Тема урока: "Рельеф и геологическое строение материка Северная Америка"

Разделы: География


Введем на плоскости систему коор

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать представления о рельефе, тектоническом строении, геологической истории материка С.Америка.
  2. Продолжить формирование умений и навыков работы с картами, статистическим материалом, и другими источниками информации.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.
  4. Получить знания о строении Северной Америки, ее геологической истории, особенностях природы и факторах влияющих на рельеф.
  5. Продолжить формирование навыков работы с картографическим и статистическим материалом.
  6. Развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению, использованию новых сведений для своего развития.

Оборудование: Географические атласы 7 класса, раздаточные материалы (Приложение 1, Приложение 3), компьютерная программа «География. Наш дом – Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны», компьютеры, м/м проектор, презентация (Приложение 2).

Этапы урока и дидактические задачи на этих этапах.

1 этап – Организационный. Цель этого этапа – подготовка учащихся к работе на уроке, определение целей и задач урока.

2 этап – Всесторонняя проверка домашнего задания. Задача этого этапа – Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

3 этап – Этап всесторонней проверки ЗУН. Дидактическая задача – глубоко и всесторонне проверить ЗУН. Выявить причины обнаруженных пробелов, стимулировать весь класс к овладению рациональными приемами к самообразованию.

4 этап – Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Задача этого этапа урока – организовать и направить к цели урока познавательную деятельность учащихся.

5 этап – Усвоение новых знаний. Дидактическая задача этого этапа – дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же добиться от учащихся сознательного восприятия изучаемого материала. Так же провести первичное обобщение новых знаний, выработать соответствующие ЗУН.

6 этап – этап контроля понимания учащимися нового материала. Дидактическая задача на этот этап – установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, понятиями и закономерностями. После чего устранить обнаруженные проблемы.

7 этап – закрепление нового материала – Дидактическая задача этапа – закрепить полученные знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу.

8 этап – информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж к его выполнению. Задача этого этапа – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

9 этап – этап подведения итогов урока. Задача этого этапа – проанализировать работу, дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективы на будущее.

Распределение времени на уроке:

Этапы урока. Время
1 2 минуты
2 5 минут
3 3 минуты
4 2 минуты
5 10 минут
6 7 минут
7 12 минут
8 2 минуты
9 2 минуты

Описание урока. Проводимый урок является вторым в ходе изучения темы Северная Америка. Раннее дети знакомились со строением земной коры и рельефом материков Африки, Австралии, Южной Америки и Антарктиды. В начале года изучались общие закономерности строения и геологическая история земной коры всего мира.

Из меж предметных связей можно четко проследить связь с историей (освоение Земли, формирование стран Северной Америки); использование компьютерных технологий говорит о связи с информатикой и информационной технологией.

Этот урок преследует цели знакомства с особенностями природы, формирование умений выявлять причинно-следственные связи, работать со статистическим и картографическим материалом, использовать полученные умения в новых ситуациях. Подобные цели ставятся почти на каждом уроке географии.

На уроке предполагается использование следующих методов работы:

- объяснительно- иллюстративный,
- репродуктивный,
- проблемно-поисковый,
- словесный,
- метод самостоятельной работы,
- метод контроля и самоконтроля,
- исследовательский.

Приемов работы:

- анализ, сравнение и обобщение получаемых данных,
- работа со статистическим материалом,
- работа с картами (атласа и контурными)
- выполнение заданий опережающего обучения,
- тезисное конспектирование.

Ход урока

I. Организационный момент.

Взаимоприветствие учащихся и учителя. Фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовки учащихся к уроку.

II. Всесторонняя проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос: (вопросы и примерные ответы на них)

- Чем географическое положение Северной Америки, отличается от географического положения Южной Америки? (С.Америку не пересекает экватор. С.Америку пересекает полярный круг).

- Назвать крайние точки материка (мысы Мерчисон, Принца Уэльского, Марьято, Сент-Чарльз).

- Кто и когда открывал материк С.Америку (Эрик Рыжий и его сын – в 10 веке – открытие и освоение Гренландии. Д. Кабот – 15 век – достиг Ньюфаундленда. В.Беринг и А. Чириков – 18 век – описание побережья на северо-западе).

- Чем характеризуется береговая линия С.Америки (Она очень изрезана, особенно много островов на севере. Есть несколько крупных полуостровов: Лабрадор, Юкатан, Аляска. Большие заливы вдаются глубоко в материк, например Мексиканский, Гудзонов).

- Что было бы не так в Северной Америки, если бы она имела другую форму. ( Крайние точки располагались бы в других местах, и имели бы иные координаты. Иначе выглядела бы береговая линия. Острова, заливы, полуострова были бы другими, или их не было бы вообще).

III. Всесторонняя проверка знаний, умений и навыков.

Детям предлагается ответить на вопросы теста (Приложение 1). Ответы теста записать в таблицу, на самую нижнюю строку и в буклет на первую страницу. После сдачи листков с тестами, оглашаются правильные ответы, проводится предварительный контроль усвоения материала, подводятся итоги этой работы.

IV. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

На этом этапе определяется тема урока, ставятся цели изучения нового материала. Показывается его практическая значимость, ставятся перед детьми учебные проблемы

Я предлагаю детям вспомнить по какому плану мы изучаем материки, и определить тему сегодняшнего урока. (После знакомства с географическим положением и историей освоения материка мы изучаем рельеф). Далее, я предполагаю что, выбирая маршрут туристической поездки, эти знания могут понадобиться для выбора наиболее удачного маршрута.

V. Этап усвоения новых знаний.

Знакомство с особенностями размещения форм рельефа проводится по физической карте атласа и настенной карте. Результаты оформляются в букле 2 страница, 2 строка (Приложение 3). В ходе работы необходимо выяснить какие формы рельефа преобладают на западе материка, а какие размещаются на востоке.

Причины такого размещения форм рельефа и особенности тектонического строения земной коры объясняет учитель. По ходу объяснения дети заполняют оставшееся место в схеме на 2 странице буклета.

Далее следует знакомство с горными системами Северной Америки. Учитель рассказывает о горных системах материка, иллюстрируя свой рассказ фотографиями, картинами, слайдами. Ребятам предлагается нанести на к/карту (буклет 3 – 4 страница) расположение следующих горных систем с указанием их высочайших вершин – Береговой хребет, Каскадные горы, Скалистые горы, Береговые хребты, Большой бассейн, Аппалачи, Сьерра-Невада, Аляскинский хребет и вершина Мак-Кинли. В ходе выполнения этой работы дети пользуются физической картой С.Америки в атласе и статистическим материалом таблицы в буклете.

На контурную карту линией нужно нанести расположение горного хребта, подписать его, звездочкой обозначить вершину и подписать ее. (Слайд № 3 в приложении2).

VI. Этап понимания учащимися нового материала.

Для успешной работы на этом этапе используются опережающие задания, данные детям за некоторое время до урока (нескольким детям предлагалось подготовить сообщения о равнинах С.Америки, и проиллюстрировать эти рассказы. Материалы необходимо было найти в «Интернет»). После выполнения этой работы необходимо попросить нескольких детей прокомментировать услышанное, задать вопросы выступавшим и выяснить насколько понятен изученный на уроке материал.

VII. Закрепление нового материала.

Работа проводится с использованием электронного учебника географии 7 класс. Дети разбиваются на небольшие группы и занимают места за компьютерами.

После запуска программы, дети, поочередно открывают материки, Северная Америка, практика. В практике предлагается выполнить задания (для более слабых 1 и 2, для более сильных 2 и 3). Результаты можно вывести на проектор и обсудить.

Далее на верхней строке найти и открыть «Природные парки». В буклет на страницу выписать названия национальных парков, в которых охраняются необычные места, связанные с особенностями строения земной коры и форм рельефа, а на карте указать их месторасположения.

Заключительной частью этой работы является заполнение теста на 5 странице буклета. (Выбрать правильные высказывания). Провести краткий анализ результатов.

VIII. Информирование учащихся о домашнем задании.

Кроме закрепления материала по параграфу учебника, предлагается нанести на контурную карту маршрут путешествия по Северной Америки с указанием наиболее интересных мест для посещения. (Задания можно усложнить, ограничив протяженность маршрута, или указав район путешествия).

IX. Подведение итогов урока.

Учителем проводится анализ достижения целей урока, дается оценка успешности работы. Оценивается работа всего класса. Выставляются оценки за работу.

О себе:Цибашова Татьяна Алексеевна. Учитель географии высшей категории. Педагогический стаж – 16 лет. Образование – высшее. МГЗПИ 1995 год. Учитель географии. Повышение квалификации - МИОО «Информационные компьютерные технологии для учителей географии» 2003 год. МИОО «Методика преподавания экономики в школе» 2003 год. МИОО «Обновление содержания по экономической и социальной географии» 2003 год. Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ «Интернет-технологии для учителя предметника» 2003 год. МГТУ им. Баумана «Организация научно-исследовательской работы в школе» 2005 год.