В настоящее время мы стоим на пути к школе без классов. И это о многом заставляет нас, учителей-предметников задуматься. Именно элективные курсы создают предпосылки для того, чтобы мы начали пробовать варианты иного, нежели “по классам”, способа организации учеников в школе. Администрация нашего лицея организовала проведение элективных курсов внутри учебного заведения. Нам позволили собрать вместе учеников в группы по интересам, и помочь расширить образовательные горизонты учащихся внутри лицея, дать им новые ориентиры для самооценки, а учителям-предметникам предоставить возможность работать в группах по интересам.
К сожалению, у многих возникли трудности. И одни из них это новые технологии, отсутствие учебника, много времени тратится на подготовку одного занятия.
Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается авторская программа элективного курса (предпрофильного) для учащихся 9 класса. Данный курс успешно был апробирован в 2004–2005 учебном году, и ноябре – декабре 2005 учебного года в лицее, где я работаю.
Идея создания такого курса возникла не случайно. Переход к профильному обучению, к которому готовятся все российские школы, у нас это пока – эксперимент, требует от учителя нового видения учебного предмета и содержания образования. Именно в 9 классе начинается предпрофильная подготовка. Это этап дифференциации интеллектуальных и познавательных способностей школьников, и одновременно, мягкой профилизации образования. У девятиклассников складываются представления о творческой научно-практической и научно-исследовательской деятельности; накапливаются умения самостоятельно расширять свои знания по отдельной области. Учащиеся постигают логику научной деятельности: исследование явления, накопление информации о нем, систематизация информации и поиск закономерностей, объяснение их. Постижение методов научного познания.
Наш курс, это обязательный курс по выбору, как и все предложенные в лицее имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность. Ведь иногда, введение новых для учащихся представлений и понятий осуществляется непосредственно в процессе изучения природных объектов и проблем, решаемых в обществе. Таков, предложенный нами элективный курс “химия и здоровье”.
Задача его – рассмотреть химико-биологический аспект проблем, интересующих на данный момент общество и отдельного представителя общества – учащегося. А это, как известно – проблема формирования и воспитания толерантной личности учащегося.
Цель курса, в общем, не формирование системы знаний у учащихся, (да это и невозможно сделать за такой короткий срок – 12–16 занятий) а просто возбуждение у них интереса к предметам естественного цикла, желание их дальнейшего изучения в 10–11 классах на повышенном уровне. А также подготовка к восприятию нового, достаточно сложного химического и биологического образования в старших классах. Еще одна важная цель данного курса – это знакомство учащихся с основами валеологических знаний, ведь самое драгоценное у человека это здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Ненавязчивое погружение учащихся в широкий круг проблем, решаемых на данном этапе современной наукой, показать ее возможности, вызвать желание участвовать в решении обозначенных проблем. Таким образом. Мы стремились придать химическому и биологическому образованию некоторую занимательность. Изучение данного курса обогатит учеников новыми знаниями о себе, сверстниках и окружающем мире, поможет стать здоровыми и счастливыми людьми, которые превосходно приспособлены к жизни.
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Цели и задачи занятия |
1. | Введение. | 1 час. |
|
2. | Практикум: проверь свой образ жизни. | 1 час. |
|
3. | Химия организма человека или “равновесие и порядок – ключ к жизни”. | 1 час. |
|
4. | Пища как источник энергии. | 1 час |
|
5, 6. | Диета. Дневник питания. | 2 часа |
|
7. | Энергия и физические упражнения. | 1 час |
|
8. | Практикум: “О правильной осанке или выпрямись!” | 1 час |
|
9. |
Химия кожного покрова или химия поддержания чистоты. | 1 час |
|
10. |
Кожа – наша защита. | 1час |
|
11. |
Яды и лекарства в нашем доме и нашем организме. | 1 час |
|
12. |
Практикум: “Моя аптечка. Химический контроль”. | 1 час |
|
13. |
Факторы риска. | 1 час |
|
14. |
СПИД – чума не только XX века… | 1 час |
|
15. |
Капля никотина убивает лошадь… | 1 час |
|
16. |
Подведение итогов элективного курса (круглый стол или защита проектов). | 1 час |
|
Список литературы:
1. Биология, БЭС. Издательство “Большая
Российская энциклопедия”. М.: 1998.
2. М.Д. Машковский “Лекарственные растения”
в 2-х томах. Вильнюс, 1993.
3. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров “Основы
биохимии”. Курс для самообразования. М.:
“Просвещение”, 1992.
4. Ю.Б. Филиппович “Основы биохимии”. М.:
“Высшая школа”, 1985.
5. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова “Химия” 11 класс.
М.: “Дрофа”, 2003.
6. Т. Браун, Г. Леммей “Химия в центре наук”. в
2-х томах. М.: “Мир”, 1983.
7. Биология. Человек. 8 класс. Н. И. Сонин, М. Р. Сапин.
М.: “Дрофа”, 2001.
8. “Химия и общество” под редакцией проф. д-ра
хим. наук М.Г. Гольдфельда. М.: “Мир”, 1995.
9. Валеология. Учебное пособие. Справочник
школьника. Автор-составитель С.Н. Заготова.
Ростов-на-Дону: “Баро-пресс”, 2001.
10. Л.П. Атанасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова
Человек и окружающая среда. 9 класс. М.:
“Просвещение”, 1997.