Обеспечена ли Российская Федерация водными ресурсами?

Разделы: География


Цели:

  • Образовательная: ввести понятие “водные ресурсы” и его географическое содержание (состав, оценка, использование); показать проблему обеспечения водными ресурсами РФ; научить использовать программу EXCEL для обработки географической информации, обучение формам коллективного познания в малых группах;
  • Воспитательная: формировать представления о разнообразии водных ресурсов и их использовании в РФ как основа экологического сознания; укреплять чувство гражданской гордости и ответственности за природное богатство Родины;
  • Развивающая: развивать интеллектуальные умения: формулировать проблему, анализировать карты и статистические материалы, делать логически непротиворечивые выводы; развивать контрольно-оценочные умения, организация познавательного общения, развитие речи с использованием работы в малых группах.

План урока:

Основное содержание Время
1. Введение в тему урока при высокой мыслительной активности учащихся
  • воспроизведение образов водных ресурсов (показ слайдов)
  • предваряющий контроль
  • проблемно-ролевая ситуация “спор двух ученых”
  • постановка проблемы и формулирование темы урока
13 мин

- 1 мин
- 5 мин
- 2 мин
- 5 мин

2. Работа по опорному конспекту в тетради 5 мин
3. Первичное закрепление и промежуточный контроль
4. Упражнение (дифференцированные задания, групповая работа) 10 мин
5. Отчет групп, заполнение опорного конспекта 12 мин
6. Представление карты экологической безопасности РФ 3 мин
7. Итог
  • вывод по проблеме урока
  • итог урока, оценки
2 мин

- 1 мин
- 1 мин

Дидактические материалы:

  • Слайды (5-6 шт) по водным ресурсам РФ;
  • Тесты [4] знаний – 24 экз.
  • 2 вида карт/разд по 3 экз.
  • Учебник
  • Атлас [1] – 24 экз.
  • Статистические материалы по использованию воды в различных отраслях промышленности – 3 экз.

Оборудование:

  • Физическая карта РФ
  • Презентация, где:
    • “Карта экологической безопасности РФ” [3]
    • “Определение водных ресурсов”Справочник [2]
    • “Опорный конспект”
  • Компьютер с программой EXCEL

Конспект урока:

1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА

- На протяжении последних уроков мы говорили о водных объектах РФ, их размещении, особенностях, причинах формирования. Давайте еще раз посмотрим на их красоту, вспомним то, о чем говорили.

img1.gifimg2.gifimg3.gif
СЛАЙДЫ

- Мы не можем двигаться дальше, не повторив основных знаний по предыдущим темам. Перед вами тест, который позволит нам это сделать. Оценку поставите себе сами.

Слайды img1.gifimg2.gifimg3.gif
ТЕСТ ЗНАНИЙ [4] Тест img1.gifimg2.gifimg3.gif
1) Наибольшую площадь на территории РФ занимает бассейн:

а) Северного ледовитого океана;
б) Тихого океана;
в) внутреннего стока;
г) Атлантического океана.

а)
2) Подавляющее большинство рек РФ имеет смешанное питание с преобладанием:

а) ледникового;
б) дождевого;
в) снегового;
г) подземного питания.

а)
3) Главной причиной отсутствия наводнений на Волге является:

а) равномерный режим выпадения осадков;
б) наличие водохранилищ;
в) малое количество снега на территории бассейна;
г) все ответы не верны.

б)
4) Установить соответствие: озеро – происхождение котловины
1. Каспийское;

2. Байкал;

3. Кроноцкое;

4. Ладожское;

а) вулканическое;

б) остаточное;

в) тектоническое;

г) ледниково-тектоническое.

1 – б

2 – в

3 – а

4 – г

5) Наибольшая заболоченность территории наблюдается в бассейнах:

а) Амура и Уссури;
б) Ангары и Енисея;
в) Оби и Иртыша;
г) Волги и Камы.

в)
6) Наибольшее число горных ледников в РФ сосредоточено:

а) на Полярном и Приполярном Урале;
б) на Западном и Восточном Саянах;
в) на Кавказе и Алтае.

в)
7) Районы распространения многолетней мерзлоты в России занимают более:

а) 20%;
б) 30%;
в) 50%;
г) 70%.

в)
- Свои знания проконтролировали и оценили, идем дальше.

- Итак, на сегодняшнем уроке мы должны…., но кто это мешает нам? Слушаем!

img1.gifimg2.gifimg3.gif

СПОР ДВУХ УЧЕНЫХ

“ - А я Вам, уважаемый Иван Иванович, еще раз повторяю, что такого количества воды, как в РФ, нигде больше нет. У нас просто ошеломляющее количество рек, озер, а сколько подземной воды!

- А по какой территории они разбросаны? Ведь в расчете на душу населения, т.е. на каждого человека, мы отстаем от многих европейских стран!

- А какие у нас мощные реки: Обь – одна из крупнейших рек мира, а Енисей – одна из полноводнейших, а Лена, а Амур? Да любая страна мира завидует нам! А Байкал?!

- Вы забываете, уважаемый Василий Петрович, о режимах этих рек. Бывают периоды, когда уровень воды в этих реках понижается, причем сильно, они покрываются льдом, в конце концов! То же самое происходит и с озерами!

- Подземные воды, которые у нас исчисляются триллионами кубометров, а используются всего лишь на 5%. Болота, многолетняя мерзлота…

- Все, что Вы перечислили, Василий Петрович, только затрудняет использование основных водных объектов, кроме этого еще и рельеф, климат – мы не можем использовать на 100% то, что дала нам природа, а раз не можем, значит, этого нет!

- Но постойте…

- Нет! Нет!”

Спор двух ученых

img2.gifimg3.gifimg1.gifimg2.gifimg3.gif

О чем спор двух ученых? Кто прав?

Ответ на этот вопрос – цель нашего урока

img1.gif
- Перед вами неполная схема, дополним ее вместе и затем с ее помощью определим объект обсуждения и сформулируем тему урока  
ЭКРАН (Приложение 1.)

В левой части блок-схемы два примера видов водных объектов - болота, подземные воды (остальные должны назвать учащиеся), а в правой части – способы использования их человеком – промышлен-ность, выработка электроэнергии (остальные – учащимися).

[появление в презентации ответов – по щелчку]

Экран img1.gifimg2.gifimg3.gif

img1.gif

- Новое понятие - “Водные ресурсы”. Связано ли оно со спором двух ученых? Как будет звучать тема урока? img1.gif
2 - 3. Запишите в тетрадь тему урока и определение понятия “водные ресурсы”. Представим основное содержание спора ученых в виде наглядной структурной схемы (Приложение 2а).

- К этой схеме мы вернемся позднее.

Тетрадь img1.gif
- Давайте разделимся на две группы, каждая из которых выступит в поддержку одного из ученых.  
4. Каждой группе предлагается обсудить, решить, выполнить задания в поддержку своего ученого. Заданий много, группа должна справиться со всеми. Для этого внутри группы нужно образовать несколько команд по 2-3 чел., команда выполняет одно из заданий.

Группы! Приступить к выполнению заданий.

img2.gifimg3.gifimg2.gifimg3.gif

1) img2.gifimg3.gif 2) img2.gifimg3.gif

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП  
1. Обосновать правоту первого ученого (Василий Петрович)

1.1. Используя данные справочника [2], построить столбиковую диаграмму годового стока рек РФ, сделать вывод. Задание выполняется в программе EXCEL.

1.2. Используя карту атласа [1], объяснить размещение рек и озер по территории страны.

1.3. Найти на карте 5 самых крупных по площади водохранилищ и указать их географическое положение.

1.4. Найти на карте самые крупные по площади болота, территории с многолетней мерзлотой и ледники, указать их географическое положение.

2. Обосновать правоту второго ученого (Иван Иванович)

2.1. Используя карту атласа [1], распределить реки РФ по режиму

2.2. Сопоставить карты “Типы расселения” и “Годовой сток рек” в атласе [1], сделать вывод о зависимости расселения и стока рек.

2.3. Найти в учебнике причины строительства водохранилищ. Подумать и объяснить: почему не используют воду болот, ледников и территорий с многолетней мерзлотой?

2.4. Используя данные таблицы, построить круговую диаграмму запасов воды на земном шаре [2] и сделать вывод, построить столбиковую диаграмму использования воды в промышленности и сделать вывод. Задания выполняются в программе EXCEL

Компьютер, справочник img1.gif

 

Атлас img1.gif

 

 

Атлас img1.gif

Учебник img1.gif

Компьютер, таблица img1.gif

5. Заслушиваем отчеты групп. img2.gifimg3.gifimg2.gifimg3.gif
- Возвращаемся к схеме, использованной в начале урока.

(Приложение 2б)

[появление в презентации основных положений – по щелчку]

Экран тетрадь img1.gifimg2.gifimg3.gif
6. ЭКРАН (Приложение 3).

Сейчас посмотрите на интересную карту “Экологическая безопасность Российской Федерации” [3]. На ней показаны экологические проблемы отдельных территорий. Содержание проблем обозначается специальными индексами. Например, индекс В – истощение и загрязнение вод суши. Обратите внимание, как часто буква В встречается на карте. Истощение и загрязнение вод характерно для всей территории страны! Значит, водная проблема стоит очень остро. И она вызвана низким качеством и нехваткой водных ресурсов.

Экран img1.gifimg2.gifimg3.gif
7. Давайте вернемся к спору ученых. Кто же из них все-таки прав, как вы думаете теперь? img1.gif
Достигли мы поставленной цели урока?

Я думаю, что сегодня вы почувствовали гордость за свою страну, проанализировав богатство ее водных ресурсов. Но не менее важно осознать проблемы в их использовании и научиться ответственно и компетентно решать эти проблемы сегодня и в будущем.

- Проанализируйте свою работу на уроке и поставьте себе оценки.

Урок окончен. Спасибо!

Журнал

Литература:

  1. География России. Часть I. Природа и человек. 8-9 класс. Федеральная служба геодезии и картографии России, 2004.
  2. География в цифрах. 6-10 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества: пособие для учащихся и студентов. – М.: Аспект-Пресс, 1995.
  4. Тестовые задания по географии: 6-10 кл. / В.Б.Пятунин, Ю.А. Симагин.- М.: Просвещение, 2001.