Интегрированный урок по географии, биологии, экологии в 7-м классе. Тема: "КОАПП в Северной Америке"

Разделы: Биология, География, Внеклассная работа, Экология

Класс: 7


Интегрированный урок по географии, биологии, экологии в 7-м классе

Цели урока: познакомиться с национальными парками Северной Америки, учиться решать геоэкологические задачи.

Задачи:

1.Формировать экологические знания о взаимоотношениях организмов, воздействии человека на природу, знания об охраняемых территориях, о Земле как едином природном комплексе.

2. Развивать умение логически мыслить, решать задачи экологического, творческого содержания, умение обосновывать ответ.

3. Способствовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы, эстетическому восприятию природы.

Оборудование: карты, картины, буклеты от групп, сборники задач (распечатки) для групп, карточки с загадками, путевки, дневники путешественников (на каждого ученика),патенты и охранные грамоты, жетоны, значки на карту, протокол заседания, оформленные стенды, выставка книг, схема взаимосвязей в экосистеме.

Урок проводят учителя географии и биологии: Председатель- Кашалот и Сопредседатель- Гепард. КОАППовцы: Бизон, Гризли, Койот, Ядозуб, Пума.

Класс делится на 5 групп экскурсантов, которые заранее подбирают материал и оформляют буклеты о национальных парках:

1. Вуд Баффало,
2. Йеллоустонский,
3. Йосемитский,
4. Долина Смерти.
5. Гранд Каньон (Большой Каньон).

1-й урок.

“Глядя на мир, нельзя не удивляться”.

(К. Прутков).

Кашалот. Добрый день. Сегодня мы проводим выездное заседание КОАПП на Большой Поляне у Лесного Озера, посвященное природе Северной Америки. КОАПП – это Комитет Охраны Авторских Прав Природы, рассматривающий удивительные приспособления, которыми природа наделила свои создания, вопросы защиты всего живого на Земле и охраны природы.

Гепард. Вы, ребята, на уроках географии и биологии путешествовали по многим уголкам планеты и о Северной Америке много интересного узнали. К нам поступили заявки на организацию экскурсий в национальные парки этого материка. Цель нашего заседания – знакомство с национальными парками Северной Америки и их особенностями, решение экологических задач.

Отправляются в путешествие те, кто знает виды охраняемых территорий. Назовите, что такое: заповедник, национальный парк, заказник, природный памятник, резерват.

После ответов группам выдаются путевки, дневники путешественника в зависимости от выбранного парка.

Кашалот. Руководителями групп поедут наши ответственные КОАППовцы. Ждем от Вас сообщений!

В Северной Америке много охраняемых территорий, в том числе и национальных парков, только в США их более 350, они находятся в ведении Национальной парковой службы. Международное экологическое сообщество считает, что заповедной должно быть 12% территории страны. В национальных парках освоено 5% территории (застройки, дороги), остальное- все дикая природа. Самые большие парки материка – Клуэйн, Вуд Баффало…

Бизон. Уважаемые Кашалот и Гепард, мы вернулись из путешествия.

Гепард. Итак, на Большую Поляну прибыли славные экскурсанты. О, они немного устали, чуточку в дорожной пыли, с бесценными записями о своих наблюдениях.

Кашалот. Да, ребята, нам не терпится выслушать ваши увлекательные рассказы. Заполняйте дневники путешественника новыми сведениями и подумайте, какому животному или растению вашего парка вы выдадите патент на приспособление или охранную грамоту какому- нибудь природному объекту или организму.

Путешествие по национальным парками.

Выступления ребят (примерные тексты см. в Приложении).

По ходу рассказов заполняется маршрут на доске и карте. Группы сдают оформленные буклеты.

После выступления каждой группы задаются вопросы и загадки другим группам, за правильный ответ даются жетоны.

Примеры таких заданий.

  1. Парк Вуд Баффало. Задание “крестики-нолики”. Назовите 3 охраняемых и интересных животных парка, расположенных в таблице на одной линии: по вертикали или горизонтали, или диагонали.
Лесной бизон Койот Гремучая змея
Колибри Американский журавль Воробей
Ондатра Черный медведь Бабочка монарх

Ответ по диагонали: лесной бизон, американский журавль, бабочка монарх (крупные бабочки перелетают стаями как птицы из Флориды в Канаду и обратно).

2.Йеллоустонский парк.

Назовите: вирпей в реми нальционыйна капр, 7281 г.?

(Ответ: первый в мире национальный парк, 1872 г. Это Йеллоустонский.)

3.Йосемитский национальный парк.

В честь кого названо дерево секвойя?

1. В честь европейца – первооткрывателя этих деревьев, увидевшего их в начале XIX века.

2. В честь индейского просветителя, придумавшего алфавит и письменность племени Чероки.

3. В честь вымершего исполинского животного, некогда обитавшего в здешних местах.

(Ответ: 2).

4. Долина Смерти. Попробуйте сформулировать и отгадать сигнальную загадку. На картинке нарисован большеухий пустынный заяц, к ушам поставлен знак вопроса, справа обозначено значками понижение температуры. (Вопрос: “Зачем пустынному зайцу большие уши?” Уши большеухому зайцу нужны, чтобы отдавать избыток тепла воздуху и не перегреваться.)

5. Парк Гранд Каньон. Найдите лишнее слово: р. Колорадо, эрозия, уступы, сельва, каньон.

После заочного путешествия ребята работают с картами, отвечая на вопрос, в каких природных зонах и районах Северной Америки больше национальных парков и заповедников.

Оформляются и выдаются патенты на приспособление или охранные грамоты.

Итоговый тест первого урока (устно). За правильные ответы даются жетоны.

  1. Самый северный из изученных парков Вуд Баффало или Йосемитский?
  2. В самой глубокой впадине Северной Америки находится парк Гранд Каньон или Долина Смерти?
  3. Гейзеры встречаются в Йеллоустонском или Йосемитском парке?
  4. В верховьях р. Миссури расположен парк Гранд Каньон или Йеллоустонский?
  5. Растения суккуленты встречаются в парке Вуд Баффало или Долине Смерти?
  6. У озера Атабаска расположен парк Вуд Баффало или Йеллоустонский?
  7. Местность образовалась в результате эрозии в Вуд Баффало или Гранд Каньоне?
  8. Йосемитский парк находится в Скалистых горах или горах Сьерра-Невада?
  9. Йеллоустонский парк основан в 1807 или 1872 году?
  10. Вуд Баффало расположен в Канаде или США?

2-й урок.

“Мы живем на нашей планете среди вопросительных знаков, которые щедро и повсюду поставила перед нами природа”.

(Бернар Эвельманс).

Гепард. Теперь впору и на нашей Большой Поляне написать: “Тысячи ног могут нанести такой вред, что понадобятся сотни лет, чтобы восстановить ландшафт в прежнем состоянии” и открыть экологическую тропу на Гору Эрудитов.

Кашалот. Чтобы забраться на гору, надо решить экологические и творческие задачи. Проведем интеллектуальный конкурс между командами. Начальные позиции у подножия Горы определят названные вами объекты экологической тревоги в Северной Америке.

Предполагаемые ответы: загрязнение р. Миссисипи и Великих озер, пыльные бури на юге США- уничтожение почвенного покрова и т.д.

Задачи решаются в несколько раундов одинаковые для всех команд или разные. При правильных ответах фигурки человечков с названиями соответствующих парков поднимаются на определенную высоту.

Раунд 1. Укажите наиболее успешные пути в деле охраны природы в национальном парке:

А) сокращение числа туристов, посещающих парк,

Б) организация специальных маршрутов для посещения достопримечательностей и запрещение отклонения от дороги или экологической тропы,

В) разрешение посещения любой территории парка,

Г) размещение баз отдыха, увеселительных заведений и ночлега за пределами территории парка.

Раунд 2. Многие города Западного побережья США, расположенные в котловинах Кордильер, были долго печально знамениты смогами, приводившими к высокой заболеваемости и гибели, особенно легочных больных. Сейчас там быть не более опасно, чем в других крупных городах мира. Предположите, какие меры привели к улучшению состояния атмосферы городов, и выберите правильные ответы:

А) вредные производства были закрыты, а остальные оснащены современными очистными сооружениями,

Б) было запрещено движение транспорта с большим количеством выхлопов,

В) городские кварталы были перенесены на высокогорное плато.

Раунд 3. Постройте цепь “отравления”:

А) водные растения, Б) рыболов, поймавший рыбу и употребивший ее в пищу, В) рыбы,

Г) слив отходов предприятия в водоем, Д) водные насекомые.

Раунд 4. 1. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

2. Лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему?

3.Какие утечки нефти наносят больший вред природному комплексу: небольшие по объему, но постоянные, или единичные, но большие?

4. Колорадский жук, обитающий в Кордильерах, питается дикими растениями семейства пасленовых. Жук был случайно завезен в Европу в период первой мировой войны и стал злейшим врагом картофеля. Почему жук превратился в опасного вредителя?

5.Сделайте вывод на основании приведенных фактов: в Северную Америку для борьбы с эрозией почвы был ввезен кустарник тамариск. За 45 лет он распространился по всем юго-западным штатам и продолжает вытеснять местную растительность.

Раунд 5. 1. Члены муниципального совета Сан-Рафаэля, небольшого городка в Калифорнии, одобрили постройку 224 домов при обязательном условии, что во всем новом районе их владельцы… не заведут ни одной кошки. С какой экологической проблемой было связано это решение?

2. Эти обычные у нас птицы в Америке не водились. Их завезли европейские переселенцы в конце XVIII века, чтобы они напоминали Старый Свет. Немного привезли, всего 100 птиц. Но вскоре с их несметными полчищами пришлось бороться, даже санитарная служба подключилась. Что это за птицы? Одни весело прыгают, собираясь щебечущими стайками, а для других мы строим специальные домики. Почему им была объявлена настоящая война?

3. В США и других странах дома с теплицами на крыше пользуются большой популярностью. Какая польза от них, кроме того, что круглый год в теплицах выращивают зелень?

4. Каким образом бороться с браконьером? Лесники американских парков придумали интересный способ. Какой? Предположите, используя противоречие: надо, чтобы браконьер убил животное- тогда можно будет его схватить, и нельзя, чтобы он убивал животное.

5. Много диких животных гибнет на автострадах под колесами машин. Как быть?

Раунд 6. 1. Воды горячих источников Йеллоустонского парка не безжизненны. А с чем связана изумительная окраска воды в них – желтая, оранжевая, зеленая, красная, голубая?

2. Пыльные бури, уносящие плодородный слой земли, стали экологическим бедствием прерий Великих равнин. Какой выход можно найти, чтобы утихомирить ветер?

3. Во время экспериментов в бобровой плотине установили трубы, через которые увеличивался сток воды, а уровень воды перед плотиной резко понизился. Несмотря на все попытки бобров заделать трубы, вода размывала заслонки, делая плотину бесполезной. Как бобры решили эту задачу, используя свое умение строить плотину?

4. Туристы возвращались из тропической страны и прихватили с собой коллекцию семян экзотических растений. Таможенники на границе изъяли эту коллекцию, не обращая внимание на возмущение и просьбы туристов. Выскажите свою точку зрения по поводу действий таможенников.

5. В лесопитомнике собрали 3 партии посадочного материала. Одна- редкие саженцы ценных пород деревьев, вторая – быстрорастущие породы с малоценной древесиной и третья – декоративные (красивые) деревья. Как бы вы распределили их между следующими потребителями: город - ? пригородная зона- ? заповедник- ?

Определяется группа – победитель. В итог включаются жетоны, полученные на первом уроке, они эквивалентны определенной высоте. Результаты записываются в путевки.

Кашалот. Заканчивается наша работа. Разрешите зачитать протокол заседания, предоставившего КОАППовцам удобный случай поделиться впечатлениями о своих путешествиях, познакомившего с заинтересованными лицами – учениками и учителями школы № 3 и не оставляющего ни малейшего сомнения в необходимости благородного дела организации охраняемых территорий и экологического образования людей.

Решение:

  1. Считать интересными и полезными выступления участников заседания, работу учеников по решению задач и выдаче патентов на приспособления и охранных грамот.
  2. Продолжить изучение природоохранного дела в Евразии, России и во всем мире, изучение экологических вопросов.
  3. Определить домашнее задание: а) продолжить работу с контурной картой: обозначить изученные национальные парки и объекты экологической тревоги Северной Америки,

Б) написать мини – сочинение на тему “Мое предложение по решению одной из экологических проблем в Северной Америке”.

Чтобы легче было выполнять это задание, проводится тест “Найти соответствие: “экологические проблемы – пути решения”.

Подведение итогов.

Ответы на задачи.

Раунд 1. Б, Г.

Раунд 2. А, Б.

Раунд 3.

Раунд 4. 1. В дуплах селились насекомоядные птицы.

2. Лишайники – индикаторы чистого воздуха.

3.Небольшие, но постоянные.

4. Картофель тоже относится к семейству пасленовых.

5.У тамариска не нашлось естественных врагов, поэтому он быстро распространяется.

Раунд 5. 1. В окрестностях городка водился редкий вид болотных хомячков, которых кошки уничтожили бы.

2. Воробьи и скворцы, размножившись, стали наносить ущерб полям. Их помет на дорогах санитарная служба посчитала опасным для здоровья.

3. На 40 % уменьшаются потери тепла через крышу.

4. Лесники ловят охотников на “подсадную утку” - чучела животных.

5. Установить предупреждающие объекты (сетку, пугала, иллюминацию и т.д.). Проложить туннель для животных под дорогой и др.

Раунд 6. 1. Окраску воде придают разноцветные водоросли.

2. Посадить лесные полосы.

3. Бобры выстроили плотину ниже концов трубы. Образовался новый пруд.

4. Новые виды растений могут стать сорняками, вытесняя местные виды.

5. Город – декоративные, пригородная зона – быстрорастущие, заповедник – ценные породы деревьев.

Приложение 1

Йосемитский национальный парк.

Наш маршрут тоже был необыкновенным – в штат Калифорния, в Йосемитскую долину гор Сьерра-Невада, открытую белыми в 1850 г. Долина славится красивыми водопадами на горных реках. Самый известный Йосемитский водопад низвергается каскадами общей высотой 800 м. Горы в долине носят собственные названия- Часовой, Купола, Эль- Капитан и др. Это еще что – здесь есть деревья, которым по 2-4 тысячи лет. Это секвойи- очень высокие деревья (более 100 м) Кажется, муравьи под ними должны быть не меньше собаки. А гриб, выросший под секвойей, пришлось бы валить пилой. А когда оглядишься, - все тут взаправдашнее, земное. Вполне нормальные сосны, ели… Густые заросли папоротника. Зато тихо, ветер где-то наверху, в кроне, а внизу звуки приглушены.

Секвойи- удивительные деревья, имеют кору пористую, рыхлую, 60 см толщиной. Она охраняет дерево от мороза и пожара. Красноватая древесина не гниет, а шишка секвойи размером с дыню. Для секвойи иногда полезен пожар- освобождается место для молодых проростков. Старые могучие деревья имеют персональные имена: Президент, Сенат, Отец Леса. На пне срубленного дерева можно разместить танцплощадку с оркестром. В горах Сьерра- Невада есть еще один парк, где охраняются эти деревья- “Секвойя”…

Приложение 2

Национальный парк Долина Смерти.

Долину Смерти тоже можно назвать чудом за свои необычные природные условия, суровую и редкую красоту, интересное прошлое. Мы отправились на юго-запад США, где в северной части пустыни Мохаве находится Долина Смерти. Нелестное название закрепилось с давних времен, когда здесь едва не погибли золотоискатели. Названия на карте не менее страшные: Каньон Гроб, Проход Мертвеца, Ворота Ада, Ущелье Гремучей змеи. Пустыня не стала менее суровой, и она по-прежнему не любит слабых. И это мы почувствовали сразу же. Знойный воздух в этой самой глубокой котловине Северной Америки буквально обжигает кожу. Осадки выпадают не каждый год и мало, поэтому мы надежно запаслись водой. Индейцы племени шошонов назвали этот край “горящая земля”. Летом здесь так печет, что мухи не летают, а ползают, боясь опалить крылышки, ящерицы переворачиваются на спинку, чтобы охладить обожженные лапки. Среди песка, камней, соляных куполов ползают пауки, в кактусах живут карликовые совы, земляная кукушка охотится за ящерицей ядозуб. В небольших горячих соленых озерах живут древние рыбки. Кактусы бывают внушительных размеров, а креозотовые кустарники в долголетии не уступают секвойе. Видели мы и прячущихся от жары длинноухого зайца и американскую лисицу…

Приложение 3

Национальный парк Гранд Каньон.

Наша группа побывала в парке Гранд Каньон в Кордильерах штата Аризона США. Самое первое ощущение в Каньоне было- будто видишь сон. Ужасающих размеров провал. Другой берег провала виден сквозь дымку, 15 км разделяют края. В самом низу тонкой ниточкой вьется река Колорадо. Слоистые пласты похожи на сказочный город с башнями, куполами, крепостными стенами. Вот видна тучка, ворон летит, молния сверкает, но смотрим мы на них сверху вниз. Из тучки идет дождь, но быстро испаряется, здесь у обрыва +17 , а внизу жара +40. И река на самом деле могучая, скорость течения 20 км/ч. За 10 млн. лет она “пропилила” каньон глубиной 1500 м. Теперь на пластах склонов можно прочитать геологическую историю этого края.

В 1919 г. Каньон был объявлен национальным парком, это один из самых посещаемых парков мира, 2 млн. туристов в год. Рекреационная служба парка хорошо налажена, а возможности очень разнообразны. Нам предложили на выбор совершить путешествие вокруг Каньона на собственной машине, поезде конструкции начала ХХ века. Дорогое удовольствие- посмотреть Каньон с дельтаплана или вертолета, можно проделать путь верхом на лошади, пешком или на надувном плоту по реке Колорадо. Кроме экскурсий, знакомства с индейскими племенами, предлагается участие в волонтерской программе “Экзотические путешественники”. Мы решили оказать помощь команде, работающей над восстановлением естественной среды. Для этого выкапывали и собирали семена растений, принесенных ногами посетителей и колесами их автомобилей. Растения- путешественники порой чувствуют себя настолько хорошо в новой среде, что начинают вытеснять местные виды – вот с ними и борются волонтеры. Для восстановления природы иногда закрывают доступ в отдельные части парка. Для посетителей существуют строгие правила, выносить из парка камни, растения и др. нельзя.

Приложение 4

Дневник путешественника в парк Вуд Баффало.

Фамилия, имя…………………………….. Класс…………. Дата……….

Йеллоустонский парк.

Страна…………………….

Горы……………………….

Дата образования…………

Гейзер – это……………….

Другие сведения:

Йосемитский парк.

Горы…………………..

Деревья………………..

Водопад – это…………..

Выветривание – это……………

Другие сведения:

 

Парк “Долина Смерти”

Горы……………………..

Глубина впадины………..м

Температура……………….

Пустыня –это………………

Суккуленты – это…………..

Другие сведения:

Парк “Гранд Каньон” .

Река………………………..

Горы……………………….

Каньон – это………………

Эрозия – это……………….

Другие сведения:

Приложение 5

Дневник путешественника в Йеллоустонский национальный парк.

Фамилия, имя……………………………. Класс…………. Дата…………..

Парк Вуд Баффало.

Страна…………………………

Природная зона……………….

Охраняются…………………….

Тайга – это………………………

Другие сведения:

Йосемитский парк.

Горы………………………..

Деревья…………………….

Водопад – это…………………

Выветривание – это……………

Другие сведения:

 

Парк Долина Смерти.

Горы……………………………

Глубина впадины……………м

Температура воздуха…………..

Пустыня- это……………………

Суккуленты – это……………….

Другие сведения:

Парк Гранд Каньон.

Река…………………………………

Горы………………………………..

Каньон – это……………………….

Эрозия – это………………………..

Другие сведения: