Тема: Климат. Внутренние суши.
Цели и задачи урока:
- Показать особенности климатический условий и внутренних вод Австралии, зависимость внутренних вод от климата;
- Продолжить формирование общих понятий о климатических поясах; умения и навыков работы с картами субэкваториальном, тропическом, субтропическом; развивать и систематизировать изученный материал;
- Воспитывать чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе;
Оборудование:
физическая карта полушарий; физическая и климатическая карта Австралии; атлас; маршрутные листы; карандаши; маркеры; контурные карты;
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок - урок путешествие. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова .Садитесь . Начнем наш урок. Тема нашего урока спрятана в ребусе. Вам нужно отгадать его, чтобы назвать тему.
2. Тема нашего урока:
«Климат. Внутренние воды».
Сегодня на уроке мы узнаем о климатических особенностях Австралии , познакомимся с внутренними водами , раскроем зависимость внутренних вод от климата . Пополните свои знания о материке Австралия . Доказательно убедитесь , что Австралия жаркий и самый сухой материк .
И чтобы в этом убедиться я предлагаю вам, отправится в путешествие к берегам Австралии и по Австралии.(звучит мелодия)
Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Всем хочется вступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами открытий берег.
( чтение отрывка)
Р. Рождественский писал:
«Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал как в Лондоне час отбивает Биг Бен
Я не видел как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.»
Мы тоже, ребята, можем помечтать и представить свое путешествие в Австралию здесь и сейчас.
Ну, что мои дорогие, в путь. Обычно путешественники берут с собой различное снаряжение. Мы же с вами возьмем с собой знания, умения, навыки и конечно дружбу и взаимовыручку, т.е, то, что нам очень понадобится.(звучит музыка)
Закройте глаза и представьте, мы уже в пути. Красивый, белоснежный теплоход уносит нас к берегам Австралии. Располагайтесь по удобней на палубе. Над нами голубое небо, свежий ветер и плеск волн за кормой.
- Кто мне может сказать о материке, что в нем есть такого особенного:
САМОГО – САМОГО…:
Самый маленький по площади
Самый сухой
Самый малонаселенный
Целиком находится в ю.п.
В основании лежит Австралийская платформа, рельеф прост
При движении на север - теплее, на юг- холоднее.
- Сейчас проверим, все ли взяли с собой в путешествие
Поиграем в игру «Угадай-ка».
Игра: « Угадай-ка». (к ф/к прикреплены кружочки с цифрами).
Читаю вопрос-задание, вы мне называете ответ и показываете номер кружочка на карте.
- Большой остров на севере Австралии (о. Новая Гвинея)
- Горы восточной Австралии (Большой Водораздельный хребет)
- Полоса коралловых рифов (Большой Барьерный риф)
- Острова юго-восточной Тихого океана (о.Новая Зеландия)
- Залив на юге Австралии (Большой Австралийский залив)
- Залив на севере Австралии (Карпентария)
- Остров на юге Австралии (о.Тасмания)
- Пустыня расположена южнее тропика (Большая пустыня Виктория)
- Пролив между Австралией и о.Тасмания (Басов пролив)
- Пустыня расположенная севернее южного тропика (Большая песчаная пустыня)
- Море на юго-востоке материка (Тасманово море)
- Пролив между Новой Гвинеей и Австралией (Тарресов пролив)
- Море на севере материка (Арафурское море)
- Море, имеющее название небольших морских животных (Коралловое море)
Незаметно мы подплыли к берегам Австралии. Нам нужно поделится на команды и получить задания - маршрут путешествия.
Деление на команды.
- У меня на столе разрезанные карточки разного цвета (красного, синего, оранжевого, желтого) по количеству участников экспедиции. Каждый участник экспедиции подойдите к столу и возьмите по одной карточке. А теперь найдите по цвету друзей по команде.
Прекрасно! Вы нашли друзей по команде. Теперь соберите карточки своего цвета, на них написан маршрут путешествия, прочтите его.
1 - команда- субэкваториальный пояс;
2 – команда - тропический пояс;
3 - команда - субтропический пояс;
4 - команда - воды суши;
Каждая команда получает задание, которые должны выполнить используя знания, умения, навыки, контурные карты, атласы, учебные диаграммы (на карточках подробно все указано).
Маршрутные листы с заданиями
Субэкваториальный пояс
- Границы пояса (какую часть материка занимает)
- Господствующие В/М, (лето-зима)
- Океанические течения
- Средние температуры- январь, июль
- Годовое количество осадков, режим
Литература:
Контурные карты
Учебник с.150-151 рис.65 с.152
Атлас с.6-7 с.17.
Тропический пояс
- Границы пояса (какую часть материка занимает)
- Господствующие В/М, (лето-зима)
- Океанические течения
- Средние температуры- январь, июль
- Годовое количество осадков, режим
Литература:
Контурные карты
Учебник с.150-151 рис.65 с.152
Атлас с.6-7 с.17.
Субтропический пояс
- Границы пояса (какую часть материка занимает)
- Господствующие В/М, (лето-зима)
- Океанические течения
- Средние температуры- январь, июль
- Годовое количество осадков, режим
Литература:
Контурные карты
Учебник с.150-151 рис.65 с.152
Атлас с.6-7 с.17.
Внутренние воды
- Назвать и показать реки и озера Австралии
- В какой части материка расположены
- Начало и впадение рек
- Направление, характер
- Питание, режим
- Использование в хозяйственной деятельности
Литература:
Контурные карты
Учебник с. с.150-152 рис.65 с.152
Книга для чтения с.119-120
Атлас с.17.
После выполнения задания капитаны команд отчитываются по своему маршруту, характеризуя свой пояс.
Капитан у доски (соответственно цвету своей карточки) фломастером наносит границу своего пояса на рисунке (контур материка Австралия); в/м(лето, зима); средняя температура; год количество осадков; ветры; теплое, холодное течение;
(каждая команда имеет схематический рисунок материка).
4 -я команда характеризует внутренние воды.
Все справились с заданием.
- Что вы узнали за время путешествия по Австралии?
1) лежит в трех климатических поясах;
2) западная и центральная часть- сухая;
3) восточная- влажная;
4) на климат оказывает влияние - г/п; океан; течения;. в/м; ветры; рельеф;
5) различают два сезона года;
6) осадков больше на востоке;
7) большая часть занята пустынями;
8) мало рек и озер;
9) питание дождевое и подземное;
10) использование в хозяйстве (для орошения, водохранилища, судоходство затрудненно);
Итог: (анализируют ученики)
Что делали учащиеся:
Что делал учитель:
- Путешествовали;
- Думали;
- Отгадывали;
- Рисовали;
- Работали с учебником, атласом, у доски составляли схему;
- Отгадывали ребус, играли;
Оценки
Домашнее задание п.36
Литература:
- Учебник В.А.Коринская, И.В.Душина. География материков и океанов.
- Географические диктанты 5-7 класс. П.М.Юрков.
- Атлас 7 класс.
- Контурные карты.