ЦЕЛИ:
- Дать знания о составе АПК.
- Показать взаимодействие отраслей АПК и раскрыть его роль в хозяйстве страны.
- Изучить особенности сельского хозяйства.
- Изучить растениеводство и его зональную специализацию.
- Научить анализировать статистические данные, карту “Агроклиматические ресурсы”, чертить схему “Состав АПК”.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Экономическая карта,
- карта “Природные зоны”,
- карта “Растениеводство”,
- гербарии культурных растений,
- фотографии животных.
КОМБИНАРОВАННЫЙ УРОК (с использованием мультимедиа-проектора)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания по предыдущей теме.
III. Изучение нового материала.
План урока (Приложение 1 воспроизводится через мультимедийную установку на экран):
- Что такое АПК.
- Главная задача АПК и его состав.
- Роль и значение АПК.
- Сельское хозяйство и его особенности.
Что такое АПК.
(Приложение 1 воспроизводится через мультимедийную установку на экран):
(запись в тетрадь)
Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведения её до потребителя.
2. Главная задача АПК и его состав.
(Приложение 1 воспроизводится через мультимедийную установку на экран):
Главная задача АПК (запись в словарь) – обеспечить население страны продовольствием.
АПК состоит из: отраслей:
1. Обеспечивающих работу АПК (сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, агрономия, селекция, мелиорация, производство комбикормов, сельское строительство, и т.д.).
2. Сельское хозяйство.
3. Отраслей, связанных с транспортировкой, хранением и переработкой сельскохозяйственной продукцией.
Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т.д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т.д. поэтому АПК состоит из 3 звеньев производства.
Учитель на экране, а учащиеся в тетради выполняют схему состава АПК.
Задание: используя схему АПК распределить следующие отрасли по основным звеньям АПК. (Отрасли впишите как пример в схему)
(Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность.)
3. Роль и значение АПК.
(Приложение 1 воспроизводится через мультимедийную установку на экран):
Задание:
1. Посмотрите на схему и сделайте вывод, от чего зависит уровень развития сельского хозяйства? В чем заключается значение АПК? Сделайте вывод.
(вывод воспроизводится через мультимедийную установку на экран):
Вывод (запись в тетрадь): уровень развития сельского хозяйства зависит от развития первого звена АПК, отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК. Значение - обеспечить население страны продовольствием.
Задания (работа с картами атласа и учебника):
Пользуясь картой “Машиностроение” атласа, найдите и покажите центры сельскохозяйственного машиностроения. (Ростов-на-Дону, Челябинск, Рязань, Омск, Рубцовск.)
Пользуясь картой атласа “Химическая промышленность” или картой учебника с.147, рис.42, определите центры производства минеральных удобрений: азотных, калийных, фосфатных. (Результаты оформите в тетради в виде таблицы)
Таблица: Центры производства минеральных удобрений
Азотные удобрения | Калийные удобрения | Фосфатные удобрения |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4. Сельское хозяйство и его особенности.
(Приложение 1 воспроизводится через мультимедийную установку на экран):
Основу АПК составляет сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.
Особенности сельского хозяйства:
- зависимость от природных условий
- производство продукции сезонно
- земля одновременно является средством труда и производством труда.(1708 млн. га – площадь земель в России, 13% из них составляют сельхоз угодья, т.е. 222 млн. га)
- сельскохозяйственное предприятие занимает большую площадь.
Задание:
Используя текст учебника стр.160 выписать в тетрадь отраслевой состав растениеводства и животноводства.
Чтение текста учебника на стр.160 (дополнительной информации - энциклопедии).
(запись в словарь):
!!! Сельскохозяйственные угодья – земли, которые используются в сельском хозяйстве (пашня-60%, сенокосы-10%, пастбища-30%, сады, виноградники-1%).
!!! Земельные ресурсы – это земли, используемые в хозяйственной деятельности человека.
Задание:
Используя карту “Агроклиматические ресурсы” заполните таблицу. Укажите знаком “+” требование культуры к данному условию высокие, и “-” нетребовательность культуры к данному условию( приведите по 3-4 примера зерновых и технических культур).
Культура | Требование к теплу | Требование к почве | Требование к влаге | Районы выращивания |
Зерновые | ||||
Технические |
(запись в тетрадь):
Мелиорация – мероприятия по повышению плодородия почвы, которые позволят более эффективно использовать сельскохозяйственные угодья и получать большие урожаи культур.
IV. Закрепление.
Тест (раздаточный материал на 3-5 мин.):
1. Основным звеном АПК является:
- растениеводство
- сельское хозяйство
- животноводство
- сельскохозяйственное машиностроение
2. К первому звену АПК относятся:
- торговля
- селекция
- транспорт
- мелиорация
3. Полеводство занимается возделыванием……
- зерновых культур
- фруктов
- овощей
- выращивания льна
4. В Нечерноземье выращивают….
- подсолнечник
- ячмень
- лен-долгунец
- пшеницу
5. Ареалы выращивания озимой пшеница совпадают с районами выращивания:
- кукурузы и подсолнечника
- льна и ржи
- овса и льна
- ржи
6. На выращивании кукурузы на зерно специализируются районы:
- Центральный
- Северный Кавказ
- Западная Сибирь
- Урал
7. Мелиорация – это мероприятия связанные с ……
Ответы:1(2), 2(2,4), 3(1), 4(2,3), 5(1), 6(2), 7…
V. Домашнее задание.
§ 34, вопросы стр.163. Мой край в судьбе России стр.165 задание №2 (письменно).