Организация вариативного обучения в курсе социальной и экономической географии мира

Разделы: География


Направленность школьного обучения на формирование культуры жизненного самоопределения наиболее отчетливо проявляется в вариативном образовании. Вариативное образование характеризуется как поисковое образование, предоставляющее личности широкий спектр возможностей выбора своей судьбы, готовящее школьника к жизни в условиях комплексных глобальных проблем и социальных перемен, приучающее ученика находить нестандартные пути выхода из различных ситуаций неопределенности в культуре.

Специфика географии — ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему “человек — природа — хозяйство — окружающая среда”.

Пространственно-временные закономерности взаимодействия природы и общества, сохранение воспроизводящей способности природных систем, прогноз эволюции природно-техногенных геосистем стали ключевыми проблемами географии в современных условиях.

Школьная география — это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.

Расширение и углубление взаимодействия человека с окружающей средой, обострение экологического конфликта между обществом и природой, истощение природных ресурсов обусловливают интеграцию различных дисциплин в познании географического пространства. Практически все дисциплины, входящие в географическую науку, рассматривают те или иные аспекты целостного геопространства, взаимосвязи и взаимодействия в системе “человек — природа — хозяйство — окружающая среда”.

Курс экономико-географического образования имеет следующие задачи:

  • способствовать формированию экономико-географического мышления
  • обеспечить усвоение систематизированных знаний по географии и экономике, научить применять их на практике
  • развить способности анализировать материалы периодической печати (текстовые, картографические, статистические, иллюстрированные), видеть взаимосвязь политических и экономических событий
  • использовать возможности географии и экономики как учебных предметов для ознакомления учащихся с миром профессий, особое внимание фиксируя на специальностях, пользующихся в своем регионе повышенным спросом
  • способствовать формированию личности, осознающей свое место и роль в современном мире, воспитывать уважение к культуре и истории не только своей Родины, но и других стран и народов
  • помочь учащимся овладеть основами географической культуры, включая элементы повседневной поведенческой географо-экологической культуры

Курс географии на любом уровне (общеобразовательном или профильном) призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:

  • осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;
  • умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;
  • умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.

Глобальность вопросов, которые необходимо решать в процессе обучения, в особенности в профильном курсе, побуждает педагога отказываться от информационно-рецептивных методов в пользу частично поисковых и исследовательских методов работы, что обеспечивается вариативностью.

Вариативный образовательный процесс, обеспечивающий выбор информационных источников, форм и методов обучения, продуктов творческого самовыражения, способов контроля, партнеров – существенное условие, для формирования географической компетентности выпускника школы (особенно выпускников социально-экономического профиля). В результате работы по применению разнообразных технологий и организационных моделей вариативного образовательного процесса, хотелось бы предложить вариант модульной технологии, которая основывается на таксономии целей обучения (автор Пикан В.В.). Эта модель позволяет операционально предъявлять и диагностировать качество овладения знаниями, умениями, навыками и способами деятельности учащимися, эта модель работает в рейтингово-накопительной системе оценивания за выполнение заданий освоенного уровня. Многолетнее использование данной контрольно-измерительной шкалы (в течение 5 лет) свидетельствует о ее эффективности, достигаемой за счет открытости результатов обучения, повышения уровня обученности, роста стремлений учащихся прейти от репродуктивного к творческому уровню.

Рассмотрим практическое применение данной технологии на примере урока “Научно-техническая революция” в 10 классе социально-экономического профиля.

Данный урок разработан с использованием модульной технологии. Учащиеся получают в начале изучения блока нового материала технологическую карту темы (приложение № 1) и оценочный лист (приложение № 2), что позволяет и педагогу и ученику диагностировать и корректировать уровень стартовой готовности к изучению следующего учебного элемента или модуля, а также отслеживать и регулировать процесс освоения содержания темы и ее составных частей. На каждое учебное занятие выдается учащимся технологическая карта урока (приложение № 3), пошаговое руководство к изучению нового материала, начиная от стартового контроля в начале урока и до обобщения пройденного материала в конце занятия. Ход урока может сопровождать презентация, в которой отражены основные элементы урока и эталоны ответов. Таким образом, если учащийся пропустил урок, он может самостоятельно изучить данный материал с помощью технологической карты темы и урока.

Результаты урока:

  • 37% – на “5”,
  • 45 % - на “4”,
  • 18% – на “3”.

Тема урока: “Научно-техническая революция”. 10 класс.

Задачи урока:

  1. Усвоить определения понятий “Научно-техническая революция” и “Научно-технический прогресс”.
  2. Составить таблицу “Составные части НТР”, с краткой характеристикой каждой.
  3. Выявить характерные черты современного этапа НТР.
  4. Выявить роль человеческого фактора в эпоху НТР и сформулировать понятие “Индекс человеческого развития”.
  5. Продолжать учиться работать группами, с дополнительным материалом и развивать навыки обобщения материала (составление таблицы) .
  6. Развитие навыков коммуникативного общения и совершенствования навыков взаимооценки результатов работы.

Этапы урока:

Вводный контроль:

Проговор в парах терминов и понятий предыдущего материала.

Понятия – мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, экономическая интеграция. Взаимооценка в парах (максимум – 3 балла).

Усвоение нового материала:

Знание и понимание

1. Определение и сравнение понятий “Научно-техническая революция” и “Научно-технический прогресс” (максимум – 3 балла).

НТР – это качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

НТП – это постепенное поступательное развитие производительных сил, который является эволюционным развитием общества.

На его фоне НТР – это период более быстрых и глубоких изменений.

Применение

2. Таблица “Составные части НТР”, с краткой характеристикой каждой.

Работа по группам с опережающим домашним заданием по каждой части НТР. В таблицу заносится результат работы каждой из четырех групп. После того как таблица заполняется целиком, сравниваются полученные результаты с эталоном ответа. Самооценка учащихся. Каждая группа оценивает свои результаты и работу других групп (по 10 балльной шкале)

НАУКА ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВО УПРАВЛЕНИЕ
       

3. Современный этап НТР имеет ряд характерных черт: универсальность и всеохватность, интеллектуализм, ускорение научно-технических преобразований, военно-технический характер (НТР началась как военно-техническая революция). Учащимся предлагают привести примеры, подтверждающие данные черты НТР. За каждый пример - 1 балл.

Обобщение и ценностное отношение

Ответы на вопросы оцениваются от 8 до 10 баллов.

4. “Страна, не способная развивать умения и знания своих людей и эффективно их использовать в национальной экономике, будет не способная развивать что-либо другое” Фредерик Харибсон.

Как вы понимаете смысл слов Ф. Харибсона? (максимум 10 б.)

Как вы считаете, в 21 веке в каких областях научных знаний человек достиг наибольших результатов? (8 баллов)

Какова роль человека в развитии научной мысли? (максимум 10 б)

“Если человек мечтает что-то сделать в науке, единственный путь – не сидеть сложа руки под ее древом и, уповая на свои способности, на счастливый случай, ждать, когда о твою голову стукнется “яблоко” Ньютона, а научиться самоотверженно и системно работать” академик Р.В. Хохлов

Объясните смысл высказывания академика Хохлова. (максимум 10 б.)

Анализ картографического материала (использование интерактивных карт).

В каких странах образованию уделяется большое внимание и почему? (8 баллов)

Существует ли какая-либо закономерность между образованностью населения и развитием современного общества? Приведите примеры. (8 б.)

Ведущая роль образования в развитии современного общества нашла свое отражение во введенном ООН в 1990 году новом показателе оценки качества жизни, который называется “Индекс человеческого развития” (ИЧР).

ИЧР зависит от трех составляющих:

  • средней ожидаемой продолжительности жизни
  • уровня жизни, измеряемого реальным ВВП на душу населения с поправкой на стоимость жизни
  • образованностью, определяемой грамотностью взрослого населения и средним количеством лет обучения

ИЧР рассматривается как альтернатива показателю ВВП при оценке социально-экономического развития стран и регионов мира.

А как вы считаете, можно ли расширить список факторов влияющих на “ИЧР”?

Ответ обосновать. (10 баллов)

Итог: высокий образовательный уровень населения важен не только для обеспечения современного производства кадрами рабочих, но и для развития научных исследований, расширения опытно-конструкторских работ, тем самым для дальнейшего развития НТР.

Оценка за урок:

  • от 81 до 73 баллов – 5,
  • от 72 до 64 баллов – 4,
  • от 63 до 55 баллов – 3

Домашнее задание:

Мини-сочинение на тему “Мой взгляд на “Индекс человеческого развития”: собственные критерии оценки.