Тема урока "Реки и озера Африки"

Разделы: География


Цели и задачи урока:

  1. Продолжить формирование знаний и представлений об особенностях природы Африки.
  2. Продолжить формирование навыков выявление причинно-следственных связей.
  3. Вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия связанные с внутренними водами.
  4. Познакомить с крупнейшими объектами внутренних вод Африки – речной системой Нила и озером Виктория.
  5. Сформировать представление об основных чертах этой реки, ее режиме, питании и хозяйственном использовании.
  6. Продолжить формирование навыков работы с разными источниками информации, в том числе с разными видами карт.
  7. Продолжить формирование навыков работы на контурной карте.

Оборудование:

Атласы и контурные карты 7 класса, цветные карандаши, настенная карта Африки, наглядный материал (презентация, м/м проектор, слайдпроектор), условные знаки влажного и сухого сезонов года, текст для выступления гостя из Египта, книга «По материкам и океанам» Просвещение 1988г, презентация (приложение).

Этапы урока и дидактические задачи на них:

Организационный. Цель этого этапа – подготовка учащихся к работе на уроке, определение целей и задач урока.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Задача этого урока – организовать и направить к цели урока познавательную деятельность учащихся.

Усвоение новых знаний. Дидактическая задача – дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого материала, а так же добиться от учащихся сознательного восприятия изучаемого материала. Провести первичное обобщение новых знаний, выработать соответствующие ЗУН.

Закрепление нового материала – Дидактическая задача этапа – закрепить полученные знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу.

Этап контроля понимания учащимися нового материала. Дидактическая задача на этот этап – установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, понятиями и закономерностями. После чего устранить обнаруженные проблемы.

– информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж к его выполнению. Задача этого этапа – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Этап подведения итогов урока. Задача этого этапа – проанализировать работу, дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективы на будущее.

Распределение времени на уроке.

1 этап 2
2 этап 5
3 этап 15
4 этап 8
5 этап 5
6 этап 3
7 этап 2

Ход урока

I. Организационный момент.

Взаимоприветствие учащихся и учителя. Фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовки учащихся к уроку.

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

На этом этапе определяется тема урока, ставятся цели изучения нового материала. Показывается его практическая значимость, ставятся перед детьми учебные проблемы. Организовывается вступительная часть работы.

Я предлагаю ученикам открыть атласы на странице «Африка. Физическая карта».

Работая по этой карте устно ответить на вопросы:

  • назвать реки, относящиеся к бассейну Индийскому океану.
  • назвать реки, относящиеся к бассейну Атлантического океана.
  • на какой реке находится водопад Виктория.
  • назвать самое большое по площади озеро.
  • назвать озеро, имеющее самую большую протяженность с севера на юг.
  • назвать озеро, расположенное в пустыне.
  • назвать озера в зоне великих Африканских разломов.
  • назвать реки, бассейны которых пересекает экватор.
  • назвать реки текущие с юга на север.
  • назвать озера, которые исследовал Д.Ливингстон.

Далее я прошу предположить, чему будет посвящен наш урок. Подтверждаю догадку и ставлю учебные цели.

III. На этом этапе ученики работают в контурной карте, на странице Африка.

Наверху страницы подписывает название работы «Речная система реки Нил». Учитель объясняет правила и способы нанесения надписей в контурной карте. (Надписи наносятся аккуратно, по горизонтали, если нет места, то можно поставить цифру и в условных знаках расшифровать ее. Или использовать выноску со стрелкой.)

Далее следует выступление гостя из Египта. Оно может быть организованно заранее или в самом начале урока вместо устной работы для одного из учеников.

«Я, фараон Нижнего и Верхнего Египта. Моя страна расположена на берегах священной реки Нил. Нил течет через пустыню, даря людям жизнь. Каждый год он разливается, принося на поля плодородный ил. Я люблю свою страну и очень интересуюсь ее природой. Я очень хочу знать, где Нил берет свое начало, почему раз в год в реке прибывает вода, откуда она берется, почему это происходит ежегодно, и в строго определенное время. Мои жрецы не могут ответить на эти вопросы. Может быть, на эти вопросы сможете ответить вы – ученики 7 класса».

Целесообразно повторить вопросы «фараона» еще раз, т.к. это цели практической работы.

Основная часть работы – оформление к/к: нанесение на нее частей речной системы Нил (истоки, притоки, озера, водопад, устье). Об этих частях рассказывают дети по заранее данным заданиям. Рассказы сопровождаются демонстрацией иллюстраций.

IV. Этап закрепления нового материала.

Вторая часть работы посвящена определению режима Нила. Для этого детям предлагается провести границы климатический поясов, которые пересекает река. Подписать их названия (экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический). Устно вспомнить характеристику воздушный масс, господствующих в этих поясах (ЭВМ – жаркая влажная, ТВМ – теплая сухая, УВМ – прохладная влажная) и время их господства.

В контурной карте, с помощью условных знаков обозначить режим выпадения осадков в бассейне Нила. (Я предлагаю использовать «тучку» и «солнышко» красного и синего цвета). Результат должен быть следующим: в экваториальном 2 тучки красного (лето) и синего (зима) цвета, в субэкваториальном красная тучка и синее солнышко, в тропическом солнышки красного и синего цвета, в субтропическом красное солнышко и синяя тучка.

V. Этап контроля понимания учащимися нового материала.

Ребятам предлагается вспомнить вопросы «фараона» (они могут быть записаны на откидной части доски заранее) и ответить на них.

  • где Нил берет свое начало,
  • почему раз в год в реке прибывает вода,
  • откуда она берется,
  • почему это происходит ежегодно,
  • почему в строго определенное время.

Далее можно предложить детям и записать в виде вывода к работе ответ на вопрос о режиме Нила.

VI. Информирование детей о домашнем задании.

Кроме параграфа по учебнику можно предложить составить сравнительную характеристику двух рек Африки, например Конго и Лимпопо. Или составить характеристику реки Нигер по тому же плану, что использовали в классной работе. Задавая такое задание необходимо уточнить пункты плана.

VII. Подведение итогов урока.

Сравнить поставленные задачи и достигнутые результаты, дать анализ успешности работы класса, поблагодарить детей за активную работу, выставить оценки выступавшим и наиболее активно работавшим детям.

Дополнительный материал к уроку. (Выделенные названия обозначаются в контурной карте)

Исток Нила. Иногда пишут, что Нил вытекает из озера Виктория. Это не совсем точно. Правильнее было бы сказать, что Нил протекает через озеро Виктория. Но где же он начинается? Истоком Нила считают реку Кагера, которая впадает на западе в озеро Виктория.

Озеро Виктория. Озеро расположено в приэкваториальной области. Оно пополняется водой равномерно в течение всего года за счет постоянных дождей и полноводных рек, впадающих в него. Поэтому и Нил получает воду из озера равномерно, в течение всего года.

Озерный край. Реку, вытекающую из озера Виктория, назвали Виктория-Нил. В верхнем течении она порожиста. У водопада Оуэн построена плотина и первая гидроэлектростанция в бассейне Нила.

Река Виктория-Нил впадает в озеро Кьога. Береговая линия озера очень извилиста. Озеро мелководно, глубиной 3-5 метров, поэтому во многих местах заросло папирусом и тростником. Водяные лилии плавают на поверхности воды. Вокруг озера болотистая низина.

Озеро Мобуту-Сесе-Секо расположено в районе Великих Восточно-Африканских разломов. Однако здесь разломы земной коры не очень велики, поэтому невелика и глубина озера – 40-48 метров. Озеро вытянуто с юго-запада на северо-восток. Берега его высокие и обрывистые.

Водопад Мерчисон находится на полпути от озера Кьога к озеру Мобуту-Сесе-Секо. Здесь Нил вдруг спотыкается, затем набирает скорость, прыгая с уступа на уступ, и обрушивается с 40-50 метрового трамплина в теснину. В каменной чаше водяной вал с громом дробится, пенится. Словно могучий вулкан, выбрасывает он в небо водяную пыль. Бьются о края каменной чаши размытые корни мертвых деревьев, трясется намокшая зеленая борода мха. Нил бушует. Это похоже на смерч, вихрь. А над водяной пылью повисли неправдоподобно яркие ленты радуги. Самые ближние цветные ленты можно, кажется, взять и разрезать. Фантастическое зрелище!

Спускаясь с Восточно-Африканского плоскогорья на равнину – река получает название Бахр-эль-Джебель. Она распадается на множество рукавов. Территория здесь ровная, поэтому реки текут очень медленно. В водоемах с полустоячей водой под горячим экваториальным солнцем бурно развивается растительность, образуя на поверхности целые острова. Иногда эти острова наглухо перегораживают русло реки, и тогда по ней невозможно плавать на лодке. А это основное средство передвижения в этих местах.

После впадения притока Собат река называется Белый Нил. Собат течет с Эфиопского нагорья. С гор потоки воды несут много ила, а потому имеют кремово-белый оттенок. Эта белесая вода во время половодий вливается в Нил, окрашивая его воды. Именно поэтому и возникло название Белый Нил.

Голубой Нил начинается на Эфиопском нагорье на высоте 2700 метров над уровнем моря. Его истоком считают небольшую речку Малый Абай. Она стекает с крутых гор и впадает в озеро Тана. Река, вытекающая из озера называется Голубой Нил. На протяжении 500 километров он течет в ущелье, глубиной до 1200 метров. Если смотреть в ущелье сверху, то река на дне кажется узенькой струйкой воды. В глубоком ущелье холодно и по утрам стелется светло-голубой туман.

У города Хартума Белый и Голубой Нил сливаются, давая начало основному течению реки Нил. Около Асуана построена плотина, перегородившая реку, выше плотины образовалось водохранилище. Ежегодно, летом, оно пополняется водой, не давая Нилу разливаться в нижнем течении.

Дальше Нил течет по Египту. Между Аравийской и Ливийской пустынями, не получая ни притоков, ни влаги от дождей. Нильская вода сильно испаряется и расходуется на орошение полей.

Впадает Нил в Средиземное море, образуя дельту. Сегодня она состоит их двух рукавов – Западного и Восточного, каждых длиной более 200 километров. Дельта Нила и часть суши вдоль берегов – это места зимовья и кочевья перелетных птиц.

Сегодня Нил, как и давным-давно, дарит людям жизнь. Он поит поля, служит транспортным путем, дает рыбу и электричество. И наверно неслучайно египтяне считают его «Священной рекой».

Дополнительный материал составлен по книге «По материкам и океанам» составитель Смирнова Н.П. ... Просвещение 1988г.

(Приложение)