Цели урока:
1 Сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений и их использовании.
2 Продолжить обучение работе с электронным учебником, формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности, читать карты атласа.
3 Воспитывать чувство патриотизма (флаг России), эстетическое восприятие географических объектов (мультимедиа).
Ход урока
1 Организационный момент
Учитель: Ребята! Где мы сейчас с вами находимся?
Учащиеся: В компьютерном классе.
Учитель: Как вы думаете, зачем мы сюда пришли?
Учащиеся: Продолжаем знакомиться с возможностями электронного и печатного учебника.
Учитель: Вместе с нами читать электронный учебник будет экипаж судна “Гольфстрим” (прикрепляется на доску рисунок судна с названием и российским флагом). Смелые моряки, наши с вами соотечественники, желают отправиться в дальнее плавание, но не знают, как это сделать и какой маршрут им выбрать. Тем более, что и корабль, у них особенный, без паруса, без двигателя, да и гребцов капитан брать не хочет.
Как вы думаете, ребята, каким образом корабль моряков смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту?
Учащиеся: предлагают различные варианты передвижения.
Учитель: Хороший способ передвижения - это передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им воспользоваться, необходимо познакомиться с течением. Как вы думаете, какие вопросы моряки зададут, чтобы узнать о течении? (Учащиеся предлагают вопросы).
Учитель (открывает вопросы, заранее написанные на доске): Как вы думаете, можем ли мы так сформулировать те вопросы, которые вы перечислили?
- Что называют океаническим течением?
- По какой причине возникают течения?
- Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?
- Какие бывают виды течений?
- Как используются людьми течения и зачем изучаются?
Течения - это один из видов движения вод Океана.
Учитель: Для того чтобы приступить к дальнейшему изучению движения вод Мирового океана, давайте проверим, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученными видами движения вод. Решим тест (на экране монитора, открывают ярлык "Тест 6 кл").
Открываем тетради, записываем число, подзаголовок "Тест".
1. Назовите причину, по которой образуются приливы и отливы:
т) притяжение вод Океана Луной;
а) ветер;
г) землетрясения.
2. Перемещается ли вода при волнении моря?
е) нет;
и) да.
3. Чем сильнее ветер и глубже море, тем
б) волны меньше;
ч) волны крупнее.
4. Причина образования цунами:
а) ветер;
и) притяжение вод Океана Луной;
е) подводные землетрясения.
5. Где чаще всего происходят землетрясения?
д) на равнинах;
у) в горах;
н) в сейсмических поясах.
6. Из перечисленных названий географических объектов назовите залив
е) Берингов;
и) Бенгальский;
н) Гибралтарский.
7. Из перечисленных морей самое соленое
я) Средиземное;
и) Балтийское;
е) Красное.
Проверяем ответы(на экране через проектор, ответы показывает учитель).
У кого получилось слово ТЕЧЕНИЕ - отметка “5”
ТИЧЕНЕЕ - “4”
ТИЧЕНЕЯ - “3”, у кого не получилось слов дома необходимо еще раз прочитать*26.
Понятие течение упоминается не случайно, их мы сегодня и будем изучать (учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
Учитель: Нашу работу, ребята, мы построим следующим образом, ответы на поставленные вопросы перед моряками и нами мы будем искать, читая электронный учебник и печатный. Часть ребят будет работать за компьютерами, а часть за партами.
Скажите, что называют океаническим течением?
Совпадают ли определения этого понятия в печатном и электронном учебнике? (Да)
Какое слово является главным в определении понятия "течение"? (Перемещение воды).
Назовите, в чем отличие течения от волны? (При волнении вода не перемещается).
Какая причина приводит к образованию течений? (Постоянные ветры).
Задания:
Учитель: Найдите на карте, есть ли в названиях течений, слово ветер, где они располагаются, у берегов каких материков, в каком направлении несут свои воды?
Учащиеся: Это течение Западных ветров.
Учитель: Найдите по карте течение Гольфстрим. В каком океане оно находится, где начинается, у берегов каких материков протекает, в каком направлении оно несет свои воды, какую информацию об этом течении нашли в тексте?
Учащиеся: Гольфстрим - течение из залива, скорость перемещения воды - 10 км/ч. Учитель: Скорость пешехода 6.5 км/ч. Какой способ передвижения быстрее?
Посмотрите на карту и скажите, стрелками какого цвета, обозначаются течения?
Учащиеся: синий, черный - холодные, красным - теплые.
Учитель: Где ежедневно вы встречаете такие обозначения? (Водопроводный кран).
Что обозначает название теплое или холодное течение?
Учащиеся: Его определяют по температуре водного потока течения и окружающей воды.
Задача (из учебника О.В.Крыловой Физическая география 6класс, с.144): Температура вод Перуанского течения у берегов Южной Америки составляет 22Со, а Северо-Атлантического 2Со. Первое называется - холодным, а второе - теплым. Почему?
Учащиеся: температура вод, окружающих поток Перуанского течения выше, поэтому его считают холодным, у Северо-Атлантического течения все наоборот.
Учитель: Посмотрите на карту электронного учебника (мультимедиа (в движении) на экране через проектор или на мониторе компьютера). Какую закономерность в размещении течений вы заметили?
Учащиеся: От экватора к полюсам направляются теплые течения, от полюсов к экватору - холодные.
Учитель: На все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?
Учащиеся: сообщения о роли течений в перемешивании вод, о влиянии на климат (например: течение Эль-Ниньо), течения в жизни человека.
Учитель: Итак, ответы на все вопросы найдены. Наверное, теперь моряки смогут отправиться в плавание и выбрать верный маршрут.
А вы, ребята, заполните бланки, чтобы проверить свои знания.
Закрепление: Впиши недостающий текст.
1. Течение - это……
2. Течение возникает под действием ………..
3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) …….. Теплое (нарисуй) ………
4. У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока.
5. Выпиши названия течений из карты (по три примера)
теплые
холодные
Домашнее задание: (выдается на листах)
1. Прочитать * 27, нанести на контурную карту упоминаемые в тексте течения.
2. Опишите физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:
План описания течения | Ответы |
Название В каком океане находится Где образуется В каком направлении течет Тип течения по температуре |
По желанию (на 2 недели)
- выпишите из книг художественное описание какого-либо течения
- пример использования течений людьми
- нарисуйте рисунок течения
- сочините стихотворение о течении
- составьте маршрут морского путешествия, используя течения.
Итог урока. Выставление отметок. Учащиеся сдают тетради с тестом и заполненными бланками.
(По учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой Начальный курс географии,6класс-М.: Дрофа,2002. Электронный учебник Начальный курс географии 6 класс-Республиканский мультимедиа центр, 2000,2002).