Тема: Обобщениепо теме: «Южная Америка».
Цели и задачи:
- Обобщить знания учащихся о природныхкомплексах, о населении Южной Америки, подвести итоги изучения темы. Проверить знания учащимися характерных черт природы материка: рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира, населения, их особенностей и распределения по материку.
- Продолжить формировать у учащихся умения составлять комплексную характеристику государства, устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы и населением, работать с комплексными географическими картами и другими источниками информации; работать в группах.
- Воспитывать бережное отношение к природе,трудолюбие, самостоятельность; развивать интерес к географии.
Оборудование:
- Выставка книг по теме «Южная Америка»;
- физическая карта мира;
- физическая карта Южной Америки;
- карта климатических поясов;
- карта «Природные зоны мира»;
- таблицы по теме «Южная Америка»;
- атласы, контурные карты;
- карточки для индивидуальной и дифференцированной работы;
- видеофрагменты «Бразильский карнавал», «Игуасу»;
- фонограмма «Ла-Бамба».
Тип урока: урок систематизациии обобщения изученного материала.
Формы и методы: фронтальная работа, групповая, индивидуальная, дифференцированная, коллективная. Проблемно-поисковый, проблемный, исследовательский, репродуктивный, наглядный, вербальный, объяснительный, практический.
Ход Урока.
I. Организационный этап.
1. Сообщение темы и постановка целей урока.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами находимся на «конгрессе»стран, который проводится в гимназии № 48. Делегации некоторых стран помогут нам закрепить знания поодному из наинтереснейших материков Земли. А вот какого материка - вы определите сами, посмотрев эти кадры.
2.Видеофрагмент «Бразильский карнавал».
Учитель: Правильно, речь пойдёт о Южной Америке.
Таблица
Южная Америка
Площадь-17.8 млн.кв. км
Население-325 млн. чел.
Учитель: это удивительный материк. О нём нам поведают представители некоторых стран Южной Америки.
3. Представлениеделегаций.
А). У нас присутствуют учёные – специалисты всего континента, которые дадут характеристику ГП, рельефа, климата, природных зон Южной Америки.
Рук. Хомутова Даша.
Б). 2-я делегация из Бразилии ознакомит нас с разными природно-территориальными комплексами этой страны. Рук.Гнатык Яна
В). 3-я делегация из Аргентины поведает нам о природных зонах этой страны и всего континента. Рук. Илларионова Таня.
Г). 4-я делегация из Венесуэлы расскажет нам об интереснейших географических объектах северной части материка. Рук. Клипенштейн Надя.
Д). 5-я делегация из Перу даст сравнительную характеристику различных регионов страны. Рук. Штыкин Саша.
II. Этап проверки домашнего задания.
Учитель: Пока команды готовятся, группа учёных- специалистов даст краткую физико-географическую характеристику Южной Америки.
1. Хомутова Даша – история открытия материка.
2. Мальцева Оля – ГП Южной Америки.
3. Сафин Тимур. – Рельеф материка.
4. Поддубный Костя.- Климат Южной Америки.
1 делегация – группа учёных-специалистов.
1 ученик:
В 15 веке мореплаватели искали путь в Индию. Однако, плавание Колумба привело к открытию пути не в Индию, а Нового Света. Он совершил 4 путешествия. В первые два он открыл острова в Карибском море: Сан-Сальвадор и Пуэрто-Рика, а третье и четвёртое – северные берега Южной Америки, хотя всю жизнь он был уверен, что это Индия. Мысль о существовании новых материков высказал мореплаватель Америго Веспуччи, в честь которого и названа Америка.
Вслед за путешественниками в Америку устремились испанские и португальские завоеватели. В Европу были завезены табак, картофель, кукуруза, помидоры.
2 ученик:
Южная Америка находится в Западном полушарии и её площадь составляет 17.8 млн. кв. км (таблица). Она почти полностью лежит в Южном полушарии. Если сопоставить Южную Америку и Африку, то видно, что эти материки были единым и входили в составдревнего материка Гондваны. На западе материк омывает Тихий океан, на востоке – Атлантический, на севере Карибское море .Экватор пересекает Южную Америку в северной части, а южный тропик – в южной.
Крайние точки:
Северный мыс – Гальинас
Южный – Фроуард
Западный – Кабу –Бранка
Восточный мыс – Париньяс.
3 ученик:
Рельеф Южной Америки чрезвычайно разнообразен. Здесь находится самая длинная горная цепь Земли – Анды с высочайшими вершинами ( Аконкагуа), самая крупная низменность – Амазонская, обширные нагорья Бразильское и Гвианское. Анды – это одна из высоких горных систем мира и протянулась на 9000 км. Между цепями Анд находится крупное высокогорное озеро Титикака. Равнинно-плоский Восток расположен на платформе. Западная часть материка – результат взаимодействия двух литосферных плит. Океаническая плита подныривает под континентальную и погружается в мантию, образуя желоб. Край континентальной плиты сминается в складки. Формирование Анд продолжается и сейчас, происходят частые землетрясения, извержение вулканов. Южная Америка богата полезными ископаемыми. Здесь сосредоточены почти все мировые запасы селитры – 98%.
4 ученик:
Южная Америка - самый влажный материк Земли и не такой жаркий как Африка.
На карте «Климатические пояса мира» мы видим, что материк лежит в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном поясах. Средние месячные температуры на большей части материка составляют от 20 до 28 градусов С.Однако на равнинах Патагонии морозы достигают до 35 градусов С.
Осадки на материке распределяются неравномерно. Наибольшее количество(3000 мм) выпадает в Амазонской низменности и в продгорьях Анд, т. к. на экваторе находится область низкого давления и оказывает влияние теплое Гвианское и Бразильское течения. Наименьшее количество осадков выпадает на западном побережье материка; здесь оказывает влияние холодное Перуанское течение, поэтому на побережье Тихого океана находится пустыня Атакама, где в течение нескольких лет не выпадает ни единой капли дождя.
2 делегация из Бразилии.
1. Представление Бразилии.
А). Гнатык Яна – краткие сведения о стране (таблица, флаг).
Б). Быкова Юля – характеристика внутренних вод;
В). Кобка Ваня – работает по карточке, где покажет взаимосвязь природных компонентов в ПК влажных экваториальных лесов (проверяю карточку).
1 ученик:
Представление Бразилии (площадь, столица, государственный язык, экспорт, религия).
2 ученик:
На территории Бразилии находится самая большая на земном шаре низменность – Амазонская и крупное Бразильское плоскогорье. Река Амазонка самая полноводная в мире, питание которой преимущественно осадочное. Она имеет около 500 притоков; ей нет равных по полноводности. Одна Амазонка равна 25-ти Волгам или 12-ти Енисеям. В низовьях ширина реки более 50 км,а глубина 90 м.В сезон дождей на Бразильском плоскогорье, реки, разливаясь, несут свои воды в Амазонку и вот здесь начинается потоп. На Амазонской низменности произрастает экваториальный лес – сельва; это свыше 4000 видов деревьев, переплетённых лианами.
3 ученик:
Бразильская природа очень интересна, здесь много эндемиков, например, амазонская кувшинка – виктория-регия,её диаметр 2 м и выдерживает на своём листе вес до 72 кг.
Колибри – самая маленькая птица, вес её – 1,5 г.
Ленивец – самое маленькое млекопитающее. Пираньи – самая опасная рыба, которая охотится стаей. Анаконда – самая тяжёлая змея, весит до 230 кг, длина – 8,5 м.
Много вымирающих видов, таких как малый синий ара – попугай. Их сохранилось всего 10 штук. Пираруку – самая гигантская красная рыба, длина которой достигает 5 м, вес – 90 кг.
3 Делегация из Аргентины:
1. Илларионова Таня - преставление Аргентины ( таблица, флаг ).
2. Григоренко Катя – расскажет о том, что собой представляет пампа.
3. Заковряшина Ангелина работает по карточке, по которой даст характеристику климата Аргентины.
4. Степанова Кристина заполняет таблицу «Природные зоны Аргентины.
1 ученик.
Представление страны (площадь, столица, язык, флаг, религия, экспорт).
2 ученик:
Аргентина – страна у которой голова (север) в тепле, а ноги (юг) в холоде. Анды тянутся через всю страну. Здесь находится наивысшая вершина – Аконкагуа. Пампа - подлинное лицо страны. Это степь с плодородными почвами и хорошими пастбищами для животных, скотоводов здесь называют гаучо ( показ иллюстраций).
Это самая густо населенная территория всей Южной Америки. Аргентина – это родина танго. Здесь танцуют все.
3 ученик.
Дай характеристику климата Аргентины по карте северной и южной части страны.
Тип климата | Воздушные массы | Температура января | Температура июля | Количество осадков |
4 ученик.
Заполни таблицу.
Природные зоны Аргентины.
Название природной зоны | Особенности климата | Почвы | Растения | Животные |
4 Делегация из Венесуэлы.
- Представление Венесуэлы по таблице – Клипенштейн Надя.
- Сведения об интереснейших географических объектах – Ронжина Женя.
- Составление схемы о народах Южной Америки – Скокова Оля.
Работа группы.
1. Ученик – представление страны.
2. Ученик.
Венесуэла занимает 1 место в Южной Америке по добыче нефти. На территории страны находится Гвианское плоскогорье, Оринокская низменность со своими непроходимыми лесами. На реке Ориноко находится много водопадов,но один из них самый высокий в мире 1054 м – Анхель,который был случайно открыт в 1935 году американским лётчиком Джеймсом Анхелем.
Самое крупное озеро Маракайбо, которое лежит в тектонической впадине. В сельве много видов обезьян, здесь водятся лягушки, которые высиживают своих лягушат как птицы; муравьи – гуливеры до 5 см, которые перекусывают небольшие ветки.
3. Ученик – составление схемы.
5 Делегация из ПЕРУ.
1. Штыкин Саша – представление страны ( таблица, флаг, государственный язык, религия, экспорт).
2. Васин Максим – характеристика ПК страны.
3. Шубин Серёжа – краткие сведения о стране.
4. МоторинаАня – таблица ( о полезных ископаемых северной части Южной Америки).
5. Галанчук Яна – рубрика «Это интересно».
Работа в группе.
1. Ученик – представление страны.
2. Ученик.
Перу - очень далекая страна. От Москвы до столицы Лимасамолёт летит 12 часов. Страна объединяет 3 контрастные части Коста (берег), съерра – горы и сельву (леса). На побережье –Коста – находится тропическая пустыня, здесь по нескольку лет не бываетдождей, причиной этому является холодное Перуанское течение. Перу – наиболее индейская страна. Большую часть населения составляют народы кечуа.
3. Ученик.
На юге Перу находитсявысокогорное озеро Титикака, что в переводе с индейского обозначает «Оловянное поле» и отражает особый цвет озера. Страна богата рудами цветных металлов и древесиной. Здесь выращивают кукурузу, пшеницу, картофель, бобы. Домашнее животное – ламу используют как вьючное животное.
4. Ученик.
Работа с картами атласа.
Проанализируй размещение полезных ископаемых на севере Южной Америки.
Географические объекты |
Полезные ископаемые |
1. А н д ы 2. Гвианскоеплоскогорье 3. Низменности и прогибы |
5. Ученик.
Знаете ли вы, что самое высокогорное поселение в Андах расположено на высоте 5334 м(Чили).
Население Бразилии удваивается каждые 40 лет. Доля грамотных – 81%.
В питании южноамериканцев преобладает растительная пища.
Итоговый вопрос: какие государственные языки преобладают в рассмотренных выше странах и почему?
Учитель: Молодцы, ребята, хорошо справились со своими заданиями. А сейчас немного отдохнём.
Музыкальная физкультминутка.
Латиноамериканский танец «Ла- Бамба».
III этап. Закрепление знаний.
1. Работа с терминами по пройденной теме.
Учитель: Внимательно прочитайте слова и назовите лишнее слово в каждой колонке.
I группа | II группа | III группа |
Анды | Амазонка | Опоссум |
Аконкагуа | Лама | Пираньи |
Гвианское наг. | Рио – Негру | Виктория |
Парана | Мадейра | Кайман |
IVгруппа | V группа |
Льянос | Анхель |
Пампа | Атакама |
Ленивец | Ориноко |
Кампос | Маракайбо |
(объяснение учащимися)
2. Нахождение координат.
Учитель: Что это за города, найдите их координаты.
Iгруппа |
IIгруппа |
IIIгруппа |
IVгруппа |
Vгруппа |
Рио-де-Жанейро |
Бразилия |
Буэнос-Айрес |
Лима |
Каракис |
Проверка (с обратной стороны таблиц ответы 22 ю.ш. 43 з.д., 16 ю.ш. 48 з.д.,
35 ю.ш. 58 з.д., 12 ю.ш. 77 з.д., 11 ю.ш. 67 з.д.)
3. Просмотр в/фильма.
Учитель: Найдите точку 43 з.д., 22 ю.ш. (впд. Игуасу), что за уникальный географический объект и на какой территории страны он находится?
4.Проверка знаний.
1. Гвианское плоскогорье | 1. Амазонка |
2. оз. Маракайбо | 2. оз. Титикака |
3. впд. Ангель | 3. впд. Игуасу |
4. р. Парана | 4. р. Ореноко |
5. Патагония | 5. Бразильское плоскогорье |
6. о-в Огненная земля | 6. Магелланов пролив |
7. р. Масейра | 7. р. Риу-Негру |
8. Амазонская низменность | 8. Ла-Платская низменность |
9. Анды | 9. г. Аконкагуа |
10. Рио-де-Жанейро | 10. Буэнос-Айрес |
I группа. Тест по теме «Южная Америка».
1. Назовите столицу самого крупного государства Южной Америки:
А. Буэнос-Айрес
Б. Рио-де Жанейро
В. Бразилия
Г. Каракас
2. Перуанский и Чилийский желоба образовались в результате:
А. Опускания земной коры
Б. Разломов земной коры
В. Речных насосов
Г. Поднятия земной коры
3. Причиной образования Бразильского и Гвианского плоскогорий в Ю. А. является:
А. Новая складчатость
Б. Накопление лавы в результате извержения вулканов
В. Образование разломов в платформе и вертикальные движения земной коры
Г. Деятельность текучих вод и ледников
4. К бассейну какого океана относится река Амазонка?
А. Тихого
Б. Атлантического
В. Индийского
Г. Она не впадает в океан
5. Какие факторы способствуют образованию теплого влажногоклимата на равнинной части Ю.А.?
А. Географическое
Б. Конфигурация материка
В. Рельеф материка
Г. Пассаты
6. Название каких гор «говорит» об их богатстве медными рудами?
А. Анд
Б. Аконкагуа
В. Ильямпу
Г. Чилиборасо
7. К какой природной зоне относится следующее описание: «для этой области характерен климат с большими различиями в осадках по территории, многогрызунов, а по берегам рек водится нутрия»!?
А. Саваннам и редколесьям
Б. Субтропическим степям
В. Экваториальным лесам
Г. Пустыням
8. Какая природная зона Ю. А. в результате хозяйственной деятельности человека превратилась в бесконечные загоны для выпаса скота огромные поля пшеницы и кукурузы?
А. Сельва
Б. Пампа
В. Саванны и редколесья
Г. Полупустыня и пустыня
9. Какой эндемик Ю.А. обитающий в Андах, был приручен местным населением и используется как вьючное животное?
А. Олень
Б. Лошадь Пржевальского
В. Лама
Г. Осел
10. 90% населения Бразилии говорятна языке?
А. Испанском
Б. Бразильском
В. Латинском
Г. Португальском
Самопроверка (ответы открываются для проверки)
II группа:
На контурной карте цифрами обозначьте географические объекты:
- Гвиан. плоск.
- Оз. Маракойво
и т.д. (стр. 3)
III группа:
На листе цифр напишитена к/карте геогр. объекты:
- Р. Амазонка
- Оз. Титикака
и т.д.
Взаимопроверка.
IV. Выставление оценок.
Учитель: Спасибо всем делегациям за интересные сообщения.
- «Что нового вы узнали на нашем «конгрессе», чего раньше не слышали?»
V. Этап информации учащихся о домашнем задании.
Составьте кроссворды по пройденной теме.