Интегрированное внеклассное мероприятие по литературе, физике, географии "Российскою землей рожденный…", посвященное жизни и деятельности М.В. Ломоносова

Разделы: Физика, География, Литература, Внеклассная работа


Мероприятие рассчитано на 2-х часовой урок.

Оформление кабинета: рисунки учащихся "Север глазами детей", портрет М.В. Ломоносова, на передней стене - над экраном - тема урока. В переднем углу кабинета фрагмент комнаты крестьянина-помора: стол с глиняной посудой и большой мисой с горячей ухой, лавки, накрытые половиками, на стене - рыболовецкие сети, вяленая рыба. Рядом сундук, над ним икона. На лавках сидят главные действующие лица. Остальные учащиеся сидят на скамейках и выходят для докладов.

Роли и слова автора исполняют и читают учащиеся.

Пролог.

(сценка разыгрывается учащимися )

Автор: Десятилетний мальчик в белом суконном кафтанчике с пуговицами из золота стоял у аквариума величиной с большой стол. В руках у мальчика был маленький, искусно сделанный корабль с пушками и парусами.

Дверь в зал, где играл мальчик, отворилась, и вошёл молодой человек в светло-зелёном кафтане и со шпагой на боку.

Он почтительно поклонился мальчику и сказал:

Порошин: Должен донести печальную новость: вчера Михайло Васильевич Ломоносов скончался.

Павел: Что о дураке жалеть? Казну только разорял и ничего не сделал, - ответил мальчик.

Порошин: Как? Вы сами изволили обучаться по его "Российской грамматике". Историю вы учили по его "Краткому российскому летописцу". Да он же составил "Краткое описание разных путешествий по северным морям".

Павел: Запамятовал.

Порошин: Его открытия в физике весьма известны: он новую теорию теплоты предложил и грозу объяснил действием электрической силы. Он первый заметил атмосферу вокруг Венеры, да и стихами стяжал заслуженную славу.

Мальчик начинает прыгать на одной ноге.

Порошин: Не подобает вам, милостивый государь мой, таким образом отзываться о россиянине, который не только здесь, но и в Европе учёностью своей был славен.

Автор: Такой разговор происходил во дворце императрицы Екатерины II в апреле 1765 года на другой день после смерти Ломоносова. Мальчик был сын Екатерины II, наследник российского престола Павел, числившийся генерал-адмиралом, несмотря на свой десятилетний возраст. А молодой человек - его воспитатель и учитель С. А. Порошин.

Музыка (учитель говорит слова под музыку).

Учитель: На улице зима: наша непонятная северная зима то с оттепелью, то с метелью… Быть может, в такой же, как сегодня, зимний день, родился 295 лет назад 19 ноября наш великий земляк Михаил Васильевич Ломоносов. Сегодня, уважаемые гости и дорогие ребята, приглашаем вас в дом Ломоносовых, где и должны мы познакомиться с деятельностью Ломоносова в области физики, географии, литературы, истории и искусства. Но не только. Мы поговорим о Ломоносове и как о человеке. Эпиграфом к нашему мероприятию мы взяли следующие строчки:

Слайд 1 из приложения 2.

Учитель: Вопрос о том, кто делает историю - народ или великие личности, - до сих пор остаётся открытым. Да и ответить на него однозначно невозможно. Однако есть исключения - это Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь его - свидетельство того, что даже один человек, но если он Человек, может очень многое.

Итак, тема нашего сегодняшнего необычного мероприятия: "Российскою землёй рождённый..."

Слайд 2 из приложения 2.

(Далее учащиеся рассказывают отрывки из биографии М.В. Ломоносова, обыгрывают некоторые сцены)

Автор: В ноябре 1711 года в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын. Мальчик появился на свет в Михайлов день.

Отец: Назовём Михайлом.

Автор: стихотворение 1 из Приложения 1

Слайд 3 из приложения 2.

Автор: М.В. Ломоносов родился на севере Архангельской области, в нижнем течении реки Северная Двина в районе села Холмогоры. В этом месте река разделяется на несколько рукавов и проливов, которые обтекают 9 островов, близко расположенных друг к другу. Одни острова - болотистые, с заливными лугами, другие - песчаные отмели, заросшие ивняком.

Слайд 4 из приложения 2.

Автор: А Куростров, на котором и родился великий учёный, - холмист, с многочисленными деревнями и погостами. Острова были населены гуще; здесь имелись хорошие выгоны для скота, более плодородная почва и открытый путь в Белое море.

Отец и двоюродный дед Ломоносова жили в деревне Мишанинская, которая насчитывала 5 дворов. Дом Ломоносовых стоял на видном месте, неподалёку протекала речка Курополка.

Слайд 5 из приложения 2.

Автор: Главным занятием куростровцев было земледелие и скотоводство. Крестьяне выращивали рожь, ячмень, овёс, лён, репу, редьку.

Жители Курострова с давних пор ходили на судах в Белое море ловить рыбу и промышлять морского зверя. В Северной Двине от устья до Холмогор поморы ловили сёмгу.

Куростров славился своими горшёчниками, строителями, резчиками по кости. В селе Ломоносово по сей день работает косторезная фабрика.

Слайд 6 из приложения 2.

Автор: Ломоносов очень любил свою родину и всегда тепло отзывался о ней. Родные места навсегда запечатлелись в его памяти. В 1764 году Ломоносов как бы случайно набросал на обратной стороне рабочего листа план Курострова и его окрестностей. Михаил Васильевич по памяти начертил контур главных двинских островов, указал положение Холмогор и пометил крестиками все церкви, находившиеся там.

Слайд 7 из приложения 2.

Автор: Детские и юношеские годы Ломоносова прошли на Русском Севере. Что же представлял собой Русский Север?

Слайд 8 из приложения 2.

Автор: Во второй половине 14 в. Двинская земля была присоединена к Московскому государству. Это способствовало укреплению и расширению торговых связей Двинской земли с центральными р-ми России и со странами Европы. До основания Петербурга Архангельск был единственным морским портовым городом России, связывающим её с западноевропейскими государствами.

После конфискации земель новгородских бояр в Двинской земле образовался плотный слой черносошных крестьян. Северное крестьянство пользовалось широким самоуправлением. Русский Север избежал крепостничества..

Двинская земля была хорошо подготовлена для восприятия и проведения Петровских реформ. Этот край поддерживал Петра I в его стремлениях к развитию мореплавания, торговли и промышленности.

Слайд 9 из приложения 2.

Автор: Русский Север рождал смелых и выносливых людей, которые привыкли не страшиться невзгод, настойчиво шли к своей цели, прямо смотрели в "лицо" жизни. Такие черты их характера явились следствием суровых условий труда и быта, существовавших здесь.

Василий Дорофеевич жил богаче многих односельчан. Это был человек сильный, выносливый и предприимчивый. В 1727 г. Он одним из первых на Двинской земле построил себе "новоманерный" корабль модели "гукор". Оно отличалось настолько хорошими мореходными качествами, что поморы прозвали его "Чайкой".

Слайд 10 из приложения 2.

Автор: Каждый год с весны до осени Василий Дорофеевич уходил в море. По воспоминаниям современников, В.Д.Ломоносов "всегда имел в…рыбном промысле щастие". Только упорный труд сделал его зажиточным человеком.

Отец: Мой достаток я кровавым потом нажил.

Автор: Впрочем, зажиточные крестьяне жили в Денисовке почти так же просто, как и другие жители деревни.

В избе у тех и других вдоль стен стояли лавки, а в углу под образами белел некрашеный стол. И в богатых и в бедных избах были маленькие окна; но у бедных отверстия оконницы затягивались рыбьим или бычьим пузырём, зимой же туда вмораживали лёд, а у богатых окна были из слюды или из стекла, которое стоило тогда недёшево.

И в зажиточных и в бедных семьях одинаково хлебали уху деревянными ложками из общей деревянной чашки. В каждой избе на полках стояли туяски из берёзовой коры, в которых лежала разная мелочь. Но у хозяйки богатого дома можно было увидеть ларец из моржовой кости с резьбой, которой славились холмогорские мастера (показывает на убранство комнаты Ломоносовых).

(сценку разыгрывают учащиеся)

Бабушка: И ещё одно диво-дивное водится, Михайло, в море-окияне. То не морж, не кот морской, и нет у него имени. Ох-ох-ох! Голова петушья, тело змеиное, хвост рыбий. Самоцветами переливается. Кто повстречает его - не доплывёт до берега.

М.В. Ломоносов: А кто сказал про петушью морду…раз до берега не доплыл?

Бабушка: В самом деле… Вот ведь смышлёныш! И в кого такой: мать - тихая, отец - тоже молчок. В отцова дядю, должно, в двинского земского старосту Луку Ломоносова; тот, говорят, проныр.

Отец: Михайло! Ко трапезе! Опоздаешь - без обеда останешься.

Автор: В просторной горнице вокруг длинного стола все сидят молча. С одного конца - сам хозяин Василий Дорофеевич. Лицо, как из меди, покрыто вечным загаром. Справа брательники - товарищи по промыслу. На скамье у окна мать, Елена Ивановна. У неё тяжёлая золотистая коса, искусно спрятанная в повойник. Михайло в неё: круглолик, кареглаз, кровь с молоком.

Отец широко крестит стоящую посредине стола мису с ухой. Мать разливает по тарелям. Отец поднимает ложку, пробует - можно начинать остальным.

Других кушаний на столе нет. Зато ухи и хлеба ешь вволю. Всяк бери соль из солоницы, такой же узорной, как и миса.

Отец: Кусков хлебных недоеденных не оставлять! Подрастёшь, узнаешь, каков крестьянский труд!

Автор: Дети во всех семьях Денисовки одинаково рано научались грести и править лодкой.

Слайд 11 из приложения 2.

Отец: Весной пойдёшь со мной в море зуйком.

Автор: Зуйки помогали вытаскивать сети, вычерпывали воду, набравшуюся в лодку, чистили рыбу. Идя в первый раз с отцами на промысел, ребята радовались и гордились.

Стихотворение 2 из Приложения 1.

Автор: Плавания с отцом развили в Ломоносове выносливость, уверенность в себе, находчивость. Во время трудных и длительных морских переходов он обогащался множеством разнообразных наблюдений, жадно впитывал народный опыт, который впоследствии во многом определил характер его интересов и стремлений.

Сценка

Отец: Ныне год будет ледовой. Карское море будет долго льдом забито

Ломоносов: Почему знаешь?

Отец: Ежели хочешь узнать, где льды встретишь, примечай, куда ветры дуют. На сей неделе треска близко к берегу не подойдёт.

Ломоносов: Отчего?

Отец: Следи, куда чайка летит. Чайка - наш брат рыбак.

Ломоносов: Татка, у Солнца свет самородный?

Отец: На Солнце риза царская и корона. То и светит.

Ломоносов: А звёзды? Маменька сказывала: лампады ангельские…

Отец: Ну да! Звезда бы на Холмогоры пала, весь бы город покрыла!

Ломоносов: А молния?

Отец: Это бог тянет лук крепко и стреляет метко. Где увидишь дерево или камень обожжённые, там в песках стрелку ищи.

Ломоносов: А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?

Отец: Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен!

(Входит сельский дьячок)

Дьячок: Ну и сын у тебя, Василий Дорофеевич! Сколько учиться, друга-столько меня учит. Неладно-де называть "собака", надо - "солбака". Бог-де человека создал, и не понравилось, что лоб велик…Лишек от лба отнял и в том собаку сделал. Потому собака и умна, что со лба… Филолог!

Слайд 12 из приложения 2.

Ломоносов: Почто вода светится?

Отец: Бывает.

Ломоносов: Отчего вода каждый день приливает и отливает всегда в те же часы?

Автор: Этого не знал никто. Иногда в тёмные вечера и ночи небо вдруг освещалось с севера как будто заревом отдалённого пожара.

Отец: Сполох играет.

Автор: Василий Дорофеевич мог научить сына всему, что должен был знать хороший рыбак и кормщик, но он не мог выучить мальчика грамоте, потому что не знал её сам.

В то время школ не было не только в деревнях, но и во многих больших городах. В деревне знали грамоту обычно священник и дьячок. Крестьяне, желавшие научить своего ребёнка грамоте, отдавали его обычно в обучение священнику или дьячку за особую плату.

Сосед Ломоносовых, крестьянин Иван Афанасьевич Шубной, был человек грамотный. Шубному нравился соседский мальчик, так внимательно смотревший на его книги. Раскрыв книгу молитв - часослов, Шубной показывал Михайлу буквы и говорил, как они называются по-славянски:

Шубной: А - аз, б - буки, в - веди, г - глаголь. Сложишь вместе, выйдет слово.: буки, аз да буки, аз - баба.

Слайд 13 из приложения 2.

Автор: Михайло чувствовал себя так, как будто, учась читать, он попадал в какой-то другой мир. Каждый шаг в этом мире приводил к новым открытиям.

Михайло научился хорошо читать, но этого было мало: захотелось уметь писать. Он стал учиться у всех, у кого мог: и у Шубного, и у деревенского дьячка.

Когда Михайлу исполнилось 14 лет, односельчане уже обращались к нему, если нужно было написать или подписать деловую бумагу. Он писал правильно и уверенно, хотя и не очень чисто.

Овладение грамотой открыло Ломоносову путь к самообразованию, но этому жизнь в доме отца не способствовала. Дело в том, что мать Михайлы - Елена Ивановна - рано умерла, когда Ломоносову было 9 лет. Отец скоро женился вторично на крестьянке Федоре Михайловне Уской, но в 1724 году она тоже умерла и через три месяца Василий Дорофеевич женился на вдове Ирине Семёновне. С этого времени Ломоносову жилось в доме отца всё хуже. "Злая и завистлдивая мачеха всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами.

Автор: Годы шли. Михайло перечитал все церковные книги, что были под рукой. Многое выучил наизусть. Особенно очаровала его Псалтырь в стихах Симеона Полоцкого.

Михайло терял сон и еду, пока не получал на руки какой-нибудь полюбившейся книги. Вот он узнаёт, что за рекой, в доме Христофора Дудина, есть две книги по новой мудрости.

Ломоносов: Как свеча я теплился перед старым идолом Дудиным. Помер, а не дал. В воду я совался ради этих книг перед наследниками Дудиными и наконец получил в вечное владение.

Слайд 14 из приложения 2.

Автор: Между тем книги эти были хотя и нелегки, но по-особенному привлекательны. Михайло чувствовал себя так, точно попал на тропинку, то исчезающую, то появляющуюся вновь и уходящую вдаль… с каждым шагом открывалось новое, и росло желание продолжать путь.

Другой мир был тот, который стал перед ним открываться, когда он начал читать и понимать.

Составитель "Арифметики" писал, что Пётр Великий учредил училища, в которых преподаются математика и разные другие науки, "украшающие человека".

"Арифметика" была написана в Москве. Там были и эти школы. Михайло стал всё чаще думать о том, что надо идти учиться в Москву. Каждую зиму из Холмогор выходили обозы с мороженой рыбой в Москву. Михайло знал людей, которые ездили в Москву продавать рыбу. И постепенно у него сложилось решение - уехать с ними. Сделать это было нелегко. В Архангельской губернии не было ни помещиков, ни крепостных. Но крестьяне не могли распоряжаться собой по своему усмотрению: они принадлежали государству.

Автор: 8 ноября 1730 года Михайлу исполнилось 19 лет. В этом возрасте крестьяне уже женили сыновей. Откладывать уход в Москву дольше было нельзя. Михайло решил переговорить с отцом.

(Сценка)

Ломоносов: Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!

Отец: Какого ещё тебе ученья надобно? В подьячие, что ли, собираешься? Лёгкой жизни захотел?

Ломоносов: В подьячие не пойду!

Отец: Люди меня давно ума доводили и мне говорили: сын взгляду отцова должен бояться, от взгляда с ног падать, а у вас-де с сыном дружба-приятство…Добра-де не жди. Так и вышло: думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.

Ломоносов: Татенька! Ужели ты произволяешь детищу своему лучше бытии враг, нежели друг?

Отец: Как это враг? А для кого я потом кровавым дом и всё богатство наживал? Для тебя! Кому оставлю: тебе!.. Миша! Погляди-ко, руки отцовы…как крюки!.. Сколько я на веку работы унёс!.. Ужели отцовы труды людям под ноги бросишь?..

Ломоносов: Татенька, Василий Дорофеевич! Я с божьей помощью вознамерился шире да выше свой жизненный полёт управить… Татенька, государь, благослови в Москву учиться…

Отец: Ну, сын… Воля твоя… Люди-те, люди-те что скажут: "У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл, скитаться…"

Ломоносов: Татенька, не плачь!.. Воля твоя…

Отец: Нет, сын! Ты с отца волю снял!..

Автор: "И пускать нельзя и не пускать нельзя",- думал отец. Он решил не мешать сыну, но и не снабжать его деньгами для жизни в городе.

Вскоре в волостной книге была сделана запись:

"1730 года, декабря 7 дня, отпущен Михайло Васильев Ломоносов к Москве и к морю до сентября месяца предбудущего 1731 года, а порукой по нём в платеже подушных денег Иван Банёв расписался". Через несколько дней Михайло выехал из Холмогор с Рыбным обозом.

Отец: Поживёт в городе, узнает: дома-то кусок хлеба легче достаётся. Дом у нас, слава богу, не последний в деревне. Посмотрит Москву да вернётся.

Автор: Вероятно, и сам Михайло Ломоносов не думал, что назад не вернётся никогда.

Стихотворение 3 из приложения 1.

Слайд 15 из приложения 2.

Автор: В 1741 году с Ломоносовым произошло необычное событие. Однажды ночью он увидел во сне своего отца, лежащего мёртвым на одном из необитаемых островов Белого моря. Он поспешил справиться у бывших там поморов о своём отце. Оказалось, что, действительно, корабль, на котором ушёл на промысел Василий Дорофеевич, не вернулся прошлой осенью с моря. Обстоятельства не позволили Ломоносову самому отправиться на поиски отца, и он написал на родину письмо с просьбой отправиться за его счёт на этот остров, отыскать тело отца и похоронить его. Друзья Ломоносова, не мешкая, выполнили его просьбу; тело Василия Дорофеевича было найдено именно на этом острове, который указал Михаил Васильевич, и артель поморов похоронила его там. Стихотворение 4 из Приложения 1.

Слайд 16 из приложения 2.

Автор: Славяно-греко-латинская академия учреждена была ещё в XVII веке при Заиконоспасском, что на Никольской улице, монастыре. Удивился ректор академии:

- Преудивлённо! У нас ребята от учения как от заразы бегают. Дубьём не можем приневолить, а этот ради наук с Белого моря прибежал! Податное сословие не препятствие: несть правила без исключений.

Академия состояла из восьми классов: четырёх низших - фары, инфимы, грамматики, синтактики; двух средних - пиитики и риторики и двух высших - философии и богословия.

Когда Ломоносов поступил в славяно-греко-латинскую академию, ему было 19,5 лет и он оказался по возрасту самым старшим учеником в младших классах. Поэтому первое время учиться Ломоносову было морально нелегко. Младшие школьники показывали на него пальцами и смеялись над ним:
Стихотворение 5 из Приложения 1.

Автор: Трудно приходилось Ломоносову и с деньгами. Рослому и физически здоровому юноше тяжело было жить на скромную стипендию. С родных мест писали Михайле, что зная его отца достаток, многие уважаемые поморы могли бы отдать за него своих дочерей, если он вернётся. Славяно-греко-латинская академия готовила служителей церкви, и в ней мало внимания уделялось изучению естественных наук, к которым тянулся Ломоносов. В 1735 году в числе лучших учеников Ломоносов Был отправлен в Петербургский академический университет.

Слайд 17 из приложения 2.

Стихотворение 6 из Приложения 1.

Автор: Наш Михайло ликует. Дорвался до физики, до геометрии, до математики!.. Нох ейнмаль, ещё раз погодите радоваться, молодой человек! Преподаватели приехали в Россию "один десяток лет назад", и они не успели выучить "ни один русский слов"… Учителю наплевать, что его не понимают ученики, а ребятам больше, что ли надо!.. "Вас ис дас?... - кислый квас - и всё тут".

Стихотворение 7 из Приложения 1.

Автор: Между тем судьба подготовила Ломоносову приятную неожиданность. Ещё в 1735 году барон Корф безуспешно пытался отыскать за границей для участия в экспедиции, исследовавшей Сибирь, специалиста в области химии, металлургии и горного дела. Известный саксонский металлург И.Ф.Генкель посоветова И.А.Корфу прислать к нему во Фрейберг для обучения трёх хорошо подготовленных людей, знающих латинский язык. Среди них оказался и Ломоносов.
Но для поступления требовалось совершенное знание математики, физики, механики. Поэтому академия предписала Ломоносову сначала прослушать лекции знаменитого физика Вольфа в городе Марбург.

Слайд 18 из приложения 2.

Автор: Марбург, расположенный на юго-западе Германии, славился своим университетом. Основанный в 1672 году, Марбургский университет был одним из крупнейших научных центров Европы. Христиан Вольф был главной фигурой университета. Видный философ, автор работ по физике, философии, логике, психологии. Он обладал огромной эрудицией, читал лекции по математике, астрономии, физике, оптике, механике…

Слайд 19 из приложения 2.

Автор: Внимательно Вольф отнёсся к русскому студенту. Не только обучал, но и следил за поведением, выдавал содержание, присылаемое из Петербурга.

Студенты шутили: "Старый Вольф рад носить русского медведя на тарелке…"

Ломоносов также отдавал должное своему учителю: "…Любовь мою к физике и математике переношу я на Вольфа. Во студенчестве а от него всегда снисхождение и добро видел. Немцы любят науку засолить да завялить и солониною без нужды кормят старого и малого. У Вольфа малые сии едят молоко…"

Автор: Летом 1741 года, с помощью Вольфа Ломоносов возвращается на родину.

Пять лет учения и труда над трактатами и книгами, опыты в лабораториях. Благодаря приобретённым знаниям и опыту Ломоносов возвращался в Россию подлинным учёным, специалистом во многих областях. В истории Беломорского Севера, столь щедрого на натуры цельные, крепкие и глубокие, нет личности более популярной и почитаемой в народе, чем гениальный сын холмогорского крестьянина, основоположник отечественной науки, первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов.

Многогранность Ломоносова с особой выразительностью раскрыл ещё А.С.Пушкин, он писал: "…Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник… он создал первый Университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим Университетом".

Учитель: Вторая часть нашего мероприятия посвящена научной деятельности М.В. Ломоносова. Невозможно охватить все его достижения и открытия в науке, но мы постараемся раскрыть в докладах, подготовленных учащимися, немногое из того, что он сделал.

Это Ломоносов - географ, физик, литературовед, искусствовед и историк.

Вторая часть мероприятия - научные доклады, подготовленные учащимися о работах Ломоносова в областях географии, физики и литературы.

Литература:

  1. Астафуров В.И. Для славы народа российского. Просвещение, М., 2001.
  2. Астафуров В.И. М.В.Ломоносов. Люди науки: Просвещение, М., 1985.
  3. Белявский М.Т. Всё испытал и всё проник. Изд. МГУ, 1986.
  4. Дик Н.Е. Деятельность и труды М.В.Ломоносова в области географии. Изд. МГУ, 1961.
  5. Дик Н.Е. Ломоносовский период в развитии русской географии. Изд. Мысль, М.,1976.
  6. Елисеев А.А., Литинецкий И.Б. М.В.Ломоносов первый русский физик. Госуд. Изд. физико-математической лит-ры, М., 1961.
  7. Ломоносов М.В. Стихотворения. Сост. Лебедева Е.Н. Сов. Россия, М., 1980.
  8. Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём. Сост. Павлова Г.Е., Орлов А.С. Современник, М., 1989.
  9. Михайло Ломоносов. Избранная проза. Сост. Дмитриева В.А. Сов. Россия, М., 1980.
  10. Морозов А. ЖЗЛ. Ломоносов. Изд. ЦК ВЛКСМ, Молодая гвардия, М., 1965.
  11. Муратов М. Юность Ломоносова. Госуд. изд. детской лит-ры наркомироса РСФСР, М - Л, 1944.
  12. Осокин В. Российскою землёй рождённый. Изд. ЦК ВЛКСМ, Молодая гвардия, 1971.
  13. Равич Н. Повесть о великом поморе. Сов. писатель, М., 1955.
  14. Слово о Ломоносове. Сост. Фруменков Г.Г., Арх-ск Сев-Зап. книжн. изд-во, 1983.
  15. Черняховский Ф.И. Михайло Васильевич Ломоносов 1711 - 1961, Арх. книжн. изд-во,1961.
  16. Чудинов И.А. Богатырь науки и искусства. МИУ, Арх-ск, 2001.