Общепедагогические технологии

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Сочинение математических сказок как средство гуманизации математического образования 2005

    Автор: Мухамедьянова Раиля Равильевна

    Гуманизация - ключевой момент нового педагогического мышления. Гуманизация предполагает задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Для возбуждения интереса к математике, для развития творческого мышления необходимо сочинение школьниками математических сказок. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной русской речью, а так же уверенное владение математическими понятиями.

  • Модульное обучение на уроках географии 2005

    Автор: Вовенко Лилия Григорьевна

    Как результативно научить всех и каждого ученика в отдельности? Решить эту проблему поможет учителю модульная технология, в которой учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащегося. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где чётко указана цель усвоения определённого учебного материала, даёт точные указания к использованию источников информации и чётко объясняет способы овладения этой информацией.

  • Авторская программа "Физика и здоровье" 2005

    Авторы: Зараменская Эльвира Петровна, Павлов Александр Сергеевич, Павлова Анна Валерьевна, Школкина Людмила Александровна

    Целью программы "Физика и здоровье" является знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на дополнительных занятиях на основе принципов здоровьесберегающей педагогики.

  • Экологическая конференция как творческая форма учебного процесса 2005

    Автор: Кожина Татьяна Ионовна

    В данной работе представлен опыт проведения конференций по экологии в обычной средней школе. В статье излагаются все этапы подготовки к конференции, как для учащихся, так и для учителей. В процессе подготовки, выступлений на конференции, дискуссий, обработки результатов ученики могут научиться навыкам самообразования, поискам информации, умению объективно оценивать свою работу и работу других учащихся. Подготовка к конференции создает в школе демократичную среду, способствует развитию неформальных отношений между учителями и учащимися. Приведенная методика может быть применена для школьной конференции по всем предметам.

  • Осознание миссии "Школы Сотрудничества" 2005

    Автор: Перевощикова Галина Степановна

    Представление результатов опыта проведения общешкольного проекта "Сотрудничество в деятельности" по осмыслению понятия "сотрудничество" участниками образовательного процесса в школе.

  • Использование мнемотехнических приемов запоминания в работе с детьми дошкольного возраста 2005

    Автор: Пискунова Валентина Яковлевна

    Память сама по себе от нагрузки не развивается. Нужны приспособления. Надо учиться вспоминать, проводя для этого специальные тренировки с релаксациями, аутотренингом. Еще важно внимание: часто "плохая память" связана просто с его отсутствием. Может помочь простая и универсальная методика концентрации - делать несколько дел одновременно.

  • Реализация концептуальных принципов лингво-гуманитарного образования при обучении математике учащихся в школе с углубленным изучением английского языка 2005

    Автор: Скичко Ольга Тимофеевна

    В работе представлен опыт работы учителя по формированию успешной мотивации учащихся в школьной деятельности через уроки математики. Изложен взгляд на реализацию изложенных принципов в условиях лингво-гуманитарной школы.


  • Информационные технологии на уроках ОБЖ "Стихийные бедствия. Лавины", 7-й класс 2005

    Автор: Крылова Людмила Николаевна

    В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задача педагогов не только обеспечить счастливое детство, но и всю последующую жизнь человека, в которой может случиться всякое. Уметь противостоять невзгодам, прийти на помощь другим людям, не допустить профессиональных ошибок - все это закладывается в жизни. При изучении раздела курса ОБЖ в 7 классе "БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ" приоритет должен отдаваться первой половине формулы в триаде "Природа-Человек-Общество".

  • О системе задач курса информатики для сельской общеобразовательной школы 2005

    Автор: Вяткина Любовь Васильевна

    Одной из проблем современного школьного образования является "оторванность" школьников от конкретных профессиональных задач. Разработка задачной технологии с профессионально-ориентированной системой задач по курсу информатики, как средства ранней профессиональной ориентации школьников и ее практическая реализация; направленная на развитие профессиональных качеств, необходимых выпускнику школы, учитывающая специфику жизни и профессиональной деятельности в условиях современного села, поможет в решении проблемы с минимальными затратами, в том числе и временными.

  • Психогеометрия в школе: новые возможности знакомого метода 2005

    Автор: Митрошина Ольга Анатольевна

    В статье представлен опыт использования психогеометрического теста при решении ряда образовательных и воспитательных задач, а именно: – для выявления индивидуально-психологических особенностей учащихся при организации различных форм учебной, в частности, проектной деятельности; – при организации предпрофильного и профильного обучения, а также в практике профориентационной работы; – в работе с классными коллективами (сплочение класса, создание эффективной команды); – в работе с родителями.

  • Уроки восприятия в курсе ИЗО 2005

    Автор: Рязанова Валерия Геннадьевна

    Искусство - это особый вид человеческой деятельности, который развивается по своим специфическим законам. Законы развития искусства должны лечь в основание уроков восприятия в курсе ИЗО, точно так же, как математические законы лежат в основании школьной математики, а физические законы - в основании школьной физики.

  • Программа интегрированного курса технологии образования "Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы" 2005

    Автор: Могунова Елена Владимировна

    Цель программы - создание организационных и методических условий для формирования единой активной образовательной среды, обеспечивающей довузовское педагогическое образование и личностное развитие участников педагогического процесса.

  • Некоторые формы организации учебной деятельности на уроках математики 2005

    Автор: Потехина Ирена Васильевна

    Некоторые формы организации учебной деятельности на уроках математики, способствующие формированию учебных умений и поддержанию интереса к предмету.

  • Интерактивная методика преподавания (ИМП) и самоорганизация информационного пространства урока 2005

    Автор: Евдокимов Евгений Олегович

    Интерактивная методика преподавания – это технология, целью которой является выявление и исследование общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения упорядоченных временных и информационных структур в методических системах различной природы. ИМП являет собой новый этап изучения таких систем. Это реальная, крайне важная задача, в основе решения которой лежит изучение и осмысление процессов самоорганизации в информационной и понятийной средах.


  • Роль наставника в преподавании истории в школе 2005

    Автор: Евдокимова Татьяна Ивановна

    Система образования - сложный и важный аспект в развитии общества. Многое зависит от того, как мы накапливаем, систематизируем и передаем свои знания поколениям, идущим за нами. Молодые специалисты - большой потенциал профессионализма и энтузиазма в системе образования. Задача наставника - заинтересовать и помочь молодому учителю реализовать себя, развивать его личностные качества, коммуникативные умения, совершенствовать методологическую базу, развивать управленческие умения.

  • Структуры организации коллективных творческих дел 2005

    Автор: Цоколова Евгения Александровна

    Представлено описание опыта и систематизация деятельности старшей вожатой по организации коллективных творческих дел. Разработаны структуры организации КТД на основе анализа педагогической литературы и обобщения опыта работы. Данные структуры позволяют упорядочить, разнообразить внеурочную деятельность. В статье есть и теоретическое описание и примеры.

  • Организация научно-исследовательской деятельности учащихся профессионального лицея № 22 как необходимое условие подготовки конкурентоспособного выпускника 2005

    Автор: Овсянникова Ольга Михайловна

    Педагоги отмечают необходимость интеграции общего и дополнительного образования с помощью исследовательских работ учащихся и преподавателей. Актуальность раскрываемой темы - решительный поворот к личностно-ориентированной парадигме образования осуществляется недостаточно быстро, и самостоятельная исследовательская деятельность учащихся способствует ускорению данного процесса через самореализацию и повышение личностного статуса учащегося в глазах сверстников и педагогов.

  • Урок истории по теме: "Мы дети страшных лет…" 2005

    Автор: Макарова Татьяна Авенировна

    Изучение истории родного края позволяет наполнить уроки истории не абстрактным, а конкретным, личностным содержанием. На таких уроках история одного человека воспринимается как часть истории всей страны.

  • Развитие творческих способностей на основе индивидуального и дифференцированного подходов учителей естественно-общественного цикла 2005

    Автор: Ахметшина Фания Салихзяновна

    Пожалуй, самой серьезной "болезнью" современной школы является ориентировка на "среднего" ребенка, отсутствие реальной опоры на индивидуальные особенности развития школьника и поддержки его индивидуальности. Одним из путей решения этой проблемы является дифференциация обучения, рассматривающая возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса. Дифференциация обучения определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны по принципу "больше - меньше", а по принципу "труднее - легче".

  • Модальность возможного как средство повышения учебной мотивации подростков 2005

    Автор: Фионина Светлана Николаевна

    Причиной снижения мотивации является конфликт модальностей в отношениях педагога и подростка: подросток оперирует модальностями “Могу выбрать” и “Хочу”, педагог оперирует модальностью “Должен”. Модальность “Должен” не требует аргументации, но снижает инициативу и перекладывает ответственность за результат на внешний источник. Модальность возможного повышает требования к умению педагога аргументировать и убеждать, но обеспечивает внутреннюю мотивацию и ответственность за результат работы.

  • Система формирования общеучебных умений у учащихся 2005

    Авторы: Игнатова Ольга Николаевна, Шевченко Алевтина Евгеньевна

    В школе общеучебные умения не выступают предметом специального усвоения, их формирование идет по ходу изучения отдельных учебных предметов, т.е. стихийно и бессистемно. Для эффективного формирования и развития общеучебных умений необходимо соответствующее организационное и методическое обеспечение. Основой данного обеспечения является целостный дидактический комплекс, который включает: “Программу формирования общеучебных умений”, диагностику развития общеучебных умений, спецкурс ”Учись учиться”.


  • Введение курса "Основы налоговой грамотности"как способ формирования знаний, умений и навыков в области налогового поля (модель курса по выбору) 2005

    Автор: Губина Мария Андреевна

    Введение курса по выбору «Основы налоговой грамотности» в 9 классе обеспечивает учащихся достаточным минимумом знаний в налоговом поле, решает задачу адаптации в быстро меняющихся экономических условиях, готовит участников рыночной экономике.

  • Формирование и развитие у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции 2005

    Автор: Брызгалова Ирина Маратовна

    Сегодня большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным участником жизни общества. Для этого обучающийся должен получить реальный опыт гражданской активности. Ребенок должен иметь возможность для реализации своих прав и формирования чувства ответственности за свои поступки. Актуальность данной проблемы: помочь нашим детям найти себя в жизни, привить такие навыки, которые помогали бы им выжить в изменяющимся мире не получая психологических травм, комплексов неполноценностей.

  • Алгоритмический подход к обучению физике в Северо-Кавказском суворовском военном училище 2005

    Автор: Климова Юлия Харитоновна

    Привычка пользоваться алгоритмическими приёмами в практической работе становится требованием эпохи. Обучение алгоритмам не только не умаляет инициативы, творческого поиска, догадки, интуиции, но, наоборот, служит развитию ряда важных качеств логического и творческого мышления. Для педагогики значение алгоритмов состоит в том, что, обучив суворовца некоторому алгоритму решения задач, мы даём ему не только средство управления теми объектами, которые он будет преобразовывать с помощью алгоритма, но и средство управления самим собой, своим мышлением и практическими действиями.

  • Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения 2005

    Автор: Беспалова Галина Михайловна

    Тьюторское сопровождение - особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи. Тьютор в ходе взаимодействия создает ситуации и условия, обеспечивающие 1) овладение учеником культурными формами познавательной деятельности (проектированием, исследованием); 2) эффективность, как образовательной деятельности ученика, так и его рефлексии этой деятельности. Технология тьюторского сопровождения включает в себя несколько основных этапов, описанных в данной статье.

  • Мысленный эксперимент как средство развития учебно-интеллектуальных умений 2005

    Автор: Кудряшова Вера Григорьевна

    Мысленный эксперимент в преподавании служит средством словесно-логической наглядности; обеспечивает усвоение процессов мышления, связанных с познанием нового; позволяет составить учебную программу исследования на основе различных подходов в целях развития интеллектуальных качеств личности: алгоритм упорядочивает действие, способствует его логике и последовательности, проблемность активизирует мыслительные и эмоциональные процессы и т.д. Приведен пример занятия с использованием мысленного эксперимента по выявлению закономерностей наследования признаков.

  • Семинар-практикум "Использование игровых педагогических технологий в воспитательном процессе" 2005

    Автор: Трещёва Светлана Яковлевна

    Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются определенной воспитательной направленностью.

  • Обработка результатов тестирования на современном этапе развития теории тестов 2005

    Автор: Лапикова Наталья Витальевна

    В настоящее время методы тестирования в нашей стране представляют собой перспективное и развивающееся направление. Одним из главных вопросов для тестирования является обработка результатов теста, в частности, расчет трудности заданий. Для такой обработки результатов теста может быть использована однопараметрическая модель тестов Г.Раша. Компьютерная программа, созданная на основе данной модели, демонстрирует её возможности и может применяться в учебном процессе.


  • Москвоведческий аспект в изучении культурного наследия в рамках интеграционного подхода в преподавании гуманитарных дисциплин 2005

    Автор: Семыкина Елена Николаевна

    Суть культуры состоит в обеспечении условий для раскрытия творческого потенциала, интеллектуальных и нравственных возможностей школьников. Поэтому и преподавание гуманитарных дисциплин как части культуры нужно основывать на интегративном подходе, объединяющем в единое целое и процесс и содержание. Дан анализ научно-философской литературы по теме. Предложен вариант - алгоритм, который раскрывает направленность деятельности учителя в процессе преподавания москвоведения в рамках гуманитарного цикла: УРОК - ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ - ЭКСКУРСИЯ - РАБОТА В АРХИВЕ - ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

  • Использование проектной методики на уроках французского языка 2005

    Автор: Косенкова Татьяна Владимировна

    Метод проекта является составной частью обучения иностранным языкам и французскому языку в том числе. Этот метод может быть использован на разных этапах обучения. При использовании метода проекта мотивация всегда положительна, так как проект отражает интерес учащихся, их увлечения. Учащиеся школы № 1129 подготовили интегрированный проект, изучив архитектурные особенности замков и дворцов трех стран: России, Чехии и Франции, изучив их географическое положение, исторические эпохи сооружения этих памятников культуры, проанализировали различия в культурных особенностях этих стран, выполнили творческие задания, например, выполнение рисунков на заданную тему, написание стихотворения, а также применили информационные технологии для подготовки презентаций, буклетов, проведения видеоконференций. Весь материал готовился и представлялся на французском языке, как в России, так и на международной конференции в Словакии. Силами учащихся 8-10 классов проводился опрос о необходимости изучения культуры других стран и дальнейший анализ полученных результатов опроса. В качестве примера предлагаю международный проект на французском языке, который был представлен на международной конференции в Словакии в городе Кошице в июле 2004 года.