Опыт написания экзаменационного реферата по географии в 9-м классе

Разделы: География


Эта педагогическая задача возникла, когда появилось указание, что экзаменационный реферат может подготовить ученик, имеющий кроме хороших и отличных оценок и особого интереса к предмету еще и опыт написания реферата. Эта форма работы относится к исследовательскому методу обучения, который требует высокой организованности, дисциплинированности, ответственности от учащегося и, конечно, прочных знаний по предмету.

Но и этого недостаточно. Главное в этой работе – наличие творческой активности учащегося, желание проявить себя в собственных нестандартных и оригинальных проектах. Эта работа дает новые знания в тесной связи с реальной жизненной ситуацией, позволяет через систематизацию и анализ имеющихся познаний прийти к новым образам экономических объектов, формирует умение обосновывать собственное мнение, приобретается опыт самостоятельной познавательной, исполнительной, творческой и коммуникативной деятельности. Но как выполнить такую непростую работу в течение года и получить право сдавать экзамен в форме реферата?

В 2004-2005 учебном году в одном из сильных классов я провела эксперимент по подготовке к экзаменационному реферату и сдачи экзамена по географии в форме экзаменационного реферата.

Уже 4-го сентября учащиеся получают (метод лотереи, возможен и осознанный выбор) экономический район, которому будет посвящен реферат и план работы над рефератом. При получении темы один–два урока идет подробное объяснение плана и этапов сдачи готовых разделов. Первое полугодие ученик учится писать реферат, получает опыт написания реферата. Тема опытного реферата “ Природа и население ….. экономического района”. Весь необходимый материал по природе России получен в 8-м классе, здесь в полной мере проявляется способность ученика систематизировать имеющиеся данные, умение представить их в табличном, графическом виде и т.п. Одновременно приветствуется наличие рисунков, фотографий и новых данных. Все демографические проблемы изучаются в первом полугодие и закрепляются сразу в реферате применительно к конкретной территории (если используются другие учебники, в которых этот раздел изучается в 8-м классе, то это упрощает ситуацию). В это время работа над рефератом идет параллельно изучению материала 9-го класса. От ученика на этом этапе требуется высокая организованность. Мною был предложен вариант сдачи готового материала по графику, т.к. к сожалению, только небольшое количество молодых людей могут планировать свое рабочее время. Материал первой части учебника 9-го класса А. И. Алексеева и В.В. Николиной пересекается с ранее изученным и это позволяет сразу активно включиться в работу. После появления первых выполненных работ, ученики с лучшими результатами на первом этапе работы выступают перед классом. При этом также удобно отметить наиболее удачные моменты в изложении материала или наоборот указать на ошибки в оформлении или изложении. Например, прошли тему “Заселение земель РФ”, предложено записать данный раздел реферата, подготовить карту “Заселение” для выбранного экономического района, учащаяся класса дала информацию по этой теме для Центрального района. Мною отмечена важность исторического момента для современного развития территории. Некоторые темы, например “Полезные ископаемые” даны мною в виде лекции для всех экономических районов и в качестве домашнего задания рекомендовано сразу записать этот раздел. Естественно, значение этого раздела для разных регионов страны различно, соответственно и объем материала у каждого свой. Во втором полугодие два урока были посвящены экологическим проблемам промышленности и сельского хозяйства (лекции) и в обязательном порядке должны быть использованы в реферате в нужных разделах.

Отдельные части реферата готовились на уроке, так например, целый урок был посвящен написанию собственного резюме необходимого для поиска и приема на работу. Строки о собственных положительных качествах, навыках и умениях и желаемой зарплате вызвали среди учеников оживленную дискуссию.

Первые два месяца работы показали, что далеко не все осознали, как пишется реферат и какого напряжения требует такая работа. Записи, сданные на проверку, часто сделаны не по плану, либо много лишнего, либо материала явно недостаточно. Напоследок часто откладывается выполнение контурных карт по каждому разделу, что крайне нежелательно. Ведь графическое отображение географических данных, это и запоминание, и анализ материала. Ещё раз отмечу, безусловно, в этой работе большая ставка делается на сознательность, организованность и креативность учащихся, ведь практически при изучении населения и хозяйства всей страны, закрепление материала идет за счет конкретизации для определенных территорий.

Каждому на руки был выдан план работы над рефератом, разбитый на две части, первое полугодие – получение опыта написания реферата; второе полугодие – работа над экзаменационным рефератом.

При этом каждому ученику предлагались самые широкие возможности для реализации поставленных задач, приветствовалось любое неординарное решение, любой, порой фантастический проект. Ведь в данной работе наиболее ценным является сам поиск оптимального решения экономических, социальных и других проблем.

План работы над рефератом (первое полугодие)

Разделы реферата

1. Оглавление.

2. Введение (объяснить выбор темы, значимость и актуальность развития этого района.)

3. Основная часть:

  • Состав района – схема, карта.
  • Экономико-географическое положение (после изучения всего материала), второе полугодие!

Первое полугодие.

  • Природные условия и ресурсы экономического района.

а) Физико-географическое положение территории (карта).

б) Строение земной коры в пределах этой площади.

в) Полезные ископаемые района (карта).

г) Рельеф территории (карта).

д) Климатические условия (карта).

е) Водные условия и ресурсы района (характеристика крупнейших водных артерий).

ж) Почвы района, их характеристика (рисунок – разрез почвы).

з) Природные зоны в пределах территории (растения и животные) – карта, рисунки.

  • Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на человека (рисунки, карта Назаревского).
  • История освоения территории и формирование хозяйственного комплекса (исторические этапы).
  • Численность и размещение населения в пределах района (диаграммы).
  • Миграции населения – карта.
  • Демографическая ситуация.
  • Рынок труда (собственное резюме).
  • Города и сельские поселения района.

а) Дать характеристику крупнейшим городам (2-3).

б) Проект(ы) развития российской деревни.

в) История, великие люди, перспективы развития.

г) Карты, схемы, рисунки.

  • Национальный и религиозный состав населения района.
  • Исследовательский раздел.

Создание на территории района заповедника, национального парка, заказника и т.д. (выбор) В проекте объяснения размещения, цели его создания, главные задачи и основная деятельность, формы работы, вопросы финансирования (примитивно).

Учащийся получает четкое представление о том, как пишется реферат, из каких разделов он состоит, получает практическое руководство как, например, составляется библиография, ведется отбор материала, его обработка. Очень важным моментом является уяснение исследовательской сущности этой работы. Ученик начинает владеть приемами работы, которые он будет использовать для научно-исследовательских работ и по другим предметам.

Таким образом, до зимних каникул проходит подготовка и тренировочная защита первого реферата по природе и населению (одновременно это и необходимый для экзамена психологический тренинг), а во время зимних каникул идет сбор материала для экзаменационной работы. При этом объем работы таков, что он не столько требует большого напряжения сил и времени, сколько грамотной организации труда. По крайней мере, два раза в неделю (когда есть уроки географии) необходимо работать над рефератом. Эта работа не подразумевает перекачивание информации из книг и (или) Интернета и других источников, в большей степени здесь идет анализ уже имеющихся знаний, их синтез, творческое использование в собственных проектах, обоснование своего оригинального решения.

Во втором полугодии идет работа над экзаменационным рефератом, главной темой которого является характеристика экономики “N района” РФ. Темы могут незначительно отличаться, например “Характеристика хозяйства Центрального района”, “Главные отрасли специализации Европейского Севера”, “ Перспективы экономического развития Северного Кавказа”. Я считаю, удобным такой тандем: природа района – хозяйство района. Но темы и первого пробного реферата и второго экзаменационного, учитель продумывает в соответствии со своей ситуацией и возможностями своих учеников.

План работы над экзаменационным рефератом (второе полугодие)

4. Народнохозяйственный комплекс района:

  • ТЭК (доля отрасли в хозяйстве РФ территориальная организация, структура, характеристика месторождений горючих полезных ископаемых) — карта, схемы.
  • Электроэнергетика (доля отрасли в хозяйстве РФ территориальная организация, структура, характеристика преобладающих типов электростанций) – карта, рисунки.
  • Цветная и черная металлургия (доля отрасли в хозяйстве РФ, территориальная организация, структура, характеристика месторождений черных и цветных руд) – карта, рисунки.

Собственный проект

  • Машиностроение (доля отрасли в хозяйстве РФ, территориальная организация, структура, диспропорции и пути их сглаживания) — карта, рисунки.

Собственный проект

  • Химическая промышленность (сырье, факторы размещения, экологические проблемы) – карта, рис.

Собственный проект

  • Лесной комплекс (характеристика леса, подотрасли, экологические проблемы) – карта, рисунки

Собственный проект

  • АПК (доля отрасли в хозяйстве РФ, территориальная организация, структура, характеристика главных растительных культур, виды животноводства) – карты, рисунки.

Собственный проект

  • Пищевая и легкая промышленность (основные факторы размещения, главные центры, перспективы)

Собственный проект

  • Транспортный комплекс (виды, особенности, рисунок путей) - карта, схема
  • Непроизводственная сфера.

Собственный проект семейного бизнеса.

5. Основные проблемы района и перспективы развития. “Миссия” района, его предназначение.

6. Исследовательский раздел (тема оговаривается с учителем) – торговля, обслуживание, туризм, прогнозы, перспективы развития свободной экономических зон.

7. Заключение (в чем состояла работа, какие сложности, что понравилось).

8. Библиография (Ф.И.О. автора, место издания, год издания)

Календарный план по курсу экономической географии требует незначительной коррекции, так все практические работы этого курса связаны с работой над рефератом. Можно при необходимости включить в план контрольные работы, если есть сомнения в усвоении текущего материала. Хотя во втором полугодии по каждой отрасли, по каждому комплексу в реферате учащимися даются как вступление сведения для всей страны, и только потом идет характеристика этой отрасли на территории данного района. В каждом районе развиты разные отрасли хозяйства, соответственно и наибольшая работа связана с наиболее перспективными из них.

Во втором полугодие ученики закрепляют навыки самостоятельной работы. Учитель играет роль консультанта, помощника, но не транслятора знаний.

Надо отметить важность заключительного исследовательского раздела экзаменационного реферата, это должен быть наиболее современный материал, здесь основным приемом является работа с периодической печатью. Приветствуется здесь и использование Интернета. Наиболее актуален современный краеведческий материал, это предпочтительно для тех, кто пишет реферат по своему экономическому району. Были предложены разнообразные темы.

Темы для исследовательской части экзаменационного реферата по экономической географии России.

1. Участие Центрального экономического района во внешнеэкономических связях России.

2. Участие....................экономического района в экономических связях со странами – членами СНГ.

3. Торговая и финансовая деятельность крупнейших городов .....................экономического района.

4. Торгово-экономические связи ....................экономического района с другими регионами России.

5. Основные направления и следствия взаимодействия человека и окружающей его природной среды (на примерах развития хозяйства своего района).

6. Перспективы развития хозяйства на основе природно-ресурсного потенциала .......экономического района.

7. Основные направления и задачи ресурсосберегающей политики российского государства на современном этапе.

8. Место и роль транспорта в системе межотраслевых производственно-экономических связей.

9. Характеристика исторически сложившейся специализации сельскохозяйственных районов России (можно на основе своего района).

10.Перспективы развития фермерского хозяйства в России.

11,Анализ современного состояния сферы обслуживания своего района. Структура платных услуг населению.

12.Рекреация как вид хозяйственной деятельности и услуг населению.

13.Организация туризма и экскурсионного обслуживания населения ........экономического района.

14.Характеристика и перспективы развития морского и (или) речного порта.

15.Ведущие торговые партнеры России.

16.Разработка и обоснование своей оригинальной схемы экономического районирования страны.

17.Характеристика многообразных хозяйственных функций и проблемы развития Москвы и Московской городской агломерации.

18.Характеристика производственно-экономических связей, исторически сложившихся между районами Центральной России.

19.Характеристика крупнейшего промышленного узла ....................экономического района; состав, специализация, производственно-экономические связи с соседними территориями.

20. Свободная экономическая зона в...............экономическом районе.

21.Собственная тема (необходимо получить разрешение на ее разработку).

В течение года учащиеся получают возможность использовать отдельные разделы реферата для выступлений на научно– практических конференциях не только школьного, но и районного уровня. Они также получают опыт публичных выступлений. Происходит и отсев неспособных к творческим научным работам. Возможно, даже, скорее всего, лишь небольшое количество учеников заинтересуются такой исследовательской работой, почувствуют вкус самостоятельной творческой деятельности. Работа над экзаменационным рефератом – это первая исследовательская деятельность, позволяющая ощутить себя действительно знающим и творческим человеком, почувствовать ценность своих знаний. Ведь приемы, используемые в этой работе, пригодны для любого предмета.

Эта экзаменационная форма позволяет учесть всю многогранность личности ученика, и эту форму необходимо сохранить в условиях возникновения стандартизированной системы оценки знаний.