Любой прогресс общественного развития связан с передачей культурно-исторического опыта от поколения к поколению. Общественно-исторический прогресс изменяет сознание и поведение человека, изменяются и инструменты, как средства с помощью которых человек изменяет окружающий мир и изменяется сам. Механизм индивидуального изменения в развитии берет свое начало в обществе и культуре.
Переход экономики Казахстана на рыночные отношения, интеграция в мировое образовательное пространство коренным образом меняют подходы к решению многих педагогических проблем и прежде всего к решению вопроса о природе воспитания на основе единой целостной концепции социального формирования личности в активной деятельности, включенности ее в общественные отношения к окружающей действительности и ориентации на ценности общечеловеческой культуры: прагматизм – демократия – культура.
Общественно-историческая обусловленность развития человека переходит на следующую ступень своего развития – эволюционно-социальную закономерность и проявляется в социально-знаемом феномене: ценность - значимость - интерес.
Сущность интереса как общего феномена и социального явления выражена в его объективно-субъективном основании. В нем отражается объективная действительность, из которой человек выбирает то, что для него является ценным и значимым. Интерес – это единство выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражение объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта [3].
Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту: непроизвольное – произвольное – постпроизвольное (Э.Б.Титченер); в динамике своего развития может превращаться в склонность, как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес.
"Система стимулов для учащихся. Как повысить интерес к учебе?" отражает часть общего вопроса "Интерес к учению?", который возник вместе с историей педагогики.
Наиболее широко вопрос исследован в работах Щукиной Г.И., Талызиной Н.Ф., Амонашвили Ш.А., Харламова И.Ф., Матюшкина А.М., Абылкасымовой А.Е., Ареновой А.Х., Мирсеитовой С.С., Нарикбаевой Л.М. и др.
Часть 1
Этот однозначно сложный вопрос опосредован учебной деятельностью субъекта - развитием познавательной активности, качеством обучения и школьной дисциплиной, и основывается на деятельностно-отношенческой теории Рубинштейна С.Л. - Леонтьева А.Н. - Мясищева В.Н.: потребность - мотив - деятельность: отношение - осознание - принятие. Отношение школьника к учителю, предмету, учению в целом формирует потребность - интерес - развитие познавательной активности. Структура деятельности: деятельность - действие - операция. Психофизиологические функциональные системы и эмоции - система отношений - иерархия мотивов и личностных смыслов - единицы строения личности.
В соответствии с концепцией отношений личности Мясищева В.Н. система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Все составляющие психической организации человека - от самых низких до высоких её подструктур - связываются так или иначе с отношениями. Причём функциональные возможности человека в организации деятельности могут быть определены лишь на уровне положительного отношения к её задаче. Таким образом, психическим материалом воспитания является система отношений личности. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми однозначно формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности.
Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми, т.е. личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении [2].
Согласно проведённым исследованиям Щукиной Г.И. (80-е годы XX в.) познавательный интерес - как интегральное личностное образование младших школьников неустойчив и слабо выражен, сформированность и осознанность проявляется у отдельных учеников-отличников к концу 3-4 класса. Оценка повышения интереса к учению определяется его содержательностью - значимостью - ценностью для развивающейся личности, в дальнейшем зависит от его места в структуре актуально значимых для субъекта усвоения видов деятельности и достижения далеко идущей цели.
Своеобразие проблемы деятельности в педагогике состоит прежде всего в том, что этот феномен связан с целостным педагогическим процессом. Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий участвующих в нем субъектов. Слияние деятельности учителя и учащихся, выполнение намеченной цели с высоким результатом обеспечивает совершенствование учебного процесса, качество обучения, развитие интереса к учению.
Важнейшим стимулом интереса к учению выступает фактор значимости приобретенных знаний-умений, решаемых задач, совершаемого действия, который вытекает из необходимости в любой деятельности - целеполагания. Превращение цели в мотив деятельности является значительной ценностью учебного процесса, поскольку объективно значимая цель становится личностно-значимой, субъективно принятой школьником, содействующей подготовке внутренних процессов к осуществлению всей последующей деятельности. Выявление значимости научного открытия, изучаемой темы, решаемой задачи – это и есть тот ключ, который открывает путь к сознательному учению, к интересу познавать, к осознанию учеником дальней и близкой цели.
Широкое использование самостоятельных работ, требующих от учащихся активного поиска, оперирование обобщенными умениями, творческого решения – важнейший стимул и для развития интереса к учению и для развития познавательной активности школьника [3].
Теории обучения, в которых существенное значение уделяется развитию интеллектуально-творческого потенциала личности, опираются на деятельностный подход. Творчество – как важнейший механизм приспособления, можно рассматривать как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Особенностью личностно-деятельностного подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъект-субъектных отношений педагог-ученик, взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного. Образование реализует функцию развития только в том случае, если оно побуждает к деятельности. Значимость деятельности и ее продукта для личности влияет на эффективность ее овладения общечеловеческой культурой (Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская).
Итак, возникновение, развитие и формирование интереса к учебе у младших школьников прямо зависит от теории обучения, закономерностей целостного педагогического процесса и организации самостоятельной деятельности учащихся. Взяв за основание степень познавательной активности и самостоятельности школьников в учебном процессе, систему отношений учитель-учащиеся-ученик, выстраивается эволюционная схема таксономических теорий обучения.
Традиционное обучение – педагог-информатор, источник знаний и контролер; учитель-ученик субъект-объектные отношения, ученик пассивен, интерес к учебе невелик.
Современное традиционное обучение – педагог ведущий партнер в целостном педагогическом процессе, происходит слияние деятельности учителя и ученика; учитель-ученик субъект-субъектные отношения, ученик активен, возникает, развивается и формируется интерес к учебе.
Интерактивное обучение – педагогическое взаимодействие прямое и косвенное: активность педагога уступает место активности учащихся, педагог только создает условия для их инициативы: его функция помощник в работе – источник информации; учитель-учащиеся субъект-субъектные отношения, развивается и формируется интерес.
Интерактивное обучение: взаимообучение в мини-группах (3-6 человек) - педагогическое взаимодействие косвенное: здесь педагог координатор деятельности, происходит выделение лидера группы; учитель-учащиеся-ученик субъект-субъект-субъектные отношения, развивается и формируется интерес к учебе.
Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью: познавательная активность - интерес - самостоятельность, интерес сформирован.
Эта закономерность выступает интегрирующей, практической основой технологии развития: активизация - развитие познавательной активности - интеллектуализация и системы современных принципов обучения и самообразования (модульно-программное обучение - взаимообучение - самообразование).
Система современных принципов обучения и самообразования выдвигает следующие требования в рамках системы развивающего обучения “Бiлiмдiлiк жол” – путь образованности-просвещенности или “Образование всю жизнь”:
- обучение свою ведущую роль в интеллектуальном развитии осуществляет
- прежде всего через содержание усваиваемых теоретических знаний (путь:
- форма – содержание – суть), через развитие познавательной активности и
- самостоятельности (самообразование), через выработку образовательного
- условного рефлекса – когнитивного стиля – ориентировочной основы
- действия: формирование новых мыслительных и личностных качеств и
- навыков и социальных свойств;
- стадии обучения должны соотноситься с этапами психического развития: управлять темпом и содержанием развития можно посредством организации обучающего воздействия;
- ученики ориентируются на осознание своей активной роли в познании: знания приобретаются активным путем;
- конечным результатом-продуктом пройденного модуля-курса являются знания-умения учащихся для последующего обучения: умение искать, взвешивать и действовать самостоятельно, выбирать и нести ответственность за свой выбор, умение учиться на отлично.
Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответная реакция ученика: активное восприятие – переработка информации – эмоциональное переживание. Т.е. педагогическое взаимодействие включает в себя: педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение учеником, который проявляет свою активность в ответном влиянии на педагога и на самого себя (или на своего одноклассника-товарища). Педагогическая технология фиксирует целесообразные и оптимальные этапы и способы достижения выдвинутых целей образования.
Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в целостном педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса, преобразование содержания в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и форм педагогического процесса; выработка образовательного условного рефлекса - развитие когнитивного стиля - формирование познавательной активности и самостоятельности (самообразование).
Педагогическая задача – это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, это основная единица педагогического процесса - единица воспитания и обучения, и должна наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, и их решение предполагает прохождение следующих этапов: анализ ситуации и постановка педагогических задач, проектирование вариантов решения и выбор оптимального для данных условий; осуществление плана решения задачи на практике: организация взаимодействия – регулирование – корректирование педагогического процесса; анализ результатов решения и подведение итогов.
Образовательный условный рефлекс (ОУР) действует по принципу рефлекторного кольца - принципиальная схема ОУР: стимул/ситуация выбора – реакция/операция – подкрепление/обратная связь: педагогическое воздействие – ответная реакция ученика – подкрепление: материализованное – внешнеречевое – интеллектуальное: обратная связь (ОС): познание – переживание – эмоциональное состояние: поэтапное формирование умственных действий (ПФУД): материализованная – внешнеречевая – умственная форма действия: образ – схема – понятие: ориентировочная основа действия (ООД): начальная – полная –принципиальная: “Формула”: ориентировка – алгоритм – действие. Развитие познавательных процессов/ когнитивного стиля: восприятие – память – внимание, речь – мышление – воображение: развитие интеллекта (схема развития интеллекта: природный – социальный – культурно-творческий: инсайт). Развитие интеллекта – это постоянное конструирование (Ж.Пиаже).
Поскольку учителя размышляют над собственной практикой, они начинают понимать, как “работает” обучение. Каждый день они принимают тысячи решений - мелочи управления классом, в то время как другие имеют более существенное воздействие на обучение – “стратегия”: показать путь-цель образования и сформировать ОУР – когнитивный стиль – умение учиться на четверки и пятерки у младших школьников.
Модульно-программное обучение – совокупность образовательных модулей по отдельным предметам, системно организованных школьной программой, позволяющей раскрыть системность знаний и связей всей учебной дисциплины: сформировать образовательный условный рефлекс, учебно-познавательные и практические умения и навыки, умение учиться на отлично.
Взаимообучение в мини-группах – групповая форма организации учебной деятельности, является высшим этапом реализации возможностей усвоения изучаемого материала: усвоение - 90% по пирамиде обучаемости Дж.Мартина, т.к. открывает простор учащимся для проявления инициативы, познавательной активности и самостоятельности.
Органическое сочетание в организации учебного процесса индивидуальных, групповых и коллективных форм познавательной деятельности делает возможным и продуктивным одновременное обучение различных по уровню развития познавательной активности и успеваемости младших школьников. Общение в группах и парах постоянных и сменных предваряющее деятельность, сопутствующее ей и следующее за деятельностью является источником сложных взаимоотношений школьников и источником самопознания и саморегуляции. В процессе общения отражается, передается и усваивается социальный опыт.
Но современная практика обучения требует достоверную информацию о высших психических функциях детей (сознание, ум, интеллект), которые обеспечивают присвоение знаний – ассоциативные процессы: психика – память/мышление/интеллект – воображение и успешное выполнение приспособительной деятельности. Необходимо создать современные практические пути использования умений и навыков в социальном, культурном и образовательном контекстах, понять и осознать перспективы и взгляды влияния концепции 2015 на понимание настоящего времени и культурной динамики, в которой мы живем.
Гипотеза построена на философско-психологической традиции: природа - общество - мышление: разум - менталитет - рассудок, и диалектической направленности развития ребенка: природо-, культуро- и целесообразности. Каждый ребенок способен к развитию.
Часть 2
Мир стремительно изменяется. Социальный прогресс, “информационный взрыв”, постиндустриальное общество приводят к росту числа людей, занятых в творческой деятельности; все большую роль играют коммуникации, обмен информацией и оперативность ее поступления: качественно новые коммуникационные технологии, компьютер и Интернет.
Новая экономика базируется на цифровой революции и информационном управлении. Доступ к информации впервые становится демократическим. Чем доступнее информация, тем выше информативность и возможность принимать правильные решения.
Проблемы нового качества – информационные, требуют и новых качеств от образованной личности: справляться с потоком информации – информационную культуру: уметь находить, осваивать и употреблять необходимую информацию для решения стоящих перед человеком проблем, и поиска путей эволюции образования.
Любое развитие предполагает зрелое состояние - целостность - конечность. Это чётко отслеживается в современной организации – для развития в систему управления вводится организационная культура, где система стимулирования адекватна системе мотивации.
На сегодняшний день существует множество теорий мотивации, которые условно можно разделить на две группы: теории содержания мотивации, где основное внимание уделяется влиянию различных групп потребностей человека на его поведение - в идеале и в жизни, в процессе и после обучения, в организации и на производстве; и теории процесса мотивации, которые раскрывают, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия; как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе. Методы и формы труда персонала используются в создании организационной культуры и системы стимулирования (О.С.Виханский, А.И.Наумов).
Западный менеджмент и, в частности, менеджмент персонала основывается в большей мере на уважении, самоуважении, гарантированных правах человека. Главный принцип организации: свобода - необходимость - ответственность. В результате современного обучения в обучающей организации меняется общая парадигма подготовки кадров - происходит переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "обучение в течение всей жизни". Целью образования, построенного на прагматизме - демократии - культуре, становится формирование новых личностных качеств и навыков и социальных свойств для решения проблем. Обучение концентрируется прежде всего на “ключевых квалификациях” и “ключевой компетенции”.
Причиной появления в Европе в 90-х годах концепции “обучающей организации” явилось то, что управленческие навыки, необходимые для работы в быстро меняющейся обстановке, невозможно передать через традиционное обучение. Коренным отличием нового подхода к обучению стал стратегический подход к определению проблем, стоящих перед менеджментом. Согласно этой концепции, постоянная концентрация всех ресурсов на решении новых задач и проблем нуждается в учебном процессе, который включал бы всю организацию (Г.Раисова, журнал “Менеджмент сегодня”, 2001, № 1, 6).
Организационная культура - это система убеждений, норм поведения, установок и ценностей, которые являются теми неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя в данной организации. Понимание роли и значения организационной культуры для успеха в организации не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических целей, и умение “выстраивать”, выращивать, формировать желательную организационную культуру, является важнейшим условием успешных организационных изменений. Организационная культура - это социально-психологический механизм творения человека, это основная динамическая, структурная единица человеческой культуры, где человек является творцом-созидателем этой культуры.
Таким образом, если поле ЗУН – педагогическая задача, то формирование мыслительных и личностных качеств и навыков, которые позволяют ребенку получать эти ЗУН - психолого-педагогическая задача. Психологизация дидактических подходов и тонкое мастерство их методической интерпретации позволит корректно провести интеллектуализацию учебного процесса - формирование новых мыслительных и личностных качеств и навыков и социальных свойств.
Главный принцип организации: свобода - необходимость – ответственность. Система стимулирования адекватна системе мотивации ученика и построена на постепенном возрастании познавательной активности и самостоятельности и направленности личности в целом: ценность - значимость - интерес.
Ведущим принципом является непротивопоставление "себя" "миру", а доказательство того, что мы обусловливаем друг друга и зависим друг от друга. Идеи нельзя передать как кирпичи. Необходимо "одалживать" эмоциональную силу из внешкольного образования, где в условиях косвенного обучения всегда "присутствует драма и напряжение обнаружения" - за пределами школы дети учатся тому, что их затрагивает и волнует; и такое образование достигает более эффективных результатов (Дж.Дьюи): стратегии критического мышления. Прагматическая американская школа опирается на так называемый "принцип прагматизма", определяющий содержание знания его практическими последствиями; принцип "икебаны" - дать цветам проявить себя или искусство сотворения букетов; и прагматической “теории истины: истина есть то, что лучше всего подходит к каждой части нашей жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта” (У.Джемс).
Современная организация - путь школьного преобразования: современное архитектурное учебное заведение - храм науки и культуры, оснащенный современными наглядными и учебными пособиями, ТСО, школьным оборудованием. Просветительский путь: основы педагогики - система развивающего обучения “Бiлiмдiлiк жол” - технология развития: активизация - развитие познавательной активности - интеллектуализация. Современная система принципов обучения и самообразования: модульно-программное обучение - взаимообучение - самообразование: формирование новых мыслительных и личностных качеств и навыков и социальных свойств. Система и упорядоченность деятельности, приобретаемая в начальной школе, является основой, фундаментом для развития интеллектуально-творческого потенциала индивидуальности.
Современная система стимулирования: материальная, моральная, организационная, смешанная. Иерархическая последовательность педагогических целей и задач - многобалльная система бонусов – американская система оценивания GPA: месяц - четверть – год. Конкурс - тестирование – оценка. Совет гимназии - школьная администрация - классный руководитель - заместитель директора по науке – психолог. Денежные призы - награды - подарки: денежные стипендии - гранты - путевки.
Изменяющийся социальный заказ в области образования XXI века формирует новую тенденцию в построении целостного педагогического процесса. Современные обучающие организации сталкиваются с мириадами сложнейших проблем, все чаще и чаще вынуждены обращаться к использованию маркетинговых программ большого бизнеса для привлечения в свои стены большего количества учеников и финансов.
Литература.
1. Концепция развития образования РК до 2015 года. // Казахстанская правда от 26.12.2003.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2004.
3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.
4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Изд. 11-е. С/Пг., 2005.
5. Журналы: Управление персоналом. 2002 год, №1.
6. Образование. 2004год, №4 (18).