Интерактивные методы обучения в преподавании курса "Я — потребитель"

Разделы: Общепедагогические технологии


Согласно Стандарту основного общего образования (Федеральный компонент) “ …изучение обществознания… направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности…критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции, развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления…
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности…
  • формирование опыта полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений…” (7).

Всем этим требованиям, на наш взгляд, отвечает обществоведческий межпредметный курс “Я - потребитель” (экономика и право), который может преподаваться в качестве элективного курса в профильных классах полной средней школы (35 или 70 часов) и как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки в основной школе (9-12 часов). Как курс по выбору, он позволяет решить следующие задачи:

  • дать учащимся представления о правах потребителя;
  • учиться применять полученные знания в реальной практике, т. е. формировать навыки грамотного потребительского поведения;
  • помочь в выборе будущего профиля обучения.

На наш взгляд, все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащихся, при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения. Следует отметить, что в нашей стране реализуются образовательные проекты, построенные с использованием интерактивных методов – это “Мой выбор” (“Учительская газета”, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”), “Живое право” (Санкт-Петербургский институт права имени принца П. Г. Ольденбургского) другие. Поскольку интерактивные методы и приемы обучения носят универсальный характер, автору видится, что они могут быть успешно применимы и при изучении курса “Основы потребительских знаний”.

Согласно, А. Гутникову и В. Пронькину, в преподавании права могут использоваться следующие интерактивные подходы(1):

1. Творческие задания  
2. Работа в малых группах  
3. Обучающие игры ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры
4. Использование общественных ресурсов приглашение специалистов; экскурсии
5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения социальные проекты, соревнования; радио и газеты; фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки
6. Разминка армреслинг; “Гол-мимо”, проверка энергии, прием - прием, тридцать три; африканский дождь, шумовые спектакли, разминки-знакомства, мысленная прогулка.
7. Изучение и закрепление нового информативного материала интерактивная лекция; работа с наглядными пособиями; ученик в роли учителя; работа с видео- и аудиоматериалами; каждый учит каждого, мозаика (ажурная пила); использование вопросов. Сократический диалог
8. Работа с документами составление документов; письменная работа по обоснованию своей позиции
9. Обсуждение сложных дискуссионных вопросов и проблем Займи позицию (шкала мнений); ПОПС-формула; проективные техники; один - вдвоем – все вместе; смени позицию; карусель; дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу; дебаты; симпозиум
10. Разрешение проблем дерево решений; мозговой штурм; переговоры и медиация; общественные слушания; упрощенное судебное разбирательство (триады); предварительное следствие и судебное разбирательство; сход граждан

Интерактивное обучение, по мнению Е. В. Коротаевой, следует рассматривать как многомерное явление. Оно решает одновременно три задачи:

  • учебно-познавательную (предельно конкретную),
  • коммуникативно-развивающую (связанную с общим, эмоционально-интеллектуальным фоном),
  • социально-ориентированную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства) (5).
  • Рассмотрим реализацию этих подходов на примере первой темы курса (см. Приложение 2).

Занятие 1. Кто такие потребители. Основополагающие права потребителя.

Цели занятия:

  • рассмотреть главные понятия курса;
  • познакомить учащихся с историей законодательства по защите прав потребителя;
  • дать первоначальные представления об основополагающих правах потребителя;
  • формировать интерес к экономическим явлениям и процессам;
  • развивать коммуникативные навыки (умение работать в группах/парах), навыки публичного выступления.

Основные понятия темы:

потребитель, производитель, изготовитель, исполнитель, товар, работа, услуга, закон, права.

Средства обучения: Закон РФ “О защите прав потребителя”, основные понятия темы, раздаточный материал (рабочий лист 1,2,3), большие листы бумаги, фломастеры, магниты.

План урока:

1. Кто такие потребители.

2. Основополагающие права потребителя.

Этап выполнения учебных целей.

1. Этап учебной мотивации:

Учащиеся в парах/группах получают рабочий лист 1 анализируют следующие ситуации и отвечают на вопрос:

- Какие права потребителя в данном случае были нарушены?

- Было ли правомерным обращение в суд?

На основе ответов учащихся учитель делает вывод: в обоих случаях

имеет место нарушение прав потребителя, и обращение в суд является правомерным.

2. Работа над основными понятиями темы:

Учащиеся продолжают работать в парах/группах и выполняют задания по карточкам:

Сформулировать понятие “потребитель”.

Вы должны проанализировать предложенные и словосочетания, составить предложение, характеризующее данное понятие (склонение, порядок слов можно изменять) и оформить ответ на листе (крупным шрифтом)

Словосочетания: имеющий, намерение, либо, приобрести, заказать, товары, домашние и иные нужды, гражданин, или, заказывающий, исключительно для (работы, услуги), приобретающий, не связанные, предпринимательской деятельности, или, личный, семейный.

? – Какая фраза в этом понятии является ключевой? Почему?

Кто может быть потребителем? Приведите примеры.

 Другие группы/пары получают аналогичные задания по составлению следующих понятий: производитель, изготовитель, исполнитель, товар, работа, услуга.

Учащиеся обсуждают задание, готовят ответ, оформляют его на листах, один ученик из группы/пары выходит к доске, закрепляет лист с ответом под соответствующим понятием и проводит презентацию результатов своей работы своей группы/пары. Так происходит работа с каждым понятием. Далее ученики сравнивают полученные определения с теми, что находятся в Преамбуле Закона РФ “О защите прав потребителей” (каждый учащийся имеет свой экземпляр Закона) и в учебнике “Обществознание” (закон, право).

Значение понятий “товар, работа, услуга” заранее выписываются учителем на доске.

Учитель в процессе беседы проверяет, как ученики усвоили эти понятия:

- Приведите примеры потребителей.

- В каких случаях человек не является потребителем?

- Может ли продавец одновременно быть изготовителем?

- В каких случаях? Приведите примеры.

- Может ли продавец одновременно быть исполнителем?

- В каких случаях? Приведите примеры.

- Приведите примеры известных вам товаров, услуг, работ.

- Выполните задание (см. рабочий лист 2) и объясните свой ответ.

3. Основополагающие права потребителя.

Учащиеся работают с текстом (рабочий лист 3) и составляют кластер (схему понятий). Далее они на доске представляют результаты своей работы. Правильность выполнения задания проверяется сравнением с оформлением доски, где учитель заранее закрепляет листы, на каждом из которых выписано одно из прав потребителя.

Закрепление изученного на уроке материала происходит следующим образом: учащиеся снова возвращаются к рабочему листу 1 и снова выполняют задания; в более сильных классах при наличии времени можно предложить учащимся составить синквейны (см. Приложение 2).

Заключительный этап урока - рефлексия. Учащиеся дают краткие ответы на вопросы:

- Что нового я узнал на занятии?

- Что явилось открытием для меня?

- Как полученные знания могут пригодиться в жизни?

Литература

  1. Гутников А. , Пронькин В. Вместо стороннего наблюдателя – активный участник: Как преодолеть сложности использования интерактивных методов и превратить их слабые стороны в сильные. // Граждановедение. -2003. - № 5.
  2. Защита прав потребителей в Республике Татарстан. Законодательные и нормативные акты с комментариями. Пособие для учителя. – Казань, 2000.
  3. Защита прав потребителей с образцами заявлений. – М. : Изд-во Эксмо, 2004.
  4. Заир-Бек С. , Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2004.
  5. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - М. : Сентябрь, 2003.
  6. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. / Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др. - 4-е изд. – М. : Вита- Пресс, ИИФ “СПРОС” КонфОП, 2003.
  7. Федеральный компонент стандарта основного общего образования по обществоведению (включая экономику и право). // Вестник образования России. - 2004. -№ 13.