Обучение географии с использованием компьютерных технологий

Разделы: География


География, являясь наукой комплексной, тесно связана с естественными, гуманитарными, математическими и техническими областями и как ни какой другой предмет нуждается в постоянном процессе актуализации. Основными источниками информации для современного учителя сегодня являются:

- семинары для учителей в системе повышения квалификации
- средства массовой информации (телевидения, радио, пресса)
- учебно-методические пособия для учителя и литература энциклопедического и научно-популярного направления.

Важнейшим этапом в обучении географии является курс 6 класса (География. Начальный курс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений). Данный курс содержит основные представления и понятия о Земле как планете людей, её строении и населении. При изучении наиболее важный этап в географии - «Изображение поверхности Земли», рассматривается план местности, закладываются основы работы с географической картой, формируются основные географические умения и навыки, появляется логическое мышление, взаимосвязи между объектами и явлениями, выявляются причины и следствия.

На современном этапе достижение результата в обучении географии без использования информационно-компьютерных технологий не интересно и не актуально. «Свежие» новости, различные образовательные, в т.ч. географические сайты, поджидают учителя на страницах Интернета, наглядные, методически грамотные электронные учебники предлагают уже готовый материал урока с 5 по 11 класс. Интересен и насыщен разнообразной информацией в области географии Сайт компании Кирилл и Мефодий (www.km.ru), содержащий разнообразную образовательную информацию для учителей и их учеников; привлекают сайт газеты «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии» (https://geo.1sept.ru), GeoPort.ru: страноведческий портал (http://www.geoport.ru) и т.д. Уже накоплен достаточный опыт по использованию информационно – компьютерных технологий в образовательно-воспитательном пространстве школы. Урок географии сегодня оснащен компьютером (ноутбуком), проектором и экраном для аудиторного просмотра информации, современными интерактивными картами, программой Mimio Studio с мультимедийным проектором, интерактивной доской. Данные возможности современного урока представляют собой определенную модель обучения, включающую учебно-познавательные действия через использование учебника географии, атласа, контурных карт, учебно-наглядный материал электронного учебника и интерактивных карт. Основным элементом, получившейся образовательной модели, стал компьютер. Каждый учитель географии, готовясь к уроку, должен иметь:

  1. Географические карты

  2. Статистическую информацию

  3. Информацию дополнительную, выходящую за рамки учебника по теме, желательно с иллюстрациями, схемами, фотографиями для создания образа изучаемой территории.

О картах стоит сказать отдельно. Географические карты в полном разнообразии предлагаются многими серверами сети Интернет. Во многих случаях они масштабируются, выбрав необходимый вариант, можно перенести карту (графический файл) на свой рабочий компьютер и использовать далее на уроках географии как электронную контурную карту. Среди сайтов России, представленных в Интернете можно использовать сайт компании КСИ-технология (http://csi.csa.ru/project/htm) на котором представлены карты мира, субрегионов Российской Федерации, стран Европы и т.д.

Обучение начального курса географии с использованием информационно-компьютерных технологий, обеспечивает наглядность обучения через:

- формирование у учащихся умения выделять главное, извлекать тот образовательный материал, который дополнит и расширит предлагаемый учебником;
- развитие коммуникативных способностей учащихся через использование групповой индивидуальной форм организации учебной деятельности;
- возможность демонстрации практической значимости изучаемого через межпредметные связи и их применения.

Практика показала, что использование электронных изданий и ресурсов на основе реализации только объяснительно-иллюстрационного метода мало эффективно. Поэтому, обучение с использованием ИКТ должно строиться на основе сочетания объяснительно-иллюстративного метода с другими – презентационным, проблемным, проектным, исследовательским. Такие формы работы как групповые или индивидуально - исследовательские способны привлекать различные информационные ресурсы – от традиционных источников информации – учебных пособий, энциклопедий, справочников, до средств новых информационных технологий – обучающие компьютерные программы, компьютерные мультимедийные энциклопедии, а также ресурсы в Интернет. При этом учащимися могут рассматриваться не один из многочисленных каналов получения информации. Исследовательская деятельность учащихся включает, как правило, следующие этапы:

  1. Определение темы исследования (на уроке)

  2. Выдвижение гипотезы и обсуждение плана исследовательской деятельности (на уроке)

  3. Определение основных источников информации (на уроке)

  4. Поиск информации (самостоятельно)

  5. Обработка полученной информации, анализ данных (самостоятельно)

  6. Оформление результатов исследования (самостоятельно)

  7. Итоговая презентация (самостоятельно)

Исследовательская методика с трудом вмещается в рамки урока. Поэтому, большая часть исследовательской работы - поиск информации, её обработка и анализ, подготовка материала презентации материала - осуществляется во внеурочное время.

При подготовке материала к уроку по теме «Озера» (6 класс), использовался информационный продукт компании Кирилл и Мефодий (www.km.ru) Электронный урок по теме: «Озера и искусственные водоемы»), материал электронного учебника (6 класс), интерактивное наглядное пособие (программа Mimio Studio). Дополнительный материал получен через Интернет – сайт География. Планета Земля (http://www.gro.ru). Широкое использование межпредметных связей при изучении данной темы, позволило расширить представления о географическом объекте, раскрыть его художественную красоту и неповторимость. (Приложение №1, Приложение №2).

Широкий выбор информационных ресурсов для сегодняшнего школьника позволяет выбирать, сопоставлять, анализировать, строить презентационный материал. Найдя нужную информацию, учащиеся её обрабатывают, анализируют, используют в подготовке отчетной, письменной работы или доклада. В любом случае, при организации подобной деятельности учащихся, на передний план выходят задачи формирования общей информационной грамотности, навыков самостоятельного отбора источников учебной информации, анализа полученной информации и ее представления (презентации) (Приложение №3)

При использовании на уроках географии ресурсов Интернет, образовательных электронных учебников и программ, интерактивных карт и программы Mimio Studio положительным результатом будет то, что учащиеся с 6-го класса знакомятся с методикой планирования, организацией и проведением научного исследования, расширяют свои познания в области географии, учатся самостоятельно отбирать нужную информацию, анализировать и обрабатывать ее и доносить до слушателей, тем самым, вовлекая их в образовательный процесс.