Открытый урок по теме "Второе открытие Сибири"

Разделы: География


Цель: освоение нового материала через активизацию деятельности обучаемых, внедрение нового метода работы с информацией с распределением ролевых функций, формирование эффективной групповой работы.

Методика проведения: Приложение 1.

Делим группу на четверки предлагая рассчитаться на 1,2,3,4. Каждый член группы становится экспертом в определенной области изучаемой темы, и поочередно учат друг друга, все члены группы овладевают темой в полном объеме. Обратим внимание, что каждая группа отвечает за определенный материал.

Ход работы:

1) Тщательно изучить материал;

2) Разобраться в данной теме должен целиком каждый член группы.

Когда все разобрались в заданном материале, просим рассесться иначе: все первые собираются вместе, вторые тоже, и т.д. Эти группы сейчас называются экспертными. Прочитав, обсудить его содержание и убедиться, что досконально во всем разобрались.

3) Следует решить, как лучше объяснить этот материал, чтобы, вернувшись в “родную” кооперативную группу, они смогли достойно преподать коллегам содержание своего раздела. Экспертная группа сама решает, каким методами и приемами они будут пользоваться.

4) По завершении работы экспертных групп все расходятся по своим родным группам и принимаются обучать своих коллег.

Учителю необходимо фиксировать весь обучающий процесс, чтобы удостовериться, что информация изложена хорошо и возникающие вопросы получают достойное разъяснение.

Карта работы по материалу

“Жизнь и подвиг казака Семена Дежнёва”. Приложение 3.

План:

  1. Начало службы.
  2. Поход по Северному Ледовитому океану.
  3. Служба на реке Анадырь.
  4. Царские награды.
  5. Последние годы службы и жизни.
  6. Значение открытий С. Дежнева.

1 шаг. Прочитайте материал “Семен Дежнев”.

2 шаг. Ответьте на вопросы, аргументируя их примерами из текста:

Какие этапы жизни Семена Дежнева ты считаешь наиболее интересными и почему?

Выскажи свое мнение о делах и поступках С. Дежнева.

3 шаг. В группе обсудите возникшие вопросы. Если вы не нашли ответы на вопросы воспользуйтесь помощью учителя.

4 шаг. Каждый член группы составляет свой кластер (ЛОС), используя ключевые слова на листе бумаги.

5 шаг. Обсудите в группе каждый кластер и представьте общий.

6 шаг. Убедитесь, что представленный материал усвоен полностью, и вы готовы его представить своей “родной” группе.

7шаг. Составьте синквейн “Семен Дежнев”. Приложение 2.

Оцени результаты своей работы на уроке. Оценку аргументируй.

Моя оценка ________, так как считаю ___________________.

Вы потрудились хорошо! Спасибо за урок.

Карта работы по материалу

“Землепроходец Ерофей Хабаров”. Приложение 4.

План:

  1. Начало жизненного пути.
  2. На промыслах.
  3. Первые открытия и первые неудачи.
  4. Экспедиция на Амур.
  5. Последние годы жизни.

1 шаг. Прочитайте материал “Ерофей Хабаров”.

2 шаг. Ответьте на вопросы, аргументируя их примерами из текста:

Определите характерные черты личности Ерофея Хабарова.

Сравните жизненный путь Ерофея Хабарова с жизнью казаков. Что в них общего и чем отличается их жизнь?

3 шаг. В группе обсудите возникшие вопросы. Если вы не нашли ответы на вопросы воспользуйтесь помощью учителя.

4 шаг. Каждый член группы составляет свой кластер (ЛОС), используя ключевые слова на листе бумаги.

5 шаг. Обсудите в группе каждый кластер и представьте общий.

6 шаг. Убедитесь, что представленный материал усвоен полностью, и вы готовы его представить своей “родной” группе.

7шаг. Составьте синквейн “Ерофей Хабаров”.

Оцени результаты своей работы на уроке. Оценку аргументируй.

Моя оценка ________, так как считаю ___________________.

Вы потрудились хорошо! Спасибо за урок!

Карта работы по материалу

“ На край Земли - Григорий Шелихов”. Приложение 5.

План:

  1. Начало жизненного пути.
  2. Экспедиция на Курильские и Алеутские острова.
  3. Основание “Русской Америки”.
  4. Русско-Американская компания.

1 шаг. Прочитайте материал “Григорий Шелихов”.

2 шаг. Ответьте на вопросы, аргументируя их примерами из текста:

В чем заключался жизненный смысл Григория Шелихова?

Что его роднит с другими землепроходцами?

3 шаг. В группе обсудите возникшие вопросы. Если вы не нашли ответы на вопросы воспользуйтесь помощью учителя.

4 шаг. Каждый член группы составляет свой кластер (ЛОС), используя ключевые слова на листе бумаги.

5 шаг. Обсудите в группе каждый кластер и представьте общий.

6 шаг. Убедитесь, что представленный материал усвоен полностью, и вы готовы его представить своей “родной” группе.

7шаг. Составьте синквейн “Григорий Шелихов”.

Оцени результаты своей работы на уроке. Оценку аргументируй.

Моя оценка ________, так как считаю ___________________.

Вы потрудились хорошо! Спасибо за урок!

Вывод: Землепроходцы Сибири вошли в историю как особая категория мужественных и предприимчивых, инициативных людей. Дело присоединения Сибири, которое смело можно называть подвигом, было для них повседневным делом: походы по бездорожью в дальние края и строительство острогов, лишение и голод в пути, встречи с народами, одни из которых были настроены мироволюбиво, другие враждебно.

Сама жизнь учила их воинской смекалке и дипломатической вежливости. Пребывание в новых краях развивало любознательность: все землепроходцы хорошо знали животный и растительный мир Сибири. Они были опытными охотниками, владели разными способами ловли пушных зверей, считались хорошими специалистами по оценки мехов, умели обрабатывать пушнину, знали травы и их лечебные свойства. Землепроходцы первыми разведали железные руды, в районе Томска, Красноярска, р. Лены, залежи серебренных руд в Забайкалье. Именно они первыми шли в Сибирь и оценивали её богатства и возможность жизни в крае для будущих поселенцев.

Можно точно утверждать, что первыми шли в Сибирь не военные отряды, а мирные промышленные и торговые люди.