Цели:
- Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
- Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозные явления природы.
- Формировать мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры.
- Познакомить учащихся с профессией вулканолога – изучение этого явления – важнейший фактор в познании строения нашей Земли.
- Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.
- Продолжать обучению приемам работы с картой атласа.
Оборудование: карта полушарий, атласы, картина К.П. Брюллова “Последний день Помпеи”
Тип урока: урок синхронного моделирования
Форма урока: презентация
Ход урока
1 слайд. Тема урока
2 слайд. Эпиграф урока.
- Давайте вспомним, как называются все изменения, происходящие в природе.
- Какие явления природы вы видели сами?
Вывод: идет снег, дождь, замерзает вода, падают листья – это явления природы. Это грозные явления природы?
Сегодня перед нами стоят задачи: выяснить и понять:
а) почему вулканы являются грозным явлением природы;
б) каковы причины их образования;
в) для чего ученые изучают эти грозные явления;
г) почему люди не оставляют этих мест.
По ходу урока, вы должны составить краткий конспект урока в тетради.
1. Откуда произошло название. Слайд 3
По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. В его кузнице было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывает двери в свое царство (образуются отверстия на поверхности земли) и оттуда вырывается огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.
2. Как устроен вулкан.
Слайд 4.
3. Где на земном шаре есть вулканы?
По географическим координатам определить вулканы. Кто найдет правильный ответ, подойти к карте и прикрепить название вулкана.
Слайд 5, 6, 7, 8, 9 10
- А почему именно в этих местах земного шара расположились вулканы? Давайте подумаем.
- Чаще всего вулкан привыкли считать горой. А может начаться извержение на ровном месте? (учебник, стр. 49 20 февраля….)
- А есть вулканы на дне океанов?
- А где вулканов больше – на суше или в океане? Почему вы так думаете?
Вулканы, о которых сохранились сведения, что они извергались, называют действующими.
Вулканы, о которых нет сведений об извержении, называют потухшими.
Вулканы, которые потухли, а потом вновь стали извергаться, называют уснувшими.
Сделайте вывод. Почему вулканы – грозные явления природы?
Слайд 11. К.Брюллов “Последний день Помпеи”
Историк и писатель Плиний Младший был свидетелем катастрофы и оставил нам описание этой трагедии. Это описание глубоко взволновало К.П.Брюллова. На своей картине он стремился следовать Плинию не только в деталях, но и в воссоздании самого духа и атмосферы события. Громадное полотно длиной 641 см и высотой 456 см и сейчас производит сильное впечатление.
Пушкин под впечатлением картины написал:
Везувий зев открыл – дам хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон, -
Слайд 12 – 18 – руины античного города Помпеи после раскопок.
1883 г. о. Ява. Вулкан Кракатау погибло 40.000 человек
Вулкан Исалько Сальвадор, Центральная Америка – самый активный. Его высота 1885 м. Более 200 лет он действует почти непрерывно. Извержение повторяется каждые 2-10 минут. Выбрасывает пар, вулканические бомбы и пепел на высоту около 300м, из кратера изливается лава.
4. Для чего изучают вулканы?
Герой книги Жюль Верна “Путешествие вглубь Земли” спускается по жерлу потухшего вулкана вглубь земли и выходит на поверхность также по жерлу вулкана в другом конце земли. Можно ли таким образом изучать вулканы? Конечно, нет. Это фантастическое произведение.
Вулканологи изучают вулканы для того, чтобы:
- предсказать извержение; (Толбачик предсказывали извержение 30 июня–10 июля 1975 г. Извержение произошло 6 июля 1975 г.)
- изучить внутренне строение земли;
- узнать об образовании полезных ископаемых.
Способы предсказаний:
- изменение магнитного поля земли
- изучение подземных толчков;
- изменение наклона земли.
Вывод: главная задача – спасти людей.
а) оповещение населения;
б) эвакуация (до 10 км – самая опасная зона, до 20 км – средней опасности зона, более 20 км – менее опасная зона)
5. Почему же люди не оставляют этих мест?
- плодородные почвы;
- пепел вулканов является дополнительным удобрением для почв.
6. Химический опыт “Вулкан”
Калий двухромовокислый (К2 Cr2О7).
В тигель насыпать дихромат калия, в центре холмик вещества смочить спиртом. Зажигают “вулкан” горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно. Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого вырываются раскаленные массы
Домашнее задание. Параграф 19, творческое задание “Написать сказку или стихотворение о вулкане”
Образец конспекта учащихся.
1. Что такое вулкан?
Вулкан – огнедышащая гора чаще конической формы, с кратером на вершине, из которого выливается расплавленная лава. В атмосферу выбрасываются: водяной пар, горячие газы, вулканические бомбы, пепел.
2. Почему вулкан – грозное явление?
- дым, пепел, вулканические бомбы выбрасываются на большие расстояния до 40км;
- возникают пожары;
- толщина грязевых отложений составляет 10-15 м;
- гибнут люди, домашний скот;
- разрушаются дома.
3. Какова причина их возникновения?
- В земной коре образуются трещины, по которым магма устремляется вверх.
Для чего их изучают?
- для предсказания извержений;
- для изучения внутреннего строения Земли;
- узнать об образовании полезных ископаемых.
4. Почему люди не оставляют этих мест?
- плодородные почвы;
- пепел вулканов является дополнительным удобрением для почв.
Примечание. В разработке урока использованы материалы:
- “Уроки географии 6 класс” виртуальной школы Кирилла и Мефодия.
- Материалы Интернет-сайтов.