Цели и задачи урока:
Совершенствование и отработка приемов работы с географической и контурной картой. Применение умения определять по картам географические координаты объектов.
Учебно-наглядный материал:
Карта полушарий, атласы, контурные карты, магниты.
Ход урока
Ребята! Многие из Вас любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине года? И вот вспомнила я слова поэта Твардовского:
Есть два разряда путешествий
Один – пускаться с места вдаль,
Другой - сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
Мы с Вами изучили тему «Географическая карта». Поэтому сегодня мы отправимся в путешествие по меридианам и параллелям.
Капитаном корабля буду я, а вы – юнгами.
На палубе корабля три каюты, располагайтесь удобнее.
Перед отплытием выберите в каждой команде старшего юнгу. В его обязанности входит: следить за выполнением заданий, сообщать об их выполнении или сигнализировать мне в случае затруднения.
А теперь, в путь!
Пока я Вам объясняла, наш корабль отчалил от острова «Школьный». И вот мы в открытом океане, перед нами острова.
(Команды получают карточки с заданиями, помечают объекты на карте полушарий магнитами)
№ 1
I команда: Какой остров расположен между 12-26 ю. ш. и 43-51 в.д.
(о. Мадагаскар)
II команда: 53-55 ю.ш. и 65-71з.д.
(о. Огненная Земля)
III команда: 42-44ю.ш. и 45-48в.д.
(о. Тасмания)
№ 2
Мы продолжаем путешествие впереди заливы, мы должны их определить.
I команда: от 0 - 6 с.ш. и 0 -10в.д.
(Гвинейский залив)
(о. Мадагаскар)
II команда: от 10-20с.ш. и 80-92в.д.
(Бенгальский залив)
III команда: от 20-28с.ш. и 84-94з.д.
(Мексиканский залив)
№ 3
Плывем дальше и ступаем на сушу, впереди много интересного. Мы в устье рек. (Задание по определению устья)
I команда: 24с.ш. и 68в.д. (Инд)
II команда: 32с.ш. и 121в.д. (Янцзы)
III команда: 46 с.ш. и 61 в.д. ( Сырдарья)
№ 4
Идем по суше, впереди интереснейшие объекты.
I команда:
В 1856 году английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найдите его на карте по координатам: 18ю.ш. и 26 в.д.
(вдп. Виктория)
II команда:
Это самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Его координаты 6с.ш. и 61 з.д.
(вдп. Анхель)
III команда:
Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Его координаты:
27ю.ш. 109з.д.
(о. Пасхи)
№ 5
Мы продолжаем путешествие и нам предстоит обогнуть пол-ов Успеха. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях. Предлагаю Вам пройти квалификационный тест юного моряка.
Перед Вами контурные карты. Определите какую абсолютную высоту имеют точки с координатами:
I команда: 30с.ш. и 40в.д. (Аравийское плоскогорье)
II команда: 5ю.ш. и 65з.д. (Амазонская н-ть)
III команда: 35 с.ш. и 85 в.д. (Тибет)
Какую абсолютную глубину имеют точки с координатами:
I команда: 40ю.ш. и 110з.д. 200-2000 (м) (Тихий океан)
II команда: 70с.ш. и 40в.д. 0-200 (м) (Баренцево море)
III команда: 10 ю.ш. и 80 в.д. 2000-4000 (м) (Индийский океан)
№6
Плывем дальше на корабле проблема: кончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу. Местные жители согласились пополнить наши запасы пресной воды, если разгадаем кроссворд. Юнги, за работу!
Время на выполнение 5 минут. Команды получают кроссворды. (См.приложение №1)
№7
Впереди город, название которого скрыто под координатами:
I команда: 36ю.ш. и 150в.д. (Сидней)
II команда: 38с.ш. и 123з.д. (Сан-Франциско)
III команда: 35 ю.ш. и 58 з.д. (Буэнос-Айрес)
№8
И снова перед нами карта. Островитяне снова решили нас испытать. На контурной карте полушарий найдите знаки вопросов (их 3), вы должны определить их координаты.
- г.Мак-Кинли 6194 (м) – г. Кордильеры (62с.ш. и 150 з.д.)
- г. Аконкагуа 6959 (м) - г. Анды (32ю.ш. и 70з.д.)
- г. Джомолунгма 8848 (м) – г. Гималаи (28с.ш. и 88в.д.)
Ну, вот и всё.
Спускаемся с вершины гор и подводим итоги: оценки и комментарии учителя.