Элективный курс "Химия и здоровье" для учащихся 9-х классов

Разделы: Химия, Биология, Общепедагогические технологии


В настоящее время мы стоим на пути к школе без классов. И это о многом заставляет нас, учителей-предметников задуматься. Именно элективные курсы создают предпосылки для того, чтобы мы начали пробовать варианты иного, нежели “по классам”, способа организации учеников в школе. Администрация нашего лицея организовала проведение элективных курсов внутри учебного заведения. Нам позволили собрать вместе учеников в группы по интересам, и помочь расширить образовательные горизонты учащихся внутри лицея, дать им новые ориентиры для самооценки, а учителям-предметникам предоставить возможность работать в группах по интересам.

К сожалению, у многих возникли трудности. И одни из них это новые технологии, отсутствие учебника, много времени тратится на подготовку одного занятия.

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается авторская программа элективного курса (предпрофильного) для учащихся 9 класса. Данный курс успешно был апробирован в 2004–2005 учебном году, и ноябре – декабре 2005 учебного года в лицее, где я работаю.

Идея создания такого курса возникла не случайно. Переход к профильному обучению, к которому готовятся все российские школы, у нас это пока – эксперимент, требует от учителя нового видения учебного предмета и содержания образования. Именно в 9 классе начинается предпрофильная подготовка. Это этап дифференциации интеллектуальных и познавательных способностей школьников, и одновременно, мягкой профилизации образования. У девятиклассников складываются представления о творческой научно-практической и научно-исследовательской деятельности; накапливаются умения самостоятельно расширять свои знания по отдельной области. Учащиеся постигают логику научной деятельности: исследование явления, накопление информации о нем, систематизация информации и поиск закономерностей, объяснение их. Постижение методов научного познания.

Наш курс, это обязательный курс по выбору, как и все предложенные в лицее имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность. Ведь иногда, введение новых для учащихся представлений и понятий осуществляется непосредственно в процессе изучения природных объектов и проблем, решаемых в обществе. Таков, предложенный нами элективный курс “химия и здоровье”.

Задача его – рассмотреть химико-биологический аспект проблем, интересующих на данный момент общество и отдельного представителя общества – учащегося. А это, как известно – проблема формирования и воспитания толерантной личности учащегося.

Цель курса, в общем, не формирование системы знаний у учащихся, (да это и невозможно сделать за такой короткий срок – 12–16 занятий) а просто возбуждение у них интереса к предметам естественного цикла, желание их дальнейшего изучения в 10–11 классах на повышенном уровне. А также подготовка к восприятию нового, достаточно сложного химического и биологического образования в старших классах. Еще одна важная цель данного курса – это знакомство учащихся с основами валеологических знаний, ведь самое драгоценное у человека это здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Ненавязчивое погружение учащихся в широкий круг проблем, решаемых на данном этапе современной наукой, показать ее возможности, вызвать желание участвовать в решении обозначенных проблем. Таким образом. Мы стремились придать химическому и биологическому образованию некоторую занимательность. Изучение данного курса обогатит учеников новыми знаниями о себе, сверстниках и окружающем мире, поможет стать здоровыми и счастливыми людьми, которые превосходно приспособлены к жизни.

№ занятия Тема занятия Количество часов Цели и задачи занятия
1. Введение.

1 час.

  • обосновать цели и задачи курса “Химия и здоровье”;
  • поднять важность и значимость проблемы здоровья в современном обществе;
  • подчеркнуть важность здоровья, как вопрос личного выбора.
2. Практикум: проверь свой образ жизни.

1 час.

  • с помощью тестов и таблиц для самоконтроля провести оценку, насколько здоровый образ жизни мы ведем;
  • сделать выводы на основе полученных результатов;
  • познакомить учащихся с основными правилами для начала правильной жизни (Приложение 1). Ознакомить учащихся с химией клетки и работой ферментов.ной системе поддержания баланса в организме;стать здоровыми и счастл
3. Химия организма человека или “равновесие и порядок – ключ к жизни”.

1 час.

  • дать общее представление о гомеостазе организма, как сложной системе поддержания баланса в организме;
  • рассмотреть химические элементы человеческого организма;
  • познакомить учащихся с химией клетки и работой ферментов (Приложение 2).
4. Пища как источник энергии.

1 час

  • познакомить с калориметрией;
  • дать сведения о расходе энергии при выполнении различных видов работ;
  • научить измерять энергетический потенциал различных продуктов (Приложение 3).
5, 6. Диета. Дневник питания.

2 часа

  • научить оценивать пищевую ценность различных продуктов питания;
  • научиться анализировать свой рацион питания с целью выяснения правильности питания;
  • познакомить с различными видами диет, их значением в поддержании здоровья организма человека.
7. Энергия и физические упражнения.

1 час

  • познакомить учащихся с энергетическими возможностями жиров, белков, углеводов;
  • сформировать знания о том, как организм использует различные источники энергии при физических нагрузках.
8. Практикум: “О правильной осанке или выпрямись!”

1 час

  • дать представление о правильной осанке, ее значении в жизни и здоровье человека;
  • понятие о корригирующей гимнастике и ее значении в формировании правильной осанки (Приложение 4).

9.

Химия кожного покрова или химия поддержания чистоты.

1 час

  • сформировать у учащихся убеждение в том, что чистота тела не только придает приятный внешний вид, но и является непременным условием здоровья, а главное, что за поддержанием чистоты и приятного внешнего вида стоят определенные химические процессы.

10.

Кожа – наша защита.

1час

  • актуализировать общее представление о коже полученное учащимися при изучении курса “Человек”, в 8 классе;
  • дать общее представление о коже как защитном барьере в организме человека.

11.

Яды и лекарства в нашем доме и нашем организме.

1 час

  • дать общее представление о том, что собою представляют лекарственные препараты;
  • познакомить с тем, как работают лекарства в нашем организме, насколько чужды лекарства человеческому организму;
  • насколько организм человека способен противостоять действию лекарственных препаратов; что такое передозировка и как ее избежать;
  • какие препараты можно считать психотропными и наркотическими и какая зависимость возникает при их употреблении в подростковом возрасте.

12.

Практикум: “Моя аптечка. Химический контроль”.

1 час

  • познакомиться с содержимым домашней аптечки первой и неотложной помощи;
  • важность знаний о сроках годности лекарственных препаратов и качестве лекарственного сырья;
  • провести анализ содержимого домашней аптечки (какими препаратами ее следует пополнить, а от каких избавиться).

13.

Факторы риска.

1 час

  • научиться определять факторы риска для здоровья отдельного человека и общества в целом;
  • определить группу факторов наиболее опасных в современном обществе;
  • научиться определять людей групп риска.

14.

СПИД – чума не только XX века…

1 час

  • познакомить учащихся со страшным заболеванием, продолжающим интенсивное распространение по всему миру и в настоящее время;
  • дать представление о путях заражения ВИЧ;
  • познакомить с мерами профилактики по данному заболеванию.

15.

Капля никотина убивает лошадь…

1 час

  • познакомить учащихся с основным действующим началом табака;
  • курение с точки зрения химии – сухая термическая перегонка табака под воздействием высокой температуры;
  • дать представление о том, в чем проявляется никотиновое отравление при курении сигарет и к каким последствиям это приводит в дальнейшем;
  • дать несколько советов о том, как бросить курить

16.

Подведение итогов элективного курса (круглый стол или защита проектов).

1 час

  • подвести итог работе предпрофильного элективного курса “Химия и здоровье”;
  • прослушать сообщения учащихся по выбранной заранее тематике элективного курса;
  • обсудить достигнутые результаты работы;
  • сделать выводы по представленным проектам учащихся: их актуальность и значимость для общества (Приложение 5).

Список литературы:

1. Биология, БЭС. Издательство “Большая Российская энциклопедия”. М.: 1998.
2. М.Д. Машковский “Лекарственные растения” в 2-х томах. Вильнюс, 1993.
3. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров “Основы биохимии”. Курс для самообразования. М.: “Просвещение”, 1992.
4. Ю.Б. Филиппович “Основы биохимии”. М.: “Высшая школа”, 1985.
5. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова “Химия” 11 класс. М.: “Дрофа”, 2003.
6. Т. Браун, Г. Леммей “Химия в центре наук”. в 2-х томах. М.: “Мир”, 1983.
7. Биология. Человек. 8 класс. Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. М.: “Дрофа”, 2001.
8. “Химия и общество” под редакцией проф. д-ра хим. наук М.Г. Гольдфельда. М.: “Мир”, 1995.
9. Валеология. Учебное пособие. Справочник школьника. Автор-составитель С.Н. Заготова. Ростов-на-Дону: “Баро-пресс”, 2001.
10. Л.П. Атанасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова Человек и окружающая среда. 9 класс. М.: “Просвещение”, 1997.