Пояснительная записка
Интегрированный урок (экономика, информатика, география) по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе информационно-технологического профиля.
В соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, в отличие от общеобразовательных, завершается в 11 классе (1 час в неделю). Экономика преподается в виде элективного курса (1 час в неделю). Тема “Глобальные проблемы человечества” является завершающей и в курсе географии, и в курсе экономики. Данная тема входит в раздел “Мировое хозяйство”. Предмет информатика и ИКТ в классе информационно-технологического профиля изучается в объеме 4 часа в неделю, поэтому все учащиеся уверенно владеют компьютером. Использование информационно-коммуникационных технологий в данном случае является средством овладения учебным материалом по экономике и географии.
При подготовке и проведении урока использовалась современная педагогическая технология личностно-ориентированного обучения – метод проектов. Для выполнения межпредметных творческих проектов по темам, объединенных в рамках тематики глобальных проблем человечества, учащиеся разбились на группы по 2-3 человека. Исследовательская работа над проектами носила долгосрочный характер. На предварительном этапе работы над проектом учащиеся собрали и обработали разнообразный материал по заданной теме. Результатом работы каждой группы над своим проектом стала компьютерная презентация, выполненная средствами приложения Microsoft Office PowerPoint. Заключительный этап работы над проектом – защита проекта – состоялся на интегрированном уроке “Глобальные проблемы человечества”.
Тема: Глобальные проблемы человечества
Тип урока: Обобщающий урок
Форма: Семинар
Цели урока:
- образовательная: учащиеся должны: знать глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения; осознать опасность глобальных проблем человечества;
- развивающая: учащиеся должны создать творческий проект по одной из глобальных проблем человечества средствами приложения Microsoft Office PowerPoint;
- воспитательная: способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся.
Оборудование:
- компьютер с установленной операционной системой Windows и приложением Microsoft Office PowerPoint;
- мультимедийный проектор;
- таблички на столах: “Экологическая проблема”, “Проблема разоружения”, “Продовольственная проблема”, “Энергетическая проблема”, “Проблема здоровья”, “Проблема терроризма”, “Демографическая проблема”, “Проблема глобального потепления”, “Экспертная комиссия ООН”;
- на каждом столе: повестка дня (Приложение 1), оценочный лист проектанта (Приложение 2).
Продолжительность: 2 урока по 40 мин.
Ход урока
Учащиеся занимают места в классе за столами с табличками: “Экологическая проблема”, “Проблема разоружения”, “Продовольственная проблема”, “Энергетическая проблема”, “Проблема здоровья”, “Проблема терроризма”, “Демографическая проблема”, “Проблема глобального потепления”. За отдельным столом занимают места члены экспертной группы из числа наиболее подготовленных учащихся и председатель Комиссии ООН по глобальным проблемам человечества.
На столах разложены документы: повестка дня (Приложение 1), оценочный лист проектанта (Приложение 2).
Учитель:
Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Сегодня мы проводим запланированное заседание Комиссии ООН по глобальным проблемам человечества. В ходе заседания, рассмотрев причины, суть и возможные пути решения проблем, нам предстоит подготовить проект резолюции ООН по данной теме.
На заседании присутствуют наблюдатели, которые в конце заседания могут задать вопросы членам Комиссии.
Рабочие группы Комиссии детально изучили заинтересовавшие их проблемы и подготовили презентации, которые они представят на нашем заседании. Группа экспертов в ходе заседания подготовит проект решения.
Председателем Комиссии является госпожа Горячева Татьяна, секретарь – Шинкаренко Алена. Ведущий эксперт – Оленева Екатерина. Эксперт по компьютерным технологиям – Мунтяну Дмитрий. Слово председателю Комиссии.
Председатель Комиссии ООН по глобальным проблемам человечества:
Добрый день, уважаемые коллеги! Заседание Комиссии ООН по глобальным проблемам человечества объявляю открытым. Разрешите от вашего имени приветствовать наблюдателей, присутствующих на заседании.
С повесткой дня вы заранее познакомились. Есть ли изменения и дополнения?
Прошу голосовать за принятие повестки дня. Предлагаю утвердить регламент заседания: выступление с докладом – 5 минут, выступления в прениях, дополнения, уточнения – 2 минуты. Прошу голосовать.
Начинаем работу по повестке дня. Слово с докладом на тему “Экологическая проблема” предоставляется Костюшовой Кристине.
Учащиеся выступают с докладами. Доклады сопровождаются мультитедийными презентациями.
- Экологическая проблема.
- Проблема борьбы с терроризмом.
- Проблема глобального потепления.
- Проблема отсталости развивающихся стран.
- Демографическая проблема (Приложение 3).
- Проблема здоровья людей (Приложение 4).
- Проблема разоружения.
- Продовольственная проблема.
- Энергетическая проблема.
После каждого выступления председатель Комиссии ООН по глобальным проблемам человечества предлагает присутствующим задать свои вопросы и высказать замечания по проблеме.
Председатель Комиссии ООН по глобальным проблемам человечества:
Благодарю вас, коллеги! Предоставляю слово экспертной группе.
Ведущий эксперт Комиссии обобщает сказанное докладчиками, демонстрирует презентацию (Приложение 5) и предлагает проект решения заседания Комиссии (Приложение 6).
Председатель Комиссии ООН по глобальным проблемам человечества:
Есть ли замечания, дополнения к проекту решения? Прошу голосовать… Решение принято единогласно. Повестка дня исчерпана. Заседание Комиссии объявляю закрытым.
Учитель:
Ребята! Я хочу поблагодарить вас за плодотворную работу на уроке. Пожалуйста, оцените свой труд и труд ваших товарищей при подготовке и проведении сегодняшнего заседания, заполнив оценочный лист (Приложение 2). Всего доброго!