Интегрированное внеклассное мероприятие "Умники и умницы"

Разделы: Химия, Биология, География, Внеклассная работа

Ключевые слова: умники и умницы


 

Введение

Предлагаю интеллектуальную игру по географии, биологии и химии «Умники и умницы», расширяющую кругозор и в ходе которой школьники научатся нестандартно думать, проверят свою эрудицию и, возможно, узнают что-то новое. Это мероприятие также может быть использовано при организации школьных викторин и недели естественнонаучного цикла.

Оборудование:

дорожки красного, желтого и зеленого цветов; плакаты с названиями туров; «Ордена»; карточки с заданиями; памятные призы для финалистов и победителя игры.

Ход мероприятия

Для этого проведем III тура, в результате которых мы получим 3 участников финала. Чтобы отобрать участников I тура проведем отборочный тур, кто первый поднимет руку и правильно ответит на заданный вопрос, получит «Орден умника», а обдумывание дается 30 с. Следить за тем, кто первый поднимет руку или оценить полноту и правильность ответа приглашается жюри.

Правила туров и финала

Участникам предлагается выбрать дорожку по цвету: красную, желтую или зеленую. На красной дорожке участник получает 2 вопроса, но нельзя ошибаться; на желтой – 3 вопроса, но есть право на 1 ошибку; на зеленой – 4 вопроса и можно допустить 2 ошибки.

Первый выбирает дорожку тот, у кого больше «Орденов», второй (по числу «Орденов») выбирает одну из двух оставшихся дорожек, а третьему достается оставшаяся дорожка. Если участники не отвечают на вопрос, то вопрос передается в зал – теоретикам и правильно ответивший в зале получает «Орден умника».

Вопросы по одному задаются в такой последовательности: участнику на красной дорожке, участнику на желтой, на зеленой и т.д. Если участник на красной дорожке ошибается, то он возвращается в зал к теоретикам, также участник на желтой дорожке допустивший 2 ошибки возвращается в зал. Участник на зеленой дорожке ошибившись 3 раза, также возвращается к теоретикам.

После каждого тура проводится подсчет «Орденов», чтобы выбрать трех участников последующего тура. Если в туре несколько человек выходит в финал, то задается вопрос и кто первый правильно на него ответит, то и выходит в финал.
Победители каждого тура занимают места в финале и имеют право ответа на вопрос, переданного в зал, так же как и теоретики, то есть первым, подняв руку.
Мы выбрали трех участников I тура и теперь начинаем игру.

ВОПРОСЫ ОТБОРОЧНОГО ТУРА

  1. Самое высокое дерево (Эвкалипт в Австралии имеет высоту 100 – 110 м)
  2. Почему организмы прокисают? (Невидимые глазу организмы – бактерии, находятся повсюду, даже в воздухе. Из воздуха они попадают в молоко и тут же берутся за дело)
  3. Время, в течение которого Земля совершает оборот вокруг Солнца? (Год)
  4. Назовите древнюю науку, из которой выросла химия. (Алхимия)
  5. Кто такой «лесной петух»? (Глухарь)
  6. Какой древний философ первым высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших и невидимых частиц? (Демокрит)
  7. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед? (Колибри)
  8. Как называется химический элемент, который можно перевести как «рождающий кислоты»? (Кислород)
  9. У кого усы длиннее ног? (У таракана)
  10. Как по-другому называется химический знак? (Символ)
  11. Кого называют «кораблем пустыни»? (Верблюд)
  12. К какому семейству относится и церий, и европий? (Лантаноиды)
  13. Сколько лет могут жить черепахи? (? 400 лет)
  14. «Серебряный призёр» по электроотрицательности – это кислород, а кто же «золотой»? (Фтор)
  15. Кто из животных самый горластый? (Крокодил)
  16. Самое любимое растение кошек? (Валерьяна)
  17. Назовите остров у южных берегов Австралии, носящее название крупного животного этого материка? (Кенгуру)
  18. Назовите животное «парадокс – с птичьим клювом». (Утконос)
  19. Что изображено на австралийской монете достоинством в 5 центов? (Ехидна)
  20. Самый высокий водопад мира и его высота? (Анхель 1054 м)

I тур посвящен биологии

  1. Мы так много говорили об экологии, но так мало тех, кто в действительности знает и понимает, что это такое. Так что же такое экология? (Наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой).
  2. 2. Зачем звери зализывают раны? (Быстрее заживают. Кроме ферментов, убивающих микроорганизмы, в слюне обнаружен особый белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров).
  3. Есть ли лошадки меньше пони? (Да, в США выведена карликовая лошадка, ее высота в холке 80 см).
  4. Зачем корове светлая голова?
  5. (Чтобы в лесу не потеряться. Светлые участки тела теряют меньше тепла, чем темные).
  6. А что это за барабанщик? Зацепился за ствол сильными ногами, уперся в него своим упругим хвостом и крепким, как долото, клювом долбит дерево. Это ... (Дятел).
  7. Какие грибы растут на пнях и разрушают их? (Опята).
  8. Какая птица кричит драной кошкой? (Иволга).
  9. Какая птица делает в гнезде подстилку из рыбьих костей? (Зимородок).
  10. У кого язык длиннее тела? (Хамелеон).
  11. Нельзя быть равнодушным при виде этого стройного и грациозного цветка. Правда, запах у него сильный и резкий. Большой
  12. букет этих цветов в комнате ставить опасно, он способен вызвать головокружение. Недаром название цветка произошло от греческого слова означающего «одурманивающий». Когда растет у водоема, то немного наклонен набок, и создается впечатление, что цветок любуется своим отражением. (Нарцисс).
  13. С какого года начала издаваться Красная книга? (1966).
  14. Многие птицы – прославленные певуньи. Вне конкуренции среди них соловей. А кто на втором месте? (Дрозд).
  15. Самая высокая трава? (Бамбук).
  16. Правда ли, что орхидеи используются для приготовления мороженого? (Отчасти, правда, ароматические вещества для некоторых видов ванильного мороженого приготовляют из обладающей лечебным эффектом шелухи семян орхидеи «ванилия планифолия»).

II тур посвящен Алтайскому краю

Что такое Алтай?
Вы спросите об этом геолога.
И геолог расскажет,
геолог расскажет про золото.
С давних – давних времен,
с незапамятных пор
это – край золотых,
край невиданной щедрости гор.
Что такое Алтай?
Вы спросите об этом зверолова.
Вы услышите: «Золото» ?
то же услышите слово.
Это белки, лисицы, горностаи и соболя.
Это мягкое золото, то, что таежная дарит земля.
Но спросите о том же рубцовской степи чабана.
«Это – золото, – скажет он, –
край золотого руна».
Хлебороба спросите, комбайнера и тракториста.
«Это – золото, – скажут, –
золото во поле чистом». /М.Юдалевич/

  1. Назовите дату образования Алтайского края? (28 сентября 1937 года).
  2. Назовите крупную реку Алтайского края? (Обь).
  3. Назовите нашего земляка и известного артиста, который был губернатором Алтайского края? (М.Евдокимов).
  4. Самое большое по площади озеро Алтайского края? (Кулундинское (728 км2).
  5. Кто первым с Алтая получил звание героя Советского Союза? (И.И. Евсевьев, за участие в борьбе за свободу республиканской Испании).
  6. Назовите вечнозеленый кустарник, растущий в горах Алтая. (Туя).
  7. Назовите известного советского кинорежиссера, актера и руководителя молодежного театра на Алтае – уроженца Алтая. (В.Золотухин).
  8. Назовите имя второго советского космонавта и нашего земляка. (Г.С. Титов).
  9. Назовите самую высокую точку Алтая и ее высоту. (Королевский белок (2298 м).
  10. Назовите известного оружейника – уроженца Алтая. (М.Т. Калашников).
  11. Какая отрасль является основной для Алтайского края? (Сельское хозяйство).
  12. Имя этого изобретателя, прославившего край, носит один из университетов. (И.Ползунов).
  13. Отдельные эпизоды фильмов этого режиссера снимались на Алтае, близ села Сростки. (В.Шукшин).
  14. Назовите казака, совершившего первые походы в северо-восточный Алтай, благодаря которому в начале 17 века Россия получила первые сведения об Алтае. (С.Ремезов).

III тур посвящен химии

  1. Назовите вещество, которое может быть в трёх агрегатных состояниях, бурно реагирует со щелочными металлами. (Вода).
  2. Какой химический элемент назван в честь России? (Рутений).
  3. Вещества, которые получаются при горении веществ в кислороде. (Оксиды).
  4. В этой стеклянной посуде смешивают малые количества вещества и проводят химические реакции (Пробирка).
  5. Назовите ученого первым открывшего кислород (Д.Пристли).
  6. Одна из кислот входящая в состав «царской водки» (Азотная).
  7. Вещество, изменяющее свою окраску в кислотной и щелочной среде (Индикатор).
  8. Вещество, аллотропная модификация кислорода, которое образуется во время грозе (Озон).
  9. Какой ученый предложил в качестве символов химических элементов начальные буквы латинских названий (Й.Берцелиус).
  10. В каком году был открыт периодический закон? (1869).
  11. Назовите фамилию выдающегося химика и композитора (А.П. Бородин).
  12. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий).
  13. Какой элемент не имеет постоянной прописки в ПСХЭ Д.И. Менделеева? (Водород).
  14. Какой тип кристаллической решетки имеет горный хрусталь? (Атомная).

Сейчас мы назовем победителя III тура. Теперь финал, выбирайте дорожки.

ФИНАЛ посвящен загадкам

1.

К торжественному крику
Прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы
С севера на юг. (Урал)

 

2.

Знакома с детства каждому
Их белая рубашка.
С серединой ярко-желтая
Веселая ... (Ромашка)

3.

Бывает двойственный оксид,
Он, позабыв и честь, и стыд,
То к сильной кислоте спешит,
То где-то щелочь сторожит,
И тем и другим поклоняется.
Как такой оксид называется? (Амфотерный оксид)

4.

Посреди двора – красная голова,
Вырос в поле дом, полон зерен он. (Мак)

5.

Угадать меня легко,
Из двух животных я составлен,
А в целом – сильный яд,
Зовут меня…(Мышьяк).

6.

Как инструмент меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке,
Но, если «д» на «б» мне сменишь,
Во мне утонешь как в реке. (Болото)

7.

Когда жара иль дождь идет,
Тебя от них всегда укрою.
Прочти меня наоборот –
Узнаешь озеро большое. (Севан)

8.

Меня называют царицей цветов.
За цвет и за запах моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов
Но кто ж не простит мне колючих шипов? (Роза)

9.

Корабли меня обходят;
Знает лоцман наизусть.
Если Л на Д заменят,
То металлом окажусь. (Медь)

10.

В ярком пламени рождаясь,
Я невзрачна и сера.
Если ж буквы переставить,
Гибким стеблем стану я. (Лоза)

11.

Первый слог мой – нота,
Буква – слог второй,
Целое – широко разлилось рекой. (Дон)

12.

Я – газ, простое вещество,
Двухзначен номер мой.
А слог мой первый – божество,
Река – вот слог второй. (Радон)

13. Белый горошинки на зеленой ножке. (Ландыш)

14.

В свободном виде он всех убивает.
Но если связать, то в еду добавляют.
Если же Л мы ему зачеркнем,
То вместе со всеми мы песню споем.

(Хлор)

Подведение итогов игры

Вот и подошла к своему завершению игра. Сейчас назовем умника или умницу в области географии, биологии и химии, но мы не прощаемся, и надеюсь, что встретимся вновь, чтобы показать свои знания.

Литература

  1. Решетников, В.И. Географический КВН в VIII классе //География в школе. – 1994. – № 1. – С. 70-72.
  2. Штремплер, Г.И. Химия на досуге: Кн. для учащихся сред. и стар. возраста / Рис. авт. при участии В.Н. Растопчина. – Ф.: Гл. ред. КСЭ, 1990.
  3. Шукайло, А.Д. Тематические игры по химии. 8-й класс. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003.