География
-
Вулканы и гейзеры. 6-й класс 2008
Задачей урока является восприятие и осмысление учащимися определенных понятий, знаний, теорий; овладение методами работы с атласами, картой, контурными картами.
-
Урок географии в 8-м классе по теме "Кавказ" с применением ИКТ 2008
Данный урок наглядно показывает, как можно наряду с традиционными образовательными технологиями применять новые информационные технологии на разных этапах урока.
-
Этноэкология и современное образование (творческий проект) 2008
За годы, прошедшие со дня провозглашения национального суверенитета России, в стране произошли огромные изменения в государственном устройстве, в экономике, в социальной сфере. Обострилось множество проблем, в том числе и межэтнических, обусловленных разными причинами (исторические, экономические, политические, религиозные, территориальные). Нарушение устоев гармоничного существования общества в системе природы привело к логической цепочке кризисов: духовному-нравственному - социальному - экономическому - экологическому. Реакцией общества на кризисные явления стало принятие концепции устойчивого развития, активизации процессов экологизации и гуманизации образования. Очень важно в складывающихся условиях сохранить отношения взаимопонимания в любом регионе нашей самой многонациональной страны.
-
Методическая разработка урока-практикума 2008
Данная статья представляет собой методическую разработку урока-практикума "Африка: географическое положение, исследования материка". Материалы данной работы могут быть использованы на первых уроках изучения природы Африки в курсе географии 7-го класса, а также как опорная схема при изучении географического положения других материков. Урок основан на практической и во многом самостоятельной деятельности учащихся в работе с физической картой Африки, контурными картами, материалами учебника, таблицами.
-
Урок-проект "Обобщение и систематизация знаний по темам "Создание презентаций в среде PowerPoint" и "Природные зоны России" 2008
Наиболее удачной при проектной работе является интеграция различных предметов. Реферат, сообщение, выступление можно подготовить в форме компьютерной презентации (слайд-фильма). В процессе создания презентации ученик может проявить себя и как режиссер, и как сценарист, и как художник, и наконец как исполнитель. Исходя из этих соображений, нами и была выбрана форма интегрированного урока - информатика + география.
-
Успешность школьника и оценка его образовательной деятельности 2008
Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований стандартов. Актуальность данных разработок определяется избранным в Российской Федерации подходом к нормированию образовательного процесса с помощью государственных стандартов, направленных на регуляцию результата образования при вариативном построении образовательного процесса, а также необходимостью получения информации о результатах современного общего образования для обоснованного принятия решений.
-
Игровые технологии в обучении географии "Южные материки Земли" 2008
Игра – эффективный способ формирования коммуникативных, учебных компетенций учащихся. Опыт работы позволяет считать, что такой урок делает учебно-воспитательный процесс более содержательным, создает ситуацию успеха каждого ученика и вызывает большой познавательный интерес к предмету.
-
Урок-конференция "Проблема охраны лесов Подмосковья" 2008
Систематическое и целенаправленное включение регионального содержания повышает уровень знаний и познавательную активность учащихся. Соприкосновение с богатейшей природой и культурой родного края делает обучение не только более конкретным, но и формирует гордость за свою малую родину.
-
Урок физической географии по теме "Реки" 2008
Большинство из нас, географов, любят путешествовать. Отправиться в путешествие можно и на уроке, вместе с учащимися. Урок по физической географии в 6-м классе по теме «Реки» проводится в виде заочного путешествия. Путешествуя, ребята знакомятся с основными понятиями, терминами по изучаемой теме.
-
Использование модулей в курсе географии 2008
В практике своей работы уделяю внимание личностно-ориентированному подходу к обучению географии. Для реализации задач саморазвития и самовыражения ученика использую возможности модульной технологии. Предлагаю урок в 9-м классе с использованием блочно-модульной технологией.
-
Урок обощающего повторения и систематизация ЗУН по теме: "Наша планета Земля" 2008
В последние годы считаю важнейшим направлением своей работы «развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающего обучения с применением технологий коллективных способов обучения с использованием технологии игровой деятельности» (тема творческой работы). «Учебная игра (по определению Г.А. Русских) – это важнейший компонент образовательного процесса в современной школе, так как в игре воссоздаются условия ситуации, какой-то вид деятельности, формируется общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением».
-
Внеклассное мероприятие по географии. Урок-конкурс "65 лет Кемеровской области" 2008
Уроки по краеведению развивают познавательный интерес к своей малой родине, знакомят с лучшими людьми родного края: землепроходцами и рудоискателями, учеными – всеми, кто создавал и создает славу Кузбасса в России и за ее пределами. Краеведение воспитывает чувство патриотизма, любви к историческому прошлому земли Кузнецкой, ее неповторимой природе, памятникам архитектуры. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков.
-
Методическая разработка урока письма на тему "Животный мир. Охрана органического мира". 8-й класс 2008
Экологическое образование, забота об окружающей среде, защита животных и растений должны осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого - сделать каждого человека экологически грамотным.
-
Рекреационные ресурсы России 2008
Урок-путешествие по Золотому кольцу России с использованием мультимедийного проектора знакомит с рекреационным хозяйством России, видами рекреационных ресурсов, предлагает совершить увлекательное путешествие по городам Золотого кольца России, познакомиться с достопримечательностями старинных русских городов, развивает любовь к малой родине.
-
Урок географии в 7-м классе на тему "Физико-географическое положение Евразии" 2008
Урок географии в 7-м классе с целью изучить географическое положение Евразии, дать характеристику, размеры и историю освоения материка, а также выявить имена русских путешественников, принимавших участие в его открытии и исследовании. Правила проведения урока – учащиеся работают самостоятельно с помощью карточек-моделей. По этапам идет коллективное обсуждение поставленных задач. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации.
-
Применение новых информационных технологий на уроках географии 2008
Использование на уроках программы PowerPoint приводит к целому ряду положительных эффектов: вызывает интерес к предмету; помогает получить представления о конкретных географических объектах, территориях, явлениях; повышает уровень использования наглядности на уроках; облегчает психологический процесс усвоения (особенно для слабых учеников); а главное, повышает производительность труда учителя и учащихся.
-
Научная конференция о реке Чара 2008
Представлен подробный доклад на научной конференции о географическом положении, истории освоения и изучения, природно-климатических условиях, ландшафтной характеристике, геологическом строении и др. реки Чара.
-
Районный конкурс кроссвордов, посвященный 75-летию Каларского района 2008
Заключительная игра «Поле чудес» по итогам конкурса кроссвордов, посвященная 75-летию Каларского района. Игра проходила в актовом зале Дома творчества. По мнению ребят и учителей, получился замечательный праздник. Игра была интересной и познавательной. Такие конкурсы помогают в интересной форме изучать свой район, воспитывают бережное отношение к природе, способствуют самостоятельному изучению природных ресурсов.
-
Урок-путешествие "По следам Робинзона" 2008
6-й класс среднего уровня, но очень много ребят активных. Предварительно класс был разделен на три команды по принципу «ряд – команда». Ребята получили задания каждой команде приготовить пантомиму на тему путешествий и по одному вопросу команде соперников. Целями урока являлись: развитие познавательного интереса к предмету, обобщение и систематизация знаний по теме, отработка умений при работе с картой, развитие зрительной памяти, умения анализировать и сопоставлять разные объекты по масштабу карты, а также развитие интереса к чтению дополнительной литературы. Использовать межпредметные связи с уроками литературы, математики, истории.
-
Урок-конференция по вопросам развития, размещения и проблемам транспорта в России 2008
Предлагаемая вашему вниманию методическая разработка урока предназначена для учащихся 9-х классов. Разработка рассчитана на 2 часа учебного времени, но учитель может изменить количество часов и скорректировать содержание. Основная цель урока – расширить и углубить у учащихся знания о транспортном комплексе России, ознакомить с историей становления и развития транспорта в Пензенском крае. Урок имеет практическую направленность ожидаемых результатов, так как нацелен на дальнейшее получение экономической, социальной и краеведческой информации, на развитие у школьников умений проводить научно-практическое исследование по предложенной теме, участвовать в проектной деятельности, вести публичное выступление.
-
Урок-исследование "Геоинформационные системы" 2008
Современный бум в области применения карт связан с возникновением географических информационных систем (ГИС), воплотивших принципиально новый подход в работе с пространственными данными. ГИС – это современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов и событий реального мира. ГИС хранит информацию о реальном мире в виде набора тематических слоев, которые объединены на основе географического положения. Практическая часть урока построена на исследовательских задачах геоинформационной системы "TopPlan Санкт-Петербург".
-
Конспект урока географии по теме "Северный Кавказ", 9-й класс 2008
Урок представляет собой своеобразную презентацию экономического района России - Северного Кавказа: представляя данный район, рекламируем его достоинства и показываем его особую роль в экономической жизни страны. Особая идея и направленность урока - воспитание любви к Родине, к отдельным её регионам, воспитание патриотизма.
-
Информационные технологии на уроках географии 2008
Необычно географическое положение Урала. Здесь проходит граница между Европой и Азией. Урал подразделяется на несколько природных областей. Этот район расположен между двумя тектоническими структурами: Русской платформой и Западносибирской плитой. Совместная деятельность эндогенных и экзогенных процессов создала современный облик Урала. Урал - "подземная кладовая страны". В ходе инсценировки "Приоткрой малахитовую шкатулку" по мотивам сказов Бажова учащиеся знакомятся с минеральными ресурсами Урала. Они наносят важнейшие месторождения на контурные карты. Завершает урок вычерчивание схемы, устанавливающую связь между тектоническим строением и полезными ископаемыми Урала.
-
Урок географии в 10-м классе "Религии мира" 2008
Урок географии в 10-м классе знакомит учащихся с первоначальными формами религиозных верований и ареалами их современного распространения; знакомит с центрами происхождения, современным распространением и численностью последователей христианства, ислама, буддизма, национальных и племенных религий.
-
Закономерности распределения основных элементов климата на территории России 2008
Урок географии в 8-м классе дает знания о закономерностях распределения средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости и коэффициенте увлажнения (работа с использованием компьютеров, выводы в тетради).
-
Урок. Речная сеть Кемеровской области 2008
Кемеровская область имеет довольно густую гидрографическую сеть. Главной водной магистралью Кузбасса является Томь. Протяженность ее - 840 км, площадь бассейна - 61 200 кв.км, годовой сток около 38 куб.км. Исток находится в центральной части Кузнецкого Алатау. "Реки Кемеровской области подвержены антропогенному воздействии, что в значительной мере повлияло на экологическое состояние рек.
-
Урок по географии Башкортостана в 9-м классе по теме "Моя республика" 2008
Урок систематизирует и обобщает знания по курсу "География Башкортостана"; расширяет кругозор учащихся; формирует умения делать сообщения; воспитывает чувство любви и гордости за свою республику.
-
Интегрированный экономико-географический КВН "Вместе весело шагать по просторам…" 2008
В процессе подготовки к данному внеклассному мероприятию учащиеся систематизируют и закрепляют изученный материал в условиях интеграции двух дисциплин - экономики и географии, а также развивают свою творческую активность с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Форма проведения (КВН) позволяет в неформальной обстановке использовать такой метод работы, как проектная деятельность, что дает уникальную возможность овладевать не только исследовательскими, но и коммуникативными навыками.
-
Малые города России. Озерск. 2008
Урок включает в себя исследовательскую работу учащихся по интересам с использованием дополнительной литературы. Объект изучения - население и экономика, исторические предпосылки строительства города и градообразующего предприятия х/к "Маяк". Урок ведут учащиеся, которые подготовили свои сообщения по опережающим заданиям. Тема урока актуальна для девятиклассников, для ребят важно иметь сведения о возможности получения привлекательной и диктуемой рынком занятости профессии.
-
Использование ролевых (сюжетных) игровых технологий в преподавании географии 2008
В предложенной статье представлен опыт работы автора по методике применения игровых технологий, которые активизируют процесс обучения, развивают творческие коммуникативные способности учащихся и являются универсальной методикой для большинства учебных дисциплин. Приводится перечень ролевых игр, которые можно проводить на уроках географии в 10–11-х классах по усмотрению учителя.