Урок-практикум по географии. Тема: "Сравнение природных зон по 40-й параллели в Европе и Северной Америке"

Разделы: География


Цели урока:

Дидактический аспект: сформировать знания о причинах, влияющих на чередование природных зон в Евразии на репродуктивном и частично-поисковом уровнях.

Развивающий аспект: развивать умение сравнивать через с равнение расположения природных зон в Евразии и Северной Америке по 40-й параллели.

Воспитательный аспект: воспитывать коммуникативные способности через работу в группах.

Методы обучения: словесный, фронтальный, графических упражнений; по характеру познавательной деятельности – объяснительно–иллюстративный, репродуктивный, частично– поисковый.

Оборудование: физическая карта полушарий, карта географических поясов и природных зон мира; план проведения практической работы; карточки – инструкции; лист – схема для отчёта по практической работе для каждого обучающегося; макеты условных знаков для обозначения природных зон при демонстрации на доске; атласы для 7 класса.

ПЛАН УРОКА

№ п/п Структура урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Примечание

1

Организационный момент

Приветствует обучающихся, предлагает школьникам занять своё место в группе, проверить готовность к работе в группе. Приветствует учителя.

Рассаживаются по творческим группам (8-9 человек), проверяют готовность к уроку.

Затраченное время – 1?.

2

Целеполагание и мотивация

Поясняет, что в ходе работы необходимо ответить на вопросы, записанные на доске:

1. Какие

природные зоны Евразии на 40-й параллели отсутствуют на этой же широте в Северной Америке и наоборот?

2. В чём вы видите главные причины различия в расположении природных зон на данных материках?

Определяют для себя объём работы, прогнозируют возможный результат своей деятельности.

Затраченное время –

2-3?.

3.

Актуализация знаний Задаёт вопросы, помогающие включиться в работу:

1. В чём заключаются особенности географического положения Евразии?

2. Какие факторы влияют на формирование природной зоны?

Отвечают на вопросы учителя. Затраченное время – 2?.

4.

Ход урока 1. Организует самостоятельную работу.

2. Выдаёт пакеты с заданиями для групп (смотри приложение № 1).

 

 

 

3. Напоминает, что школьники имеют право обратиться к учителю с вопросами по содержанию работы или по её организации.

Уточняет время самостоятельной работы 7 – 10 минут.

4. Через отведённое на самостоятельную работу время учащимися предлагается отчитаться о работе в группах, оформляя на доске результаты своей работы, используя макеты условных знаков и магниты.

5. Уточняет время для отчёта каждой группы – не более 5 минут.

1. Получают задание на группу.

 

2. Читают задание, формулируют цель своей работы: выписать и сравнить природные зоны Евразии и Северной Америки.

3. Задают учителю вопросы уточняющего характера, выполняют работу в группах, оформляя её на листах – схемах практической работы (смотри приложение №2) и готовят отчёты.

 

 

4. Формируют группу для отчёта и защищают проделанную работу у доски.

 

 

 

 

 

 

 

5. Заполняют ЛОС на рабочих листах (для учащихся других групп) по образцу на доске.

Затраченное время – 7-10?.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затраченное время – 12-15?.

5.

Заключение урока 1. Возвращает учащихся к началу урока, когда были поставлены вопросы ко всему уроку.

 

 

 

 

 

 

2. Просит записать ответ на вопрос, заданный в начале урока: “В чём вы видите главные причины различия в расположении природных зон на данных материках?”

Предлагают свои варианты ответов и записывают их в листах – отчётах:

1.В Евразии на широте 40?с.ш. нет природных зон смешанных и широколиственных лесов и зоны тайги. В Северной Америке нет природной зоны переменно – влажных муссонных лесов.

2. Сравнив чередование природных зон вдоль 40 –ой параллели можем сказать, что на размещение природных зон в Евразии и Северной Америке наиболее влияет постоянный ветер - западный перенос, в Евразии дополнительно на востоке – муссон.

В Евразии больше зона пустынь в центре материка из – за большой протяжённости с запада на восток, с уменьшением влияния Атлантического океана; на востоке материка под влиянием Муссонного типа климата формируется переменно – влажные леса.

Затраченное время – 8?.

 

 

6.

Домашнее задание Задаёт задание на дом: § 73 учебник Крыловой О.В. “Материки и океаны”, нанести на контурную карту Евразии границы природных зон Евразии. Записывают в дневнике домашнее задание, задают вопросы по нему. Затраченное время – 2?.

 

 

7.

Итог урока Подводит итог урока, комментирует оценки за урок, благодарит за работу. Затраченное время – 2?.

Приложение 1

Приложение 2