География
-
Тема урока: "Приамурье мое, ты – частица великой России" 2006
Знание географических особенностей своего края – важнейший элемент картины мира. Краеведение помогает познанию социального мира, выбору жизненного пути, воспитанию патриотизма; учит искать информацию, развивает активность на уроках и во внеурочной деятельности, мотивацию организации деятельности, использует элементы причинно-следственного анализа; формирует духовность и культуру, самостоятельность, инициативность, способность к социализации.
-
Подходы к изучению и контролю знаний по теме: "Миграции населения" в 9-м классе 2006
В разработке представлены фрагменты двух уроков по теме "Миграции населения" в 9-м классе: первый – с описанием подходов к изучению нового материала, второй – по организации повторения и закрепления изученного материала.
-
Географический КВН "Атмосфера и гидросфера". 5–6-й классы 2006
Предложенный материал можно использовать в качестве заключительного урока по теме "Атмосфера и гидросфера" и провести его в форме КВН для учащихся 5–6-х классов.
-
Страна папоротников 2006
Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету.
-
Урок географии в 8-м классе по теме: "Циклоны и антициклоны" 2006
Формирование понятий "циклон", "антициклон", "синоптическая карта" является главным в теме "Климат и климатические ресурсы России". Полученные знания позволяют установить взаимодействие атмосферных процессов и явлений (на примере связи давления воздуха, температуры, влажности, осадков). По мере изучения темы урока учащиеся знакомятся со стихийными процессами, связанными с атмосферным давлением; рассматривается экологическая обстановка в циклональную и антициклональную погоду в Москве. Учащиеся выступают в роли метеоролога и синоптика, знакомят с метеорологическим оборудованием; сами учатся работать с синоптической картой и составлять прогноз погоды и учат других.
-
Урок географии в 9-м классе по теме: "Особенности демографической ситуации в России (с использованием интернет-ресурсов)" 2006
Урок географии в 9-м классе с использованием интернет-ресурсов посвящен изучению особенностей воспроизводства населения на примере работ с параметром – средней продолжительностью жизни. Предварительно проводится исследовательская работа по нанесению на карту данных о продолжительности жизни мужчин и женщин, чтобы выяснить территориальную тенденцию и проанализировать причины сложившейся ситуации. Используются статистические данные по технологии на интернет-ресурсах.
-
Литературно-краеведческий устный журнал "Люблю тебя, мой край родной" 2006
Предлагаю разработку урока по географии в 8-м классе: литературно-краеведческий устный журнал "Люблю тебя, мой край родной". Считаю краеведение одним из важнейших элементов обучения географии, имеющим большое воспитательное значение (воспитание патриотизма, гордости за свой край). Такая форма урока, как устный журнал, позволяет реализовать творческий потенциал учащихся во время подготовки к уроку и его проведения. Кроме того, она дает возможность вовлечь практически всех в плодотворную работу на уроке, создает атмосферу сотрудничества и порождает интерес к поисковой и исследовательской деятельности.
-
Интеллектуальное казино для старшеклассников 2006
Для малокомплектных сельских школ идея интегрированных уроков и мероприятий наиболее актуальна. География – та наука, которая позволяет широко использовать связь школьных предметов в преподавании. Предлагаю вашему вниманию разработанное мной внеклассное мероприятие "Интеллектуальное казино для старшеклассников", в котором я постаралась реализовать идею межпредметных связей. Считаю, что данная форма работы позволит не только привлечь внимание к предмету, но и повысить учебную мотивацию, расширить кругозор школьников.
-
Интегрированный урок по географии и информатике: "Исследование коэффициента специализации экономических районов методами компьютерного моделирования" 2006
На уроках информатики и географии в 9-м классе, используя методы компьютерного моделирования, с применением средств Microsoft Excel строятся табличная и графическая модели коэффициента специализации для экономических районов и в Power Point на интерактивной карте демонстрируются результаты работы. Выполняемую на уроке лабораторную работу можно использовать в курсе информатики при рассмотрении темы "Моделирование".
-
Организация работы с одаренными детьми при изучении географии (из опыта работы) 2006
<p>География, на мой взгляд, – это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. Выполнение требований стандарта школьного географического образования направлено, прежде всего, на повышение качества учебно-воспитательной работы при изучении географии. На уроках должен быть создан акцент на процесс усиления самостоятельности учащихся по овладению новыми знаниями с учетом трех уровней усвоения знаний (простое воспроизводство, репродуктивное воспроизводство и применение знаний в новых условиях). <p>Дифференцированное обучение позволяет решить одну из актуальных проблем в педагогике и методике – создание благоприятных условий для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. <p>Учитель должен создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей, стимулировать их творческую деятельность, использовать прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми, учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей. Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, хотя работать учителю при этом, конечно, профессионально сложнее.
-
Урок-исследование. Из опыта проведения не совсем обычных уроков географии. Тема урока: "Главные черты рельефа России"; "Можно ли увидеть погоду" 2006
Формы не совсем обычного урока разнообразны. Это уроки-лекции, уроки-экскурсии, урок – ролевая игра, урок-консультация, урок-ярмарка, урок-конференция, урок-исследование и др. В одной работе рассказать обо всем этом многообразии невозможно. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит перед необходимостью учитывать индивидуальность уникальность каждого ученика.
-
Игра "Счастливый случай". Внеклассное мероприятие 2006
Игра "Счастливый случай" построена по принципу телевизионной игры. Ее можно проводить как внеклассное мероприятие по предмету для развития познавательных способностей учащихся и привития интереса учащихся к предмету.
-
Обобщающий урок по теме: "Вселенная" 2006
Звездное небо – Великая книга Природы. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса. На протяжении веков люди любовались и изучали звездное небо – одно из величайших зрелищ Природы. Сейчас, говоря словами К.Циолковского, наступила "эра пристального изучения неба".
-
Интегрированный урок географии и экономики по теме: "Мировое хозяйство" 2006
Данная форма позволяет более наглядно показать эволюцию мирового хозяйства и закрепить в сознании учащихся путем создания образа такие сложные понятия, как капиталовооруженость, производственные отношения и производительные силы. В результате анализа учащиеся узнают о многогранности современного мира как по типу экономической системы, так и по уровню экономического развития. Сравнивая задачи, стоящие перед развитыми и развивающимися странами, учащиеся самостоятельно определяют положение России в современном мире.
-
Интегрированный урок по русскому языку и естествознанию на тему: "Закрепление. Склонение имен существительных. Наш край. История и география Сахалинской области". 4-й класс 2006
Данный урок дает первоначальные знания об истории и географии острова Сахалин. В процессе изучения этого материала учащиеся повторяют и закрепляют все, что изучили о склонении имен существительных в начальной школе.
-
Возможности краеведения на уроках географии 2006
О важности краеведения говорили К.Д. Ушинский, М.И. Калинин. Краеведение даёт возможность объединить многие вопросы разных дисциплин друг с другом и использовать их для практических целей: 6-й класс – экскурсия (история курорта "Ангара"), "Население" – социологические исследования, "Климат" – метеорологические наблюдения И.Д. Черского, "Воды" – А.Л. Чекановский и неотектоника, "Топливно-энергетическая промышленность" - изменение режима реки Ангары, "Транспорт" – значение железных дорог.
-
Урок-аукцион по теме: "Межотраслевые комплексы России" 2006
Для активизации познавательной деятельности на уроках географии, для развития познавательной самостоятельности обучаемых я использую на уроках интерактивные технологии обучения. Обобщение и контроль знаний и умений учащихся эффективно провожу в форме аукциона, что позволяет мне интегрировать экономические и географические знания и умения. Урок-аукцион – это общественный смотр знаний, что помогает учащимся дать самооценку усвоению материала по изучаемой теме.
-
Урок по теме: "Население Северной Америки". 7-й класс 2006
В разработке урока используются новые приемы педагогических технологий – игровая учебная деятельность, здоровьесберегающие технологии. На уроке осуществляется межпредметная связь с уроками кубановедения, математики, английского и русского языка. Применяются разнообразные методы и формы обучения: индивидуальная и коллективная работа, пары смешанного состава.
-
Урок по природоведению в 5-м классе по теме: "Спутники планет" 2006
Урок изучения нового материала по природоведению в 5-м классе, знакомящий более подробно со спутником Земли – Луной.
-
Урок по теме: "Зарубежная Азия. Население" 2006
Урок изучения нового материала по теме "Население Азии".
-
Конспект урока по курсу "Окружающий мир" для 4-го класса к учебнику А.А. Плешаков. "Мир вокруг нас" на тему: "Водоемы нашего края" 2006
Урок закрепляет знания о разнообразии водоемов нашей страны, их изображении на географической карте; продолжает формирование представления о водоёмах; раскрывает их классификацию (естественные, искусственные), значение для живых существ.
-
Комбинированный урок – семинар по теме: "Тепловые явления" (интегрированный урок: физика + география + биология) 2006
Предлагаю интегрированный урок по теме "Тепловые явления" в 8 классе по программе С.В. Громов, Н.А.Родина, построенный на межпредметной связи физики, биологии, географии. Цель урока состоит в том, чтобы научить учащихся видеть окружающий мир целостным, применять комплексные знания всех предметов для объяснения одного явления природы, свободно осознанно ориентироваться в окружающем мире явлений. Основной задачей урока является доказательство и многократное подтверждение выполнения закона сохранения энергии, систематизация, обобщение, углубление знаний учащихся по данной теме, полученных при изучении физики, биологии, географии, можно включить и знания по химии.
-
Обобщающий урок в 6-м классе по теме: "Литосфера" 2006
Обобщающий урок в 6-х классах по теме "Литосфера" проходит в форме игры. Отвечая на вопросы и соревнуясь командами, ученики лучше усваивают полученные знания, на уроке можно задействовать каждого учащегося.
-
Интегрированный урок-маркетинг: география, математика, информатика на примере экономических связей США, ФРГ, Япония, Индия. 10-й класс 2006
Через деловую игру урок помогает расширить и углубить географические знания по зарубежным странам; учит самостоятельно познавать мир, усваивать информацию разных наук и применять ее творчески; активизировать учебную деятельность, используя игровые элементы (соревнование в работе менеджеров, возможность посоветоваться брокерам, дефицит времени); совершенствовать умения и навыки в работе с дополнительной литературой.
-
Урок–практикум по географии в 7-м классе на основе интеграции алгоритми-ческой и проблемно поисковой технологий. Тема урока: "Физико-географическое положение материка Африка" 2006
Урок-практикум по географии в 7-м классе на основе интеграции алгоритмической и проблемно-поисковой технологий на тему "Физико-географическое положение материка Африка". Данный урок продолжает формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, пользоваться типовыми планами-алгоритмами, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, группировать материал по указанным признакам.
-
Уроки географии в режиме Т.И.С.О. (технология индивидуализированного способа обучения) по теме: "Южная Америка". 7-й класс 2006
Тема разработана в режиме Т.И.С.О. (технология индивидуального способа обучения). При составлении данной темы использовала приемы и методы критического мышления (кластер, Э.С.С.Э, метод ассоциации), а также поурочное планирование "География материков и океанов" Г.Н. Элькина. Темы, разработанные в данной технологии, помогают ответить на вопрос вопросов: "Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником?"
-
Интегрированный урок по географии и информатике на тему: "Новые индустриальные страны". 10-й класс 2006
Интегрированный урок географии и информатики для 10-го класса по теме "Новые индустриальные страны". Данный урок представляет собой межпредметные связи географии и информатики. Показывает владение информационными технологиями учащихся 10-го класса. Форма интегрированного урока позволяет создать проект "новых индустриальных стан", в ходе которого учащиеся самостоятельно выделяют главное: экономико-географическое положение, традиции данной страны, а также учатся анализировать статистические данные.
-
Исследование русскими просторов Северного Ледовитого океана 2006
Проведение данного мероприятия в форме "Устного журнала" способствует расширению знаний учащихся, повышает интерес к географической науке, воспитывает любовь и гордость за свою историю, за свой народ. Формирует у учащихся умение публично выступать, развивает поисковые и исследовательские навыки.
-
Система практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школы 2006
Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими, аудиовизуальными и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ. Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты; измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, анализировать различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
-
Бинарный интегрированный урок по байкаловедению на стыке географии, биологии, химии, экологии в 9-м классе при изучении темы "Иркутская область" 2006
Вашему вниманию предлагается разработка бинарного интегрированного урока по байкаловедению в 9-м классе с применением интернет-ресурсов. Урок состоит из 2-х частей. В уроке используется метод проектов с опережающими заданиями. Даны ссылки на поисковые материалы в Интернете и другие источники информации.