Цели и задачи:
- Сформировать представление учащихся об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения; видами миграций населения и причинами вызывающие миграции.
- Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений темы; производить необходимые сравнения.
- Воспитывать чувство ответственности при подготовке к уроку, умение слушать одноклассников, а так же использовать свой жизненный опыт, информацию СМИ для конкретизации темы урока.
Оборудование:
Карты "Плотность населения мира", "Политическая карта мира"; атлас, учебник, тетрадь, фрагмент видеофильма, словарь, раздаточный материал (каждому ученику).
Ход урока
Использование фрагмента видеофильма для постановки, раскрытия и актуализации темы урока.
I) Изучение нового материала.
1. Размещение населения на Земле.
На земном шаре население размещается крайне неравномерно. Около 70 % всего человечества проживает на 7 % территории. В восточном полушарии проживает больше людей, чем в западном полушарии. В северном полушарии больше, чем в южном полушарии. 15 % суши - совершенно не освоено людьми. Это области с экстремальными природными условиями. Естественно, что люди заселяли и осваивали в первую очередь наиболее благоприятные для жизни и богатые различными условиями и ресурсами территории.
Средняя плотность населения 45 чел/км, но за этим показателем могут скрываться очень большие различия между отдельными территориями. Наряду с этим около 50 % обитаемой суши имеют среднюю плотность 5 чел/км.
Определенная численность и плотность населения - необходимые предпосылки для развития каждой страны.
Каковы же показатели min и max плотности населения и для каких районов они характерны?
2. Практическое задание.
2.1 Проанализируйте карту «Плотность населения мира» в атласе и заполните схему:
Размещение населения
Что же влияет на размещение населения в мире и в отдельной стране? Давайте выясним.
2.2 Практическое задание.
Сопоставьте и проанализируйте карты «Плотность населения мира» и «Физическая карта мира». Заполните таблицу. Сделайте выводы.
Государство | Китай | Канада | Австралия | Россия |
Материк | ||||
Max плотность | ||||
Где? | ||||
Почему? | ||||
Min плотность | ||||
Где? | ||||
Почему? |
Вывод: _____________________________________________________________________________
3. Миграции населения.
"Люди, - писал Н.Н. Баранский, - не перелетные птицы, их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами".
Ученик (работа со словарем):
Миграции - перемещение населения с одного места жительства на другое.
Международные миграции населения возникли в глубокой древности, продолжились в древние века - прежде всего в эпоху Великих географических открытий, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.
Самый большой миграционный взрыв начался в 19 веке в Европе, "выталкивание" части населения - свободные Земли и спрос на рабочую силу. Из Европы выехало 60 млн. человек.
Азия - китайские и индийские рабочие - вербовались для работы на плантациях и рудниках.
США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия.
После Второй Мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу 20 века - " миграционный взрыв".
Ученик (работа с дополнительной литературой)
Каковы же виды миграций и причины влияющие на перемещение населения мира?
4. Практическое задание.
4.1 У Вас на столах лежат карточки с названиями видов миграций. Посмотрите на схему и давайте попробуем классифицировать виды миграций.
4.2 Работа с учебником стр. 65-66;
Какие причины вызывают перемещение населения?
№ | Виды миграций | Причины | Откуда? Куда? |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Вывод: ______________________________________________________________________________
II) Закрепление пройденного материала.
Исследования причин перемещения жителей из регионов России в НПР, проведенные 1998 году показали, что 100% опрошенных были подвигнуты к перемещению именно первичными потребностями. При этом на первое место - 89% ставят потребности в стабильном заработке,
11% - возможность безопасного продолжения рода, 2% - возможность получения жилья.
Давайте представим, какие последствия повлекут за собой: отсутствие вакантных рабочих мест, политика руководителей Норильского комбината на сворачивание производства.
Итоговое закрепление в форме взаимопроверки; выставление оценок в журнал.
III) Домашнее задание (по выбору учащихся):
1)Упражнение № 9, стр. 77;
2)Упражнение № 9 (дополнительное), стр. 78;
3)Упражнение № 10, стр. 78;