Мой голос — мой капитал

Разделы: Общепедагогические технологии


Всякому делу, всякому искусству должно предшествовать
определенное механическое умение, на котором стоит сконцентрироваться.

Гете.

I. Организация. Сообщение темы и целей,

II. Беседа “Что значит голос для людей и меня?”.

– С помощью голоса мы общаемся, передаем мысли окружающим.
Скажите, бывает такое чувство, что вам не хочется воспринимать (слышать) информацию от преподавателя, потому что неприятно воздействует монотонные или визгливый звук голоса говорящего (потому что вам неприятен голос говорящего).
Нам на практике иногда приходится довольно продолжительное время напрягать голосовой аппарат.
Скажите, кто когда-либо скрывал голос? Першило горло?
Все это происходит из-за того, что мы в массе своей не имеем выработанных навыков рационального использования голосового аппарата.
Какие характеристики голоса вы знаете?

Тембр (окраска голоса). У каждого человека своя окраска голоса. В своем большинстве у людей голоса обыкновенные, только некоторые имеют редкие от природы голоса, но сделать его более чистым (снять хриплость, гнусливость, визгливость и другие недостатки) можно, занимаясь специальными упражнениями.

Сила звука зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем с большим напором выдыхается звук при речи, тем большую силу имеет звук. Не путайте с криком. Сильный звук можно использовать долго, а кричать можно только ограниченное время.
Крик – это чрезмерная нагрузка на голосовые связки. Это ведет к заболеванию. Среди преподавателей очень высок процент заболевания голосовых связок.
В вашей жизни встречались преподаватели с заболеваниями, под следствиями осложнений голосовых связок?

Полетность звука (посыл) – способность голоса распространяться на определенное расстояние.
Правильный посыл звука обеспечивает хорошую слышимость даже при небольшой силе голоса. Каждому; кто выступает публично, в том числе и вам, необходимо научиться интуитивно вымерять расстояние, на котором находится собеседник или слушатель и в зависимости от этого регулировать активность посыла Слабость полета звука напрямую зависит от натренированного дыхания.

Выносливость – способность голоса выдерживать значительные физические и психологические нагрузки. (В литературных произведениях часто затрагивается тема голоса, звучания).
Голос должен быть чистым, звонким, сочным и ровным при звучании во всех ситуациях
“Мой голос – это мой капитал” – эта фраза принадлежит немецкому актеру Эрнесту Пассарту.
Произнес её он на одном званном обеде, опуская карманный градусник в суп, в вино, в другие напиши. Таким образом, голос- это творческий дар, который дан нам природой.
Пренебрегать этим даром нам как педагогам просто невозможно.

III. Практическая часть

– Предлагаем вам тренинг (комплексный). Данные упражнения, выполняемые в системе, позволят вам развить и улучшить свойства вашего голоса. А начнем мы с формулы самовнушения, предложенные педагогам Российской академии театрального искусства. Закрыли глаза, выпрямили спины.

1. Я хочу иметь яркий, звучный голос.
2. Мое желание – постоянно заниматься голосовой тренировкой.
3. Я вижу и слышу себя как педагога с хорошим звучанием голоса
4. Я способен тренировать свой дыхательный аппарат систематически, долю, активно.
5. Мышцы глаз отдыхают.
6. Все складки на люде отдыхают, разглаживаются.
7. Я вижу свое лицо.
8. Никакого напряжения на лице.
9. Полная свобода и непринужденность.
10. У меня сильная воля.
11. Я слышу мягкий, приятный, объемный голос.

– Давайте, образуем круг.

Упражнение “Радуга”

– Посмотрите направо, налево, поднимите глаза вверх, включите воображение - вижу небо, облака, вниз - вижу луг, озеро (закрыли глаза). Подтянитесь вверх, руками до потолка - там появилась радуга; ноги на носочках. Встаньте прямо, представьте, что радуга находится между параллельно поставленными ладонями вытянутыми вверх руками. Радуга растет, раздвигая руки, затем опускается на пол, и вы опускаетесь за ней на колени, стараетесь обнять радугу руками. Встаньте постарайтесь ощутить себя в радуге.

Упражнение “Свеча”

1. Возьмите узкие полоски бумаги – это пламя воображаемой свечи.

2. Дуйте на пламя на звук ("пф"), чтобы оно не погасло, а только как бы стелилось.

3. Меняем расстояние близко–дальше.Далеко “Свеча” тоже самое, но “пламя” свечи надо загасить (тренируем короткое дыхание).

4. Поглаживая нос (боковые части хребта носа) от крыльев до переносицы средним и указательным пальцами обеих рук, сделайте вдох. На выдохе постукивайте указательным и средним пальцами по ноздрям ("бр").

5. Делаем прыжки на выдохе ("пф").

6. Воображаем:

Я – теннисный мячик;
Я – шина огромного грузовика;
Я – воздушный шарик.

7. По кругу называем имя любого в круге.

1. Шепотом.
2. Зовя.
3. Недовольно.
4. Испуганно.
5. Любя.
6. Игриво.
7. Басом.
8. Бодро.
9. Сердясь.
10. Вопросительно.
11. Находясь на вершине Эвереста
12. Ища в темноте.
13 ...
14 ...
15 ...
16 ...
17 ...
18 ...

8. Стойка – ноги на ширине плеч, руки в стороны, голову вверх, смотрим в потолок и произносим.

Я земной шар.
Чуть не весь обошел, –
И жизнь хороша,
И жить хорошо!!! (довольно сильный звук)

9. Сядьте на корточки, смотрим перед собой (представьте, что перед нами утята) главное – не спугнуть утят.

Ковыляют утята за курицей.
По зеленой спускаются улице
Увидали широкий пруд
Побежали к воде и плывут.

– Разминка окончена. Теперь приступим к упражнениям в речевой выразительности.

1. Индивидуальные задания (карточки – см. Приложение)

2. Инсценирование – умение работать в группе (чувство партнера и сцены).

3. Задания (см. Приложение).

IV. Подведение итогов.

– Ваше мнение о теме классного часа содержание, классного часа, содержание, свои ощущения.
Необходимость выбранной темы. Возможно, ли её продолжить?
Плохих голосов нет вообще, есть голоса необработанные. Чтобы развивать и улучшать свойства голоса, необходимо его тренировать.
Голос – это наша возможность (профессионализма часть).

Литература:

  1. Шагидевич А.А. “Сценическая речь”
  2. Поляков С.Д. Технология воспитания: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.
  3. Селевко В.С., Селевко С.С. Новые воспитательные технологии. – М.: Новая школа, 2003.