее звено, обеспечивающее коксом, чугуном, заготовками для проката труб. Наиболее вероятный кандидат – НТМК.
Учитель: Ребята, мы с вами пытались решить проблему, которая действительно имела место в истории развития хозяйства России. Этот проект называется «Стан -5000».
26 апреля 2000 года было подписано распоряжение Правительства России о создании ОАО «Завод по производству труб большого диаметра», которое ставит точку в этой проблеме. Подписано соглашение с ОАО «Газпром» о поставке труб, которая начнётся с 2006 года.
Р Е Ф Л Е К С И Я
Учитель: Вернёмся к задачам нашего урока…Решили мы их или нет ?
Ответы учащихся.
Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить свой вклад в достижении цели урока .
Критерии оценки |
оценка |
Понял, но не могу применить | |
Понял, могу применить, но объяснить другому не могу | |
Понял, могу применить и объяснить |
На доске
Учащимся предлагается оценить самостоятельно свою работу на уроке, прикрепив соответствующий знак на экран.
V. Домашнее задание: § 26, творческая работа «Влияние металлургического комплекса на экологическую обстановку Урала».