Цель: освоение нового материала через активизацию деятельности обучаемых, внедрение нового метода работы с информацией с распределением ролевых функций, формирование эффективной групповой работы.
Методика проведения: Приложение 1.
Делим группу на четверки предлагая рассчитаться на 1,2,3,4. Каждый член группы становится экспертом в определенной области изучаемой темы, и поочередно учат друг друга, все члены группы овладевают темой в полном объеме. Обратим внимание, что каждая группа отвечает за определенный материал.
Ход работы:
1) Тщательно изучить материал;
2) Разобраться в данной теме должен целиком каждый член группы.
Когда все разобрались в заданном материале, просим рассесться иначе: все первые собираются вместе, вторые тоже, и т.д. Эти группы сейчас называются экспертными. Прочитав, обсудить его содержание и убедиться, что досконально во всем разобрались.
3) Следует решить, как лучше объяснить этот материал, чтобы, вернувшись в “родную” кооперативную группу, они смогли достойно преподать коллегам содержание своего раздела. Экспертная группа сама решает, каким методами и приемами они будут пользоваться.
4) По завершении работы экспертных групп все расходятся по своим родным группам и принимаются обучать своих коллег.
Учителю необходимо фиксировать весь обучающий процесс, чтобы удостовериться, что информация изложена хорошо и возникающие вопросы получают достойное разъяснение.
Карта работы по материалу
“Жизнь и подвиг казака Семена Дежнёва”. Приложение 3.
План:
- Начало службы.
- Поход по Северному Ледовитому океану.
- Служба на реке Анадырь.
- Царские награды.
- Последние годы службы и жизни.
- Значение открытий С. Дежнева.
1 шаг. Прочитайте материал “Семен Дежнев”.
2 шаг. Ответьте на вопросы, аргументируя их примерами из текста:
Какие этапы жизни Семена Дежнева ты считаешь наиболее интересными и почему?
Выскажи свое мнение о делах и поступках С. Дежнева.
3 шаг. В группе обсудите возникшие вопросы. Если вы не нашли ответы на вопросы воспользуйтесь помощью учителя.
4 шаг. Каждый член группы составляет свой кластер (ЛОС), используя ключевые слова на листе бумаги.
5 шаг. Обсудите в группе каждый кластер и представьте общий.
6 шаг. Убедитесь, что представленный материал усвоен полностью, и вы готовы его представить своей “родной” группе.
7шаг. Составьте синквейн “Семен Дежнев”. Приложение 2.
Оцени результаты своей работы на уроке. Оценку аргументируй.
Моя оценка ________, так как считаю ___________________.
Вы потрудились хорошо! Спасибо за урок.
Карта работы по материалу
“Землепроходец Ерофей Хабаров”. Приложение 4.
План:
- Начало жизненного пути.
- На промыслах.
- Первые открытия и первые неудачи.
- Экспедиция на Амур.
- Последние годы жизни.
1 шаг. Прочитайте материал “Ерофей Хабаров”.
2 шаг. Ответьте на вопросы, аргументируя их примерами из текста:
Определите характерные черты личности Ерофея Хабарова.
Сравните жизненный путь Ерофея Хабарова с жизнью казаков. Что в них общего и чем отличается их жизнь?
3 шаг. В группе обсудите возникшие вопросы. Если вы не нашли ответы на вопросы воспользуйтесь помощью учителя.
4 шаг. Каждый член группы составляет свой кластер (ЛОС), используя ключевые слова на листе бумаги.
5 шаг. Обсудите в группе каждый кластер и представьте общий.
6 шаг. Убедитесь, что представленный материал усвоен полностью, и вы готовы его представить своей “родной” группе.
7шаг. Составьте синквейн “Ерофей Хабаров”.
Оцени результаты своей работы на уроке. Оценку аргументируй.
Моя оценка ________, так как считаю ___________________.
Вы потрудились хорошо! Спасибо за урок!
Карта работы по материалу
“ На край Земли - Григорий Шелихов”. Приложение 5.
План:
- Начало жизненного пути.
- Экспедиция на Курильские и Алеутские острова.
- Основание “Русской Америки”.
- Русско-Американская компания.
1 шаг. Прочитайте материал “Григорий Шелихов”.
2 шаг. Ответьте на вопросы, аргументируя их примерами из текста:
В чем заключался жизненный смысл Григория Шелихова?
Что его роднит с другими землепроходцами?
3 шаг. В группе обсудите возникшие вопросы. Если вы не нашли ответы на вопросы воспользуйтесь помощью учителя.
4 шаг. Каждый член группы составляет свой кластер (ЛОС), используя ключевые слова на листе бумаги.
5 шаг. Обсудите в группе каждый кластер и представьте общий.
6 шаг. Убедитесь, что представленный материал усвоен полностью, и вы готовы его представить своей “родной” группе.
7шаг. Составьте синквейн “Григорий Шелихов”.
Оцени результаты своей работы на уроке. Оценку аргументируй.
Моя оценка ________, так как считаю ___________________.
Вы потрудились хорошо! Спасибо за урок!
Вывод: Землепроходцы Сибири вошли в историю как особая категория мужественных и предприимчивых, инициативных людей. Дело присоединения Сибири, которое смело можно называть подвигом, было для них повседневным делом: походы по бездорожью в дальние края и строительство острогов, лишение и голод в пути, встречи с народами, одни из которых были настроены мироволюбиво, другие враждебно.
Сама жизнь учила их воинской смекалке и дипломатической вежливости. Пребывание в новых краях развивало любознательность: все землепроходцы хорошо знали животный и растительный мир Сибири. Они были опытными охотниками, владели разными способами ловли пушных зверей, считались хорошими специалистами по оценки мехов, умели обрабатывать пушнину, знали травы и их лечебные свойства. Землепроходцы первыми разведали железные руды, в районе Томска, Красноярска, р. Лены, залежи серебренных руд в Забайкалье. Именно они первыми шли в Сибирь и оценивали её богатства и возможность жизни в крае для будущих поселенцев.
Можно точно утверждать, что первыми шли в Сибирь не военные отряды, а мирные промышленные и торговые люди.