Направленность школьного обучения на формирование культуры жизненного самоопределения наиболее отчетливо проявляется в вариативном образовании. Вариативное образование характеризуется как поисковое образование, предоставляющее личности широкий спектр возможностей выбора своей судьбы, готовящее школьника к жизни в условиях комплексных глобальных проблем и социальных перемен, приучающее ученика находить нестандартные пути выхода из различных ситуаций неопределенности в культуре.
Специфика географии — ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему “человек — природа — хозяйство — окружающая среда”.
Пространственно-временные закономерности взаимодействия природы и общества, сохранение воспроизводящей способности природных систем, прогноз эволюции природно-техногенных геосистем стали ключевыми проблемами географии в современных условиях.
Школьная география — это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.
Расширение и углубление взаимодействия человека с окружающей средой, обострение экологического конфликта между обществом и природой, истощение природных ресурсов обусловливают интеграцию различных дисциплин в познании географического пространства. Практически все дисциплины, входящие в географическую науку, рассматривают те или иные аспекты целостного геопространства, взаимосвязи и взаимодействия в системе “человек — природа — хозяйство — окружающая среда”.
Курс экономико-географического образования имеет следующие задачи:
- способствовать формированию экономико-географического мышления
- обеспечить усвоение систематизированных знаний по географии и экономике, научить применять их на практике
- развить способности анализировать материалы периодической печати (текстовые, картографические, статистические, иллюстрированные), видеть взаимосвязь политических и экономических событий
- использовать возможности географии и экономики как учебных предметов для ознакомления учащихся с миром профессий, особое внимание фиксируя на специальностях, пользующихся в своем регионе повышенным спросом
- способствовать формированию личности, осознающей свое место и роль в современном мире, воспитывать уважение к культуре и истории не только своей Родины, но и других стран и народов
- помочь учащимся овладеть основами географической культуры, включая элементы повседневной поведенческой географо-экологической культуры
Курс географии на любом уровне (общеобразовательном или профильном) призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:
- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;
- умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;
- умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.
Глобальность вопросов, которые необходимо решать в процессе обучения, в особенности в профильном курсе, побуждает педагога отказываться от информационно-рецептивных методов в пользу частично поисковых и исследовательских методов работы, что обеспечивается вариативностью.
Вариативный образовательный процесс, обеспечивающий выбор информационных источников, форм и методов обучения, продуктов творческого самовыражения, способов контроля, партнеров – существенное условие, для формирования географической компетентности выпускника школы (особенно выпускников социально-экономического профиля). В результате работы по применению разнообразных технологий и организационных моделей вариативного образовательного процесса, хотелось бы предложить вариант модульной технологии, которая основывается на таксономии целей обучения (автор Пикан В.В.). Эта модель позволяет операционально предъявлять и диагностировать качество овладения знаниями, умениями, навыками и способами деятельности учащимися, эта модель работает в рейтингово-накопительной системе оценивания за выполнение заданий освоенного уровня. Многолетнее использование данной контрольно-измерительной шкалы (в течение 5 лет) свидетельствует о ее эффективности, достигаемой за счет открытости результатов обучения, повышения уровня обученности, роста стремлений учащихся прейти от репродуктивного к творческому уровню.
Рассмотрим практическое применение данной технологии на примере урока “Научно-техническая революция” в 10 классе социально-экономического профиля.
Данный урок разработан с использованием модульной технологии. Учащиеся получают в начале изучения блока нового материала технологическую карту темы (приложение № 1) и оценочный лист (приложение № 2), что позволяет и педагогу и ученику диагностировать и корректировать уровень стартовой готовности к изучению следующего учебного элемента или модуля, а также отслеживать и регулировать процесс освоения содержания темы и ее составных частей. На каждое учебное занятие выдается учащимся технологическая карта урока (приложение № 3), пошаговое руководство к изучению нового материала, начиная от стартового контроля в начале урока и до обобщения пройденного материала в конце занятия. Ход урока может сопровождать презентация, в которой отражены основные элементы урока и эталоны ответов. Таким образом, если учащийся пропустил урок, он может самостоятельно изучить данный материал с помощью технологической карты темы и урока.
Результаты урока:
- 37% – на “5”,
- 45 % - на “4”,
- 18% – на “3”.
Тема урока: “Научно-техническая революция”. 10 класс.
Задачи урока:
- Усвоить определения понятий “Научно-техническая революция” и “Научно-технический прогресс”.
- Составить таблицу “Составные части НТР”, с краткой характеристикой каждой.
- Выявить характерные черты современного этапа НТР.
- Выявить роль человеческого фактора в эпоху НТР и сформулировать понятие “Индекс человеческого развития”.
- Продолжать учиться работать группами, с дополнительным материалом и развивать навыки обобщения материала (составление таблицы) .
- Развитие навыков коммуникативного общения и совершенствования навыков взаимооценки результатов работы.
Этапы урока:
Вводный контроль:
Проговор в парах терминов и понятий предыдущего материала.
Понятия – мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, экономическая интеграция. Взаимооценка в парах (максимум – 3 балла).
Усвоение нового материала:
Знание и понимание
1. Определение и сравнение понятий “Научно-техническая революция” и “Научно-технический прогресс” (максимум – 3 балла).
НТР – это качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.
НТП – это постепенное поступательное развитие производительных сил, который является эволюционным развитием общества.
На его фоне НТР – это период более быстрых и глубоких изменений.
Применение
2. Таблица “Составные части НТР”, с краткой характеристикой каждой.
Работа по группам с опережающим домашним заданием по каждой части НТР. В таблицу заносится результат работы каждой из четырех групп. После того как таблица заполняется целиком, сравниваются полученные результаты с эталоном ответа. Самооценка учащихся. Каждая группа оценивает свои результаты и работу других групп (по 10 балльной шкале)
НАУКА | ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ | ПРОИЗВОДСТВО | УПРАВЛЕНИЕ |
3. Современный этап НТР имеет ряд характерных черт: универсальность и всеохватность, интеллектуализм, ускорение научно-технических преобразований, военно-технический характер (НТР началась как военно-техническая революция). Учащимся предлагают привести примеры, подтверждающие данные черты НТР. За каждый пример - 1 балл.
Обобщение и ценностное отношение
Ответы на вопросы оцениваются от 8 до 10 баллов.
4. “Страна, не способная развивать умения и знания своих людей и эффективно их использовать в национальной экономике, будет не способная развивать что-либо другое” Фредерик Харибсон.
Как вы понимаете смысл слов Ф. Харибсона? (максимум 10 б.)
Как вы считаете, в 21 веке в каких областях научных знаний человек достиг наибольших результатов? (8 баллов)
Какова роль человека в развитии научной мысли? (максимум 10 б)
“Если человек мечтает что-то сделать в науке, единственный путь – не сидеть сложа руки под ее древом и, уповая на свои способности, на счастливый случай, ждать, когда о твою голову стукнется “яблоко” Ньютона, а научиться самоотверженно и системно работать” академик Р.В. Хохлов
Объясните смысл высказывания академика Хохлова. (максимум 10 б.)
Анализ картографического материала (использование интерактивных карт).
В каких странах образованию уделяется большое внимание и почему? (8 баллов)
Существует ли какая-либо закономерность между образованностью населения и развитием современного общества? Приведите примеры. (8 б.)
Ведущая роль образования в развитии современного общества нашла свое отражение во введенном ООН в 1990 году новом показателе оценки качества жизни, который называется “Индекс человеческого развития” (ИЧР).
ИЧР зависит от трех составляющих:
- средней ожидаемой продолжительности жизни
- уровня жизни, измеряемого реальным ВВП на душу населения с поправкой на стоимость жизни
- образованностью, определяемой грамотностью взрослого населения и средним количеством лет обучения
ИЧР рассматривается как альтернатива показателю ВВП при оценке социально-экономического развития стран и регионов мира.
А как вы считаете, можно ли расширить список факторов влияющих на “ИЧР”?
Ответ обосновать. (10 баллов)
Итог: высокий образовательный уровень населения важен не только для обеспечения современного производства кадрами рабочих, но и для развития научных исследований, расширения опытно-конструкторских работ, тем самым для дальнейшего развития НТР.
Оценка за урок:
- от 81 до 73 баллов – 5,
- от 72 до 64 баллов – 4,
- от 63 до 55 баллов – 3
Домашнее задание:
Мини-сочинение на тему “Мой взгляд на “Индекс человеческого развития”: собственные критерии оценки.