Комбинированный урок географии по теме "АПК. Состав и значение АПК. Земледелие"

Разделы: География


ЦЕЛИ:

  • Дать знания о составе АПК.
  • Показать взаимодействие отраслей АПК и раскрыть его роль в хозяйстве страны.
  • Изучить особенности сельского хозяйства.
  • Изучить растениеводство и его зональную специализацию.
  • Научить анализировать статистические данные, карту “Агроклиматические ресурсы”, чертить схему “Состав АПК”.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Экономическая карта,
  • карта “Природные зоны”,
  • карта “Растениеводство”,
  • гербарии культурных растений,
  • фотографии животных.

КОМБИНАРОВАННЫЙ УРОК (с использованием мультимедиа-проектора)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания по предыдущей теме.

III. Изучение нового материала.

План урока (Приложение 1 воспроизводится через мультимедийную установку на экран):

  1. Что такое АПК.
  2. Главная задача АПК и его состав.
  3. Роль и значение АПК.
  4. Сельское хозяйство и его особенности.

Что такое АПК.

(Приложение 1 воспроизводится через мультимедийную установку на экран):

(запись в тетрадь)

Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведения её до потребителя.

2. Главная задача АПК и его состав.

(Приложение 1 воспроизводится через мультимедийную установку на экран):

Главная задача АПК (запись в словарь) обеспечить население страны продовольствием.

АПК состоит из: отраслей:

1. Обеспечивающих работу АПК (сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, агрономия, селекция, мелиорация, производство комбикормов, сельское строительство, и т.д.).

2. Сельское хозяйство.

3. Отраслей, связанных с транспортировкой, хранением и переработкой сельскохозяйственной продукцией.

Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т.д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т.д. поэтому АПК состоит из 3 звеньев производства.

Учитель на экране, а учащиеся в тетради выполняют схему состава АПК.

Задание: используя схему АПК распределить следующие отрасли по основным звеньям АПК. (Отрасли впишите как пример в схему)

(Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность.)

3. Роль и значение АПК.

(Приложение 1 воспроизводится через мультимедийную установку на экран):

Задание:

1. Посмотрите на схему и сделайте вывод, от чего зависит уровень развития сельского хозяйства? В чем заключается значение АПК? Сделайте вывод.

(вывод воспроизводится через мультимедийную установку на экран):

Вывод (запись в тетрадь): уровень развития сельского хозяйства зависит от развития первого звена АПК, отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК. Значение - обеспечить население страны продовольствием.

Задания (работа с картами атласа и учебника):

Пользуясь картой “Машиностроение” атласа, найдите и покажите центры сельскохозяйственного машиностроения. (Ростов-на-Дону, Челябинск, Рязань, Омск, Рубцовск.)

Пользуясь картой атласа “Химическая промышленность” или картой учебника с.147, рис.42, определите центры производства минеральных удобрений: азотных, калийных, фосфатных. (Результаты оформите в тетради в виде таблицы)

Таблица: Центры производства минеральных удобрений

Азотные удобрения Калийные удобрения Фосфатные удобрения
     

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Сельское хозяйство и его особенности.

(Приложение 1 воспроизводится через мультимедийную установку на экран):

Основу АПК составляет сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.

Особенности сельского хозяйства:

  • зависимость от природных условий
  • производство продукции сезонно
  • земля одновременно является средством труда и производством труда.(1708 млн. га – площадь земель в России, 13% из них составляют сельхоз угодья, т.е. 222 млн. га)
  • сельскохозяйственное предприятие занимает большую площадь.

Задание:

Используя текст учебника стр.160 выписать в тетрадь отраслевой состав растениеводства и животноводства.

Чтение текста учебника на стр.160 (дополнительной информации - энциклопедии).

(запись в словарь):

!!! Сельскохозяйственные угодья – земли, которые используются в сельском хозяйстве (пашня-60%, сенокосы-10%, пастбища-30%, сады, виноградники-1%).

!!! Земельные ресурсы – это земли, используемые в хозяйственной деятельности человека.

Задание:

Используя карту “Агроклиматические ресурсы” заполните таблицу. Укажите знаком “+” требование культуры к данному условию высокие, и “-” нетребовательность культуры к данному условию( приведите по 3-4 примера зерновых и технических культур).

Культура Требование к теплу Требование к почве Требование к влаге Районы выращивания
Зерновые        
Технические        

(запись в тетрадь):

Мелиорация – мероприятия по повышению плодородия почвы, которые позволят более эффективно использовать сельскохозяйственные угодья и получать большие урожаи культур.

IV. Закрепление.

Тест (раздаточный материал на 3-5 мин.):

1. Основным звеном АПК является:

  1. растениеводство
  2. сельское хозяйство
  3. животноводство
  4. сельскохозяйственное машиностроение

2. К первому звену АПК относятся:

  1. торговля
  2. селекция
  3. транспорт
  4. мелиорация

3. Полеводство занимается возделыванием……

  1. зерновых культур
  2. фруктов
  3. овощей
  4. выращивания льна

4. В Нечерноземье выращивают….

  1. подсолнечник
  2. ячмень
  3. лен-долгунец
  4. пшеницу

5. Ареалы выращивания озимой пшеница совпадают с районами выращивания:

  1. кукурузы и подсолнечника
  2. льна и ржи
  3. овса и льна
  4. ржи

6. На выращивании кукурузы на зерно специализируются районы:

  1. Центральный
  2. Северный Кавказ
  3. Западная Сибирь
  4. Урал

7. Мелиорация – это мероприятия связанные с ……

Ответы:1(2), 2(2,4), 3(1), 4(2,3), 5(1), 6(2), 7…

V. Домашнее задание.

§ 34, вопросы стр.163. Мой край в судьбе России стр.165 задание №2 (письменно).