География, являясь наукой комплексной, тесно связана с естественными, гуманитарными, математическими и техническими областями и как ни какой другой предмет нуждается в постоянном процессе актуализации. Основными источниками информации для современного учителя сегодня являются:
- семинары для учителей в системе повышения квалификации
- средства массовой информации (телевидения, радио, пресса)
- учебно-методические пособия для учителя и литература энциклопедического и научно-популярного направления.
Важнейшим этапом в обучении географии является курс 6 класса (География. Начальный курс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений). Данный курс содержит основные представления и понятия о Земле как планете людей, её строении и населении. При изучении наиболее важный этап в географии - «Изображение поверхности Земли», рассматривается план местности, закладываются основы работы с географической картой, формируются основные географические умения и навыки, появляется логическое мышление, взаимосвязи между объектами и явлениями, выявляются причины и следствия.
На современном этапе достижение результата в обучении географии без использования информационно-компьютерных технологий не интересно и не актуально. «Свежие» новости, различные образовательные, в т.ч. географические сайты, поджидают учителя на страницах Интернета, наглядные, методически грамотные электронные учебники предлагают уже готовый материал урока с 5 по 11 класс. Интересен и насыщен разнообразной информацией в области географии Сайт компании Кирилл и Мефодий (www.km.ru), содержащий разнообразную образовательную информацию для учителей и их учеников; привлекают сайт газеты «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии» (https://geo.1sept.ru), GeoPort.ru: страноведческий портал (http://www.geoport.ru) и т.д. Уже накоплен достаточный опыт по использованию информационно – компьютерных технологий в образовательно-воспитательном пространстве школы. Урок географии сегодня оснащен компьютером (ноутбуком), проектором и экраном для аудиторного просмотра информации, современными интерактивными картами, программой Mimio Studio с мультимедийным проектором, интерактивной доской. Данные возможности современного урока представляют собой определенную модель обучения, включающую учебно-познавательные действия через использование учебника географии, атласа, контурных карт, учебно-наглядный материал электронного учебника и интерактивных карт. Основным элементом, получившейся образовательной модели, стал компьютер. Каждый учитель географии, готовясь к уроку, должен иметь:
-
Географические карты
-
Статистическую информацию
-
Информацию дополнительную, выходящую за рамки учебника по теме, желательно с иллюстрациями, схемами, фотографиями для создания образа изучаемой территории.
О картах стоит сказать отдельно. Географические карты в полном разнообразии предлагаются многими серверами сети Интернет. Во многих случаях они масштабируются, выбрав необходимый вариант, можно перенести карту (графический файл) на свой рабочий компьютер и использовать далее на уроках географии как электронную контурную карту. Среди сайтов России, представленных в Интернете можно использовать сайт компании КСИ-технология (http://csi.csa.ru/project/htm) на котором представлены карты мира, субрегионов Российской Федерации, стран Европы и т.д.
Обучение начального курса географии с использованием информационно-компьютерных технологий, обеспечивает наглядность обучения через:
- формирование у учащихся умения выделять главное, извлекать тот образовательный материал, который дополнит и расширит предлагаемый учебником;
- развитие коммуникативных способностей учащихся через использование групповой индивидуальной форм организации учебной деятельности;
- возможность демонстрации практической значимости изучаемого через межпредметные связи и их применения.
Практика показала, что использование электронных изданий и ресурсов на основе реализации только объяснительно-иллюстрационного метода мало эффективно. Поэтому, обучение с использованием ИКТ должно строиться на основе сочетания объяснительно-иллюстративного метода с другими – презентационным, проблемным, проектным, исследовательским. Такие формы работы как групповые или индивидуально - исследовательские способны привлекать различные информационные ресурсы – от традиционных источников информации – учебных пособий, энциклопедий, справочников, до средств новых информационных технологий – обучающие компьютерные программы, компьютерные мультимедийные энциклопедии, а также ресурсы в Интернет. При этом учащимися могут рассматриваться не один из многочисленных каналов получения информации. Исследовательская деятельность учащихся включает, как правило, следующие этапы:
-
Определение темы исследования (на уроке)
-
Выдвижение гипотезы и обсуждение плана исследовательской деятельности (на уроке)
-
Определение основных источников информации (на уроке)
-
Поиск информации (самостоятельно)
-
Обработка полученной информации, анализ данных (самостоятельно)
-
Оформление результатов исследования (самостоятельно)
-
Итоговая презентация (самостоятельно)
Исследовательская методика с трудом вмещается в рамки урока. Поэтому, большая часть исследовательской работы - поиск информации, её обработка и анализ, подготовка материала презентации материала - осуществляется во внеурочное время.
При подготовке материала к уроку по теме «Озера» (6 класс), использовался информационный продукт компании Кирилл и Мефодий (www.km.ru) Электронный урок по теме: «Озера и искусственные водоемы»), материал электронного учебника (6 класс), интерактивное наглядное пособие (программа Mimio Studio). Дополнительный материал получен через Интернет – сайт География. Планета Земля (http://www.gro.ru). Широкое использование межпредметных связей при изучении данной темы, позволило расширить представления о географическом объекте, раскрыть его художественную красоту и неповторимость. (Приложение №1, Приложение №2).
Широкий выбор информационных ресурсов для сегодняшнего школьника позволяет выбирать, сопоставлять, анализировать, строить презентационный материал. Найдя нужную информацию, учащиеся её обрабатывают, анализируют, используют в подготовке отчетной, письменной работы или доклада. В любом случае, при организации подобной деятельности учащихся, на передний план выходят задачи формирования общей информационной грамотности, навыков самостоятельного отбора источников учебной информации, анализа полученной информации и ее представления (презентации) (Приложение №3)
При использовании на уроках географии ресурсов Интернет, образовательных электронных учебников и программ, интерактивных карт и программы Mimio Studio положительным результатом будет то, что учащиеся с 6-го класса знакомятся с методикой планирования, организацией и проведением научного исследования, расширяют свои познания в области географии, учатся самостоятельно отбирать нужную информацию, анализировать и обрабатывать ее и доносить до слушателей, тем самым, вовлекая их в образовательный процесс.