Цели урока: дать полное представление о происхождении, видах и использовании подземных вод; показать необходимость бережного отношения к ним как к источнику чистой, пригодной для питья воды.
Опорные знания и умения | Вода в природе, растворы в природе; работа воды в природе; использование воды человеком; охрана вод (природоведение 5 класс). Материалы осенней экскурсии, свойства горных пород (география 6 класс). Умение: чтение плана местности; определять участки выхода подземных вод на поверхность. |
Планируемые знания | Представления о подземных водах как части Мирового круговорота; грунтовых и межпластовых водах; видах пластов; минеральные воды. |
Планируемые умения | Определять на плане условия рельефа в месте выхода подземных вод на поверхность. |
Номенклатура | Закрепление номенклатуры по Мировому океану. |
Оборудование | Схемы подземных вод и артезианского колодца, атласы, настенная карта полушарий; рисунок “Пещеры”, ОК |
Домашнее задание | § 29, повторить номенклатуру, подготовить сигнальные карточки по теме. |
Структура образовательного процесса
I. Организационный момент
II. Повторение домашнего задания
1. Проверка номенклатуры
А. “Путаница” - выполняется учеником на настенной карте. На настенной физической карте мира неправильно развешаны названия природных объектов, ученику следует вернуть объекты на место.
Б. “Суша или вода” (данную разминку учащиеся проводят сами, так как уже имеют опыт по ее составлению). Тот, кто проводит разминку, называет только первую часть, а класс должен назвать, что это суша или вода и т. д. Примерные задания (слайд № 2):
- Гудзонов – вода, залив
- Аравийский – суша, полуостров
- Малайский – суша, архипелаг
- Гольфстрим – вода, течение
- Гибралтарский – вода, пролив
- Великобритания – суша, остров
- Тихий – вода, океан
- Балтийское – вода, море
- Дрейка – вода, пролив
- Австралия – суша, материк
В. Определить к какому океану относятся острова и полуострова. Учитель называет только природный объект, а учащиеся должны его отнести к какому либо океану (слайд № 3):
Новая Земля, архипелаг | Северный Ледовитый океан |
Великобритания, остров | Атлантический океан |
Исландия, остров | Атлантический океан |
Сахалин, остров | Индийский океан |
Большие Зондские острова | Тихий океан |
Новая Гвинея, остров | Тихий океан |
Мадагаскар, остров | Индийский океан |
Гренландия, остров | Северный Ледовитый океан |
Антильские острова | Атлантический океан |
Огненная Земля, остров | Атлантический океан |
Гавайские острова | Тихий океан |
Кольский полуостров | Северный Ледовитый океан |
Скандинавский полуостров | Атлантический океан |
Пиренейский полуостров | Атлантический океан |
Аравийский полуостров | Индийский океан |
Индостан, полуостров | Индийский океан |
Камчатский полуостров | Тихий океан |
Лабрадор, полуостров | Атлантический океан |
Г. Самостоятельно из списка, написанного на доске, выписать окраинные моря. Задания данной разминки записаны на доске (слайд № 4,5):
- Красное
- Карское
- Черное
- Баренцево
- Средиземное
- Чукотское
- Карибское
- Берингово
- Лаптевых
- Балтийское
*** Проверка задания “Путаница”
2. Устный опрос
А. Найти пару. Ученику выдаются карточки со словами, из которых он должен составить правильные пары и с помощью магнитов разместить их на доске. Задание выполняет один ученик, у доски с помощью магнитов крепит ответы. Содержание карточек: гидро, кратер, покрывало, превращение, землетрясение, природа, Вулкан, графо, вода, сейсмо, мантия, густая мазь, метаморфоз, Ге, пишу, физис, чаша, Бог огня, магма, земля.. Ответы:
гидро | вода |
мантия | покрывало |
физис | природа |
Вулкан | Бог огня |
кратер | чаша |
магма | густая мазь |
Ге | земля |
графо | пишу |
метаморфоз | превращение |
сейсмо | землетрясение |
Б. География в цифрах:
На доске нарисована таблица с ответами. Учитель читает вопросы, учащиеся находят ответы (слайд № 6):
4 м. |
< 1 ‰ |
- 2° С |
40°ю.ш. |
18 м. |
+ 2-3°С |
35 ‰ |
? |
42 ‰ |
Вопросы:
- Примерная высота ветровых волн (4 м.)
- Соленость пресной воды (< 1 ‰)
- Температура замерзания морской воды (- 2° С)
- “Сороковые роковые” (- 2° С)
- Высота прилива в заливе Фанди (40°ю.ш.)
- Температура воды на глубине 1000 м. (+ 2-3°С)
- Средняя соленость Мирового океана (35 ‰)
- Вода Мирового океана составляет …. ( ?)
- Соленость Красного моря (42 ‰ )
В. Сигнальные карточки. Учитель показывает карточки, школьники поясняют изображённое на них. Учащиеся владеют методикой и х составления (приложение №1, слайд № 7-12).
*** Проверка задания “Найти пару”
!!! Итоги опроса провести в конце урока с учетом участия в изучении нового материала.
III. Изучение нового материала
По мере объяснения нового материала учитель составляет опорный конспект, по которому будет проходить закрепление нового материала и опрос домашнего задания на следующем уроке.
Загадки (ответы записываются в схему (приложение № 2), начерченную на доске(слайд № 13))
1. Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик
И зовут его ……. (Ледник)2. Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
Засосет и бегемота
Это топкое ……. (Болото)3.Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море. (Река)4. Должен ответить, дружок, без труда:
Что меньше моря, но больше пруда? (Озеро)5. За плотиной водоем,
Карп зеркальный плещет в нем. (Пруд)6. Бьет источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живет вулкан,
Фонтан вам тот известен. (Гейзер)
- Как мы можем назвать все эти воды? (Воды суши)
- Что ещё относится к водам суши? (Многолетняя мерзлота)
Тема урока: “Подземные воды”
Домашнее задание (слайд № 14): § 29, повторить номенклатуру, подготовить сигнальные карточки по теме.
- Сегодня на уроке мы изучим один из видов вод суши. Для этого мы уже вспомнили виды внутренних вод. В конце урока мы должны ответить на очень важный вопрос: “Какие знания о внутренних водах необходимы при строительстве дома?” (слайд № 15).
Из самого термина следует его определение. Сформулируйте определение подземных вод.
Подземные воды – воды суши, находящиеся под землей. (Определение дают сами ученики)
- У вас не возник вопрос? (Как она туда попала?)
- Какие условия необходимы для образования подземных вод?
- Атмосферные осадки в достаточном количестве.
- Способность горных пород пропускать воду.
Проведем опыт:
Перед вами три стакана, три воронки. В воронке № 1 – глина, 2 - песок, № 3 – гравий. Наливаем одновременно во все воронки воду.
- Что мы наблюдаем? (Глина воду не пропускает)
- Какой вывод мы можем сделать? (Есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживают).
- От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы? (От количества и размеров трещин и пор.)
- Прочитайте в учебнике как называются горные породы, отличающиеся по пропускной способности (приложение № 3, схема № 2, слайд № 16).
- Данные горные породы образуют слои и могут залегать в следующей последовательности:
1 - Грунтовые воды – воды, находящиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами.
2 – Межпластовые – воды водоносного слоя, лежащего между двумя водоупорными пластами (приложение № 4, слайд № 17-18)
- Ребята, кто из вас может объяснить, как образуются пещеры?
- Межпластовые воды пополняются очень медленно. Вода попадает там, где пласт выходит на поверхность.
- Уровень грунтовых вод может быть различным. Это зависит от ……..? (Cлайд № 19)
- количества осадков
- таяния снега
- засушливого лета
- от рельефа
- близости рек и озёр
Познавательная задача № 1 (Cлайд № 20):
- Если вы пошли в поход, и вода закончилась. Где будете её искать? При ответе воспользуйтесь рисунком № 2 ОК (Приложение № 5).
В походных условиях родник следует искать в низинах, логах, оврагах, ложбинах, то есть в понижениях рельефа. Так как в этих местах грунтовые воды могут выходить на поверхность. Уровень воды (по принципу сообщающихся сосудов) стремится к равновесию и поэтому родники встречаются в понижениях.
- Значит, где будет находиться родник?
Познавательная задача № 2 (Слайд № 21):
- Объясните, почему колодцы роют зимой?
Зимой уровень воды в колодцах снижается. Это связано с тем, что подземные воды питают реки. А зимой другого питания у рек нет, поэтому вся вода уходит в реки и уровень падает. А весной талые воды просачиваются сквозь водопроницаемый слой, и колодец наполняется.
Познавательная задача № 3 (слайд № 22):
- Почему родник (ключ) выглядит как маленький фонтанчик?
Чаще фонтанируют межпластовые воды, так как они находятся под давлением. Это связано с тем, что вода стекает по водоупору в самое низкое место и образуется давление. (Рис. № 3 ОК, приложение № 6)
На рисунке изображен артезианский колодец. В XII веке во французской провинции Артуа стали впервые использовать самоизливающиеся вод подземные воды, что и дало название водоносным слоям, ограниченным сверху и снизу водоупорными пластами. (Рис. № 3.1, приложение № 7)
Артезианские воды – самоизливающиеся подземные воды. Эти воды могут содержать минеральные вещества.
- С грунтовыми водами связано такое понятие как оползни. Оползень – сползание блока горных пород под влиянием силы тяжести (приложение № 8, слайд № 23-24).
- Ребята мы с вами изучили подземные воды. Теперь вы можете ответить на вопрос, который прозвучал в начале урока “Что нужно учесть при строительстве дома?”.
- Состав водопроницаемых слоёв
- Уровень грунтовых вод
- Особенности рельефа (низины, берега и т.д.)
- Какое значение имеют подземные воды в природе и жизни человека? (жизненный опыт учащихся позволяет ответить на вопрос без помощи учителя и учебника)
IV. Закрепление нового материала
Учащиеся, по желанию, должны воспроизвести новый материал по конспекту. Работа может быть оценена по желанию ученика (слайд № 26).
V. Итоги урока
Литература:
- Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2005.
- Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6 кл. М.: Просвещение, 1991.
- Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. М.: Просвещение, 1994.
- Энциклопедия для детей: Т. 3 (География). – Сост. С.Т. Исмаилова. М.: Аванта+, 1994.
- Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.