Цели и задачи:
- ознакомить с понятиями “лесные ресурсы”, “лесодефицитные районы”; классификацией природных ресурсов по признаку исчерпаемости,
- учить объяснять значение лесов в природе и жизни человека,
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родной земле, осознание своей значимости в окружающем мире,
- формировать экологическую культуру,
- воспитывать эстетического восприятия географических объектов.
Оборудование:
Физическая карта России, выставка репродукций “Леса учат человека понимать прекрасное”, таблица/слайды “Классификация природных ресурсов”, статистический материал к сообщениям в виде плакатов/слайдов, листы с рисунками саженцев, магнитофон, аудиозапись “Звуки леса”
1.Организационный момент.Цели, задачи урока, порядок работы.
Учитель:
Мы с вами изучаем природу России: географическое положение, рельеф и недра, климат, воды, почвы - особое биокосное образование, занимающее промежуточное положение между живой и неживой природой. Сегодня приступаем к изучению живой природы: растительного и животного мира.
Растения регулируют природные процессы, поддерживают сложившееся природное равновесие. Без растений невозможна не только деятельность, но и само существование человека.
Большую территорию России занимают леса. Наша задача - определить роль лесов в жизни человека и природы, выявить проблемы, грозящие лесам, влияние человека, определить пути взаимоотношений с лесом как частью природы.
Наш урок пройдет в форме конференции. План работы:
- заслушивание выступлений представителей науки и хозяйства,
- выявление проблем, грозящих лесам,
- определение путей решения проблем
2.1. Зообиолог:
Лес – кладовая грибов и ягод, плодов и орехов, лекарственных растений и других даров. “В лесу жить – голода не видать” - гласит русская народная пословица.
В среднем с одного гектара леса можно собрать:
Кедровых орехов – до 500 кг,
Грибов – 150 – 250 кг,
Брусники и черники – 600 кг,
Березового сока – до 30 т
С одного взрослого дерева липы пчелы собирают до 70 кг меда.
В России заготавливается около 600 видов лекарственных растений, из них 1/3 – лесные растения. В Хакасии – около 300 видов растений, из них наиболее ценные – золотой и маралий корень.
В лесу живут ценные промысловые животные: лось, косуля, лисица, белка, соболь;
много ценных лесных птиц: рябчик, глухарь, тетерев, куропатка и др.
В республике Хакасия только за один сезон без ущерба для природы можно добыть:
400 маралов, 120 лосей, 800 косуль, 530 лисиц, 20 000 зайцев, около 70 000 особей дичи.
2.2. Строитель:
Основным продуктом леса является древесина. Древесина – универсальный материал. Несмотря на то, что в последнее время для строительства широко используются бетон, стекло, пластмассы, потребность в древесине не уменьшается. Без древесины не может обойтись ни одна отрасль хозяйства. Только на постройку 100 – квартирного кирпичного дома уходит эшелон древесины. Очень много древесины идет на строительство железнодорожных вагонов, изготовление шпал, на опоры для линий связи и электропередач, в судостроительной и горнодобывающей промышленности – для укрепления сводов шахтных тоннелей.
Дома, построенные из дерева, являются наиболее экологически чистым жильем. Отходы лесопереработки в виде щепы используют для изготовления древесных плит и как наполнители для строительных блоков
2.3. Агроном:
Леса выполняют важную почвозащитную роль. Массовая вырубка лесов в средней полосе России привела к развитию эрозии почв. Самым эффективным средством борьбы с эрозией является полезащитное лесоразведение.
Лесополосы сохраняют от губительных суховеев и пыльных бурь, накапливают влагу в почве и приземном слое воздуха. Полезащитные лесные полосы повышают урожай:
- зерновых - на 20 -30 %,
- овощных и бахчевых культур - на 50 -70 %, - кормовых трав - на 100 – 200 %
Благодаря большой водопроницаемости лесной почвы лес уменьшает и предотвращает наводнения рек и резкое обмеление их летом.
В лесу заготавливают корма для скота, используют для выпаса скота.
2.4. Химик:
Не только древесина, но и кора, хвоя, ветви, пни и корни служат сырьем для многих отраслей химической промышленности. Из них получают такие ценные продукты, как:
скипидар, канифоль, деготь, аспирин, уксусную кислоту, спирты, камфору, лекарственные вещества.
До 40 % всей древесины используется для производства бумаги и картона.
Из лесных отходов изготавливают кормовые дрожжи и хвойно – витаминную муку, которые используют в сельском хозяйстве. Кормовые дрожжи, спирт производят и у нас в Хакасии на Усть – Абаканском гидролизном заводе.
2.5. Медик:
Микроклимат леса является очень благоприятным для отдыха и восстановления здоровья человека. В лесу воздух чистый – без пыли и вредных газов.
В лесном воздухе содержится в 300 раз меньше бактерий, чем в городском. Причина этого – фитонциды - активные летучие вещества, которые выделяются листьями и цветами растений и убивают болезнетворные микробы и бактерии. Достаточно несколько грамм фитонцидов, чтобы обеззаразить сотни кубометров воздуха. Вокруг городов, между промышленными зонами и жилыми кварталами создаются зеленые санитарно – защитные зоны.
Сильнейшие фитонцидные растения – черемуха и можжевельник. Но наиболее полезен воздлух в сосновом лесу, где и хвоя, и сами деревья вырабатывают ароматические летучие вещества, излечивающие многие тяжелые болезни.
Пребывание человека в лесу благотворно действует на людей с нервными, сердечно -сосудистыми и другими заболеваниями. Кроме того, в лесу произрастает большое количество лекарственных трав и растений.
2.6 Учитель:
Ценны не только сырье и продукты, которые дает лес. Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо общаться с лесом.
Лес является источником различных “полезностей”: красота, запахи, звуки леса всегда привлекали человека, давали ему комфорт и удовлетворение. Недаром многие художники часто изображали лесные пейзажи на своих полотнах: И.Шишкин, В.Васнецов, И.Левитан, А.Куинджи, А.Саврасов.
(демонстрация выставки репродукций картин: В.Васнецов. Аленушка; А.Саврасов. Вид в окрестностях Ораниенбаума; А.Куинджи. Березовая роща; И Шишкин: Утро в сосновом лесу, Пейзаж с фигурой, Дождь в дубовом лесу,
Эпиграф к выставке:
“Леса учат человека понимать прекрасное” (А.П.Чехов)
<рисунок 6 >
<рисунок 7 >
<рисунок 8 >
<рисунок 9 >
<рисунок 10 >
<рисунок 11 >
А вы любите бывать в лесу? Почему?
Мы сейчас представим на минуту, что мы в лесу.
(Прослушивание аудиозаписи “Звуки леса”)
Какие чувства вы испытали? Вам было хорошо?
Наверное, все согласны со словами А.П.Чехова: “Леса учат человека понимать прекрасное”
3.Выявление проблем.Учитель:
Мы установили, что лес играет большую роль в жизни человека. Как же человек использует эти природные богатства?
(Демонстрация слайдов “Лесозаготовка”, “Сплав леса по реке”, “Лесные пожары” и т.п.)
Бережно человек относится к лесным богатствам?
На территории нашей страны есть районы, богатые лесом – лесоизбыточные районы, но есть и лесодефицитные районы (работа с физической картой России)
Все природные богатства – ресурсы - можно разделить на группы:
(Работа со схемой: “Классификация природных ресурсов”)
Лесные ресурсы относят к числу возобновимых, однако площади лесов и запасы древесины в них небесконечны, имеют свои пределы, поэтому лесные ресурсы считаются исчерпаемыми.
Лес – это исчерпаемый природный ресурс, и наша задача – сделать его неисчерпаемым
4.Выработка программы действий.Учитель:
Что мы с вами можем для этого сделать? Ваши предложения.
(Класс делится на 3 группы для составления программы действий по сохранению лесов. По окончанию работы группы обмениваются предложениями, составляют единую программу и записывают на доске/листе ватмана/экране.
Примерные предложения:
- не рубить деревья
- садить деревья дома, в школьном парке, вдоль карьера…
- контролировать сбор березового сока
- бороться с “палами” в весеннее время
- соблюдать правила поведения во время отдыха в лесу и т.п.)
5.Заключительный этап.
Учитель:
Если бы наша конференция проходила в теплое время года, мы могли бы посадить памятную аллею. Предлагаю вместо настоящей посадить аллею воображаемую:
Каждый может взять листок бумаги с нарисованным саженцем, прикрепить его в любом месте класса и сказать, для чего он садит дерево.
(Учитель может дать образец действия)
6. Домашнее задание: п.23, вопросы, новые слова.
Итоги урока.
Учитель: Надеюсь, вы научились правильному отношению к природе и ее богатствам, сами будете соблюдать правила природоохранного поведения и будете требовать этого от окружающих. Результаты увидим весной.