Цели:
- Образовательная: ввести понятие “водные ресурсы” и его географическое содержание (состав, оценка, использование); показать проблему обеспечения водными ресурсами РФ; научить использовать программу EXCEL для обработки географической информации, обучение формам коллективного познания в малых группах;
- Воспитательная: формировать представления о разнообразии водных ресурсов и их использовании в РФ как основа экологического сознания; укреплять чувство гражданской гордости и ответственности за природное богатство Родины;
- Развивающая: развивать интеллектуальные умения: формулировать проблему, анализировать карты и статистические материалы, делать логически непротиворечивые выводы; развивать контрольно-оценочные умения, организация познавательного общения, развитие речи с использованием работы в малых группах.
План урока:
Основное содержание | Время |
1. Введение в тему урока при высокой
мыслительной активности учащихся
|
13 мин - 1 мин |
2. Работа по опорному конспекту в тетради | 5 мин |
3. Первичное закрепление и промежуточный контроль | |
4. Упражнение (дифференцированные задания, групповая работа) | 10 мин |
5. Отчет групп, заполнение опорного конспекта | 12 мин |
6. Представление карты экологической безопасности РФ | 3 мин |
7. Итог
|
2 мин - 1 мин |
Дидактические материалы:
- Слайды (5-6 шт) по водным ресурсам РФ;
- Тесты [4] знаний – 24 экз.
- 2 вида карт/разд по 3 экз.
- Учебник
- Атлас [1] – 24 экз.
- Статистические материалы по использованию воды в различных отраслях промышленности – 3 экз.
Оборудование:
- Физическая карта РФ
- Презентация, где:
- “Карта экологической безопасности РФ” [3]
- “Определение водных ресурсов”Справочник [2]
- “Опорный конспект”
- Компьютер с программой EXCEL
Конспект урока:
1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА - На протяжении последних уроков мы говорили о водных объектах РФ, их размещении, особенностях, причинах формирования. Давайте еще раз посмотрим на их красоту, вспомним то, о чем говорили. |
|||
СЛАЙДЫ - Мы не можем двигаться дальше, не повторив основных знаний по предыдущим темам. Перед вами тест, который позволит нам это сделать. Оценку поставите себе сами. |
Слайды | ||
ТЕСТ ЗНАНИЙ [4] | Тест | ||
1) Наибольшую площадь на территории РФ
занимает бассейн:
|
а) | ||
2) Подавляющее большинство рек РФ имеет
смешанное питание с преобладанием:
|
а) | ||
3) Главной причиной отсутствия
наводнений на Волге является:
|
б) | ||
4) Установить соответствие: озеро –
происхождение котловины
|
1 – б 2 – в 3 – а 4 – г |
||
5) Наибольшая заболоченность территории
наблюдается в бассейнах:
|
в) | ||
6) Наибольшее число горных ледников в РФ
сосредоточено:
|
в) | ||
7) Районы распространения многолетней
мерзлоты в России занимают более:
|
в) | ||
- Свои знания проконтролировали и
оценили, идем дальше. - Итак, на сегодняшнем уроке мы должны…., но кто это мешает нам? Слушаем! |
|||
СПОР ДВУХ УЧЕНЫХ “ - А я Вам, уважаемый Иван Иванович, еще раз повторяю, что такого количества воды, как в РФ, нигде больше нет. У нас просто ошеломляющее количество рек, озер, а сколько подземной воды! - А по какой территории они разбросаны? Ведь в расчете на душу населения, т.е. на каждого человека, мы отстаем от многих европейских стран! - А какие у нас мощные реки: Обь – одна из крупнейших рек мира, а Енисей – одна из полноводнейших, а Лена, а Амур? Да любая страна мира завидует нам! А Байкал?! - Вы забываете, уважаемый Василий Петрович, о режимах этих рек. Бывают периоды, когда уровень воды в этих реках понижается, причем сильно, они покрываются льдом, в конце концов! То же самое происходит и с озерами! - Подземные воды, которые у нас исчисляются триллионами кубометров, а используются всего лишь на 5%. Болота, многолетняя мерзлота… - Все, что Вы перечислили, Василий Петрович, только затрудняет использование основных водных объектов, кроме этого еще и рельеф, климат – мы не можем использовать на 100% то, что дала нам природа, а раз не можем, значит, этого нет! - Но постойте… - Нет! Нет!” |
Спор двух ученых | ||
О чем спор двух ученых? Кто прав? Ответ на этот вопрос – цель нашего урока |
|||
- Перед вами неполная схема, дополним ее вместе и затем с ее помощью определим объект обсуждения и сформулируем тему урока | |||
ЭКРАН (Приложение 1.) В левой части блок-схемы два примера видов водных объектов - болота, подземные воды (остальные должны назвать учащиеся), а в правой части – способы использования их человеком – промышлен-ность, выработка электроэнергии (остальные – учащимися). [появление в презентации ответов – по щелчку] |
Экран | ||
- Новое понятие - “Водные ресурсы”. Связано ли оно со спором двух ученых? Как будет звучать тема урока? | |||
2 - 3. Запишите в тетрадь тему урока и
определение понятия “водные ресурсы”.
Представим основное содержание спора ученых в
виде наглядной структурной схемы (Приложение
2а). - К этой схеме мы вернемся позднее. |
Тетрадь | ||
- Давайте разделимся на две группы, каждая из которых выступит в поддержку одного из ученых. | |||
4. Каждой группе предлагается обсудить,
решить, выполнить задания в поддержку своего
ученого. Заданий много, группа должна справиться
со всеми. Для этого внутри группы нужно
образовать несколько команд по 2-3 чел., команда
выполняет одно из заданий. Группы! Приступить к выполнению заданий. |
1) 2) |
||
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП | |||
1. Обосновать правоту первого ученого
(Василий Петрович) 1.1. Используя данные справочника [2], построить столбиковую диаграмму годового стока рек РФ, сделать вывод. Задание выполняется в программе EXCEL. 1.2. Используя карту атласа [1], объяснить размещение рек и озер по территории страны. 1.3. Найти на карте 5 самых крупных по площади водохранилищ и указать их географическое положение. 1.4. Найти на карте самые крупные по площади болота, территории с многолетней мерзлотой и ледники, указать их географическое положение. 2. Обосновать правоту второго ученого (Иван Иванович) 2.1. Используя карту атласа [1], распределить реки РФ по режиму 2.2. Сопоставить карты “Типы расселения” и “Годовой сток рек” в атласе [1], сделать вывод о зависимости расселения и стока рек. 2.3. Найти в учебнике причины строительства водохранилищ. Подумать и объяснить: почему не используют воду болот, ледников и территорий с многолетней мерзлотой? 2.4. Используя данные таблицы, построить круговую диаграмму запасов воды на земном шаре [2] и сделать вывод, построить столбиковую диаграмму использования воды в промышленности и сделать вывод. Задания выполняются в программе EXCEL |
Компьютер, справочник
Атлас
Атлас Учебник Компьютер, таблица |
||
5. Заслушиваем отчеты групп. | |||
- Возвращаемся к схеме, использованной в
начале урока.
[появление в презентации основных положений – по щелчку] |
Экран тетрадь | ||
6. ЭКРАН (Приложение 3). Сейчас посмотрите на интересную карту “Экологическая безопасность Российской Федерации” [3]. На ней показаны экологические проблемы отдельных территорий. Содержание проблем обозначается специальными индексами. Например, индекс В – истощение и загрязнение вод суши. Обратите внимание, как часто буква В встречается на карте. Истощение и загрязнение вод характерно для всей территории страны! Значит, водная проблема стоит очень остро. И она вызвана низким качеством и нехваткой водных ресурсов. |
Экран | ||
7. Давайте вернемся к спору ученых. Кто же из них все-таки прав, как вы думаете теперь? | |||
Достигли мы поставленной цели урока? Я думаю, что сегодня вы почувствовали гордость за свою страну, проанализировав богатство ее водных ресурсов. Но не менее важно осознать проблемы в их использовании и научиться ответственно и компетентно решать эти проблемы сегодня и в будущем. |
|||
- Проанализируйте свою работу на уроке и
поставьте себе оценки. Урок окончен. Спасибо! |
Журнал |
Литература:
- География России. Часть I. Природа и человек. 8-9 класс. Федеральная служба геодезии и картографии России, 2004.
- География в цифрах. 6-10 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова. – М.: Дрофа, 2000.
- Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества: пособие для учащихся и студентов. – М.: Аспект-Пресс, 1995.
- Тестовые задания по географии: 6-10 кл. / В.Б.Пятунин, Ю.А. Симагин.- М.: Просвещение, 2001.