Интерес к исследованию проблем творчества на современном этапе очень большой. Довольно активно разрабатывается вопрос о роли творческого потенциала талантливой личности ученика. Исследуются возможности развития фантазии и импровизации, как основы развития творчества. Мышление и творчество тесно связаны с наукой и природой человеческих ощущений. Наступает время, когда образы, созданные силой фантазии, начинают интерпретироваться подобно к другим точным наукам. Такая наука как кибернетика дает основу для развития общего изучения образа, а это, в свою очередь может вывести природу художественного творчества и художественного восприятия за границы бессистемного эмпиризма.
Сегодня компьютерные системы и мультимедийные технологии раскрывают перед учителем и учеником новые горизонты в разных областях человеческого бытия и среды. Понятие информации действительно есть важным для объяснения природы фантазии как фактора творческого процесса.
Цель занятий по композиции заключается в том, чтобы научить понимать язык искусства, а через это понимать его сущность. В процессе общения с искусством у юного студента развивается образное мышление, восприятие окружающего мира, формируется мировозрение, обостряется ощущение красоты природы, человеческих отношений. Происходит духовный и эстетичный рост личности человека.
Композиция играет основную роль в жизни художника, так как только она будет влиять на развитие творческих способностей, творческого потенциала, стимулирует и направляет взгляд художника. Без нее невозможно становление творческой личности, каким бы мастером рисования или живописи он не был.
Композиция произведений искусства тесно связана с художественным наследством, генетическим кодом художественной традиции. Эта связь определяется в разновидностях структуры художественной системы канонической, традиционной и новаторской. Ребенок от природы наделен особым видением мира. Много ученых и специалистов в разных областях с большим любопытством изучают и стараются использовать особое детское восприятие мира.
В школьной практике существует определенная диспропорция рядом с вниманием к развитию интеллекта; недостаточно внимания отводится воспитанию культуры чувств. Знакомство учеников с произведениями мирового искусства влияет на развитие их эмоциональности, чувствительности к прекрасному и неповторимому, приподнятого и низкого в действительности.
Настоящее переполняет учеников эмоциональным опытом, темпами, ритмами получения информации, но они не имеют достаточного опыта и понятия о визуальном порядке.
Композиция - это гармоническое объединение частей и целого в пределах единого произведения искусства. Композицию следует рассматривать как науку с системой соответствующих закономерностей.
Киевская детская Академия искусств - это профессиональное художественное заведение нового типа, которое создает соответствующие оптимальные условия для эффективного развития потенциальных возможностей юного студента за системой беспрерывного образования от начальной, средней школ к бакалаврату.
На факультете изобразительного искусства внедряется система интегрированных учебных программ, применяются инновационные методики преподавания с учетом индивидуальности каждого юного художника, которые нацелены на раскрытия и развитие творческого потенциала.
Знакомство ученика с разными средствами выразительности, через систему тренингов, улучшают исполнительские качества, которые направлены на развитие моторики руки, зрительной памяти, глазомера. Формирование таких качеств как целеустремленность, трудолюбие, выдержка укрепляет творческий потенциал юного воспитанника.
Изучение основных закономерностей таких, как симметрия, асимметрия, ритм, расширяет возможности организации визуального пространства картины или произведения искусства.
Определять идею произведения, художественный замысел, основу картины, научить записывать их в форме зарисовки, наброска, эскиза на первых этапах развития творческой личности юного художника на пути к профессиональному образованию является методической задачей для педагога-художника.
Создание авторских альбомов творческих наблюдений юного художника, в которых, с одной стороны, отображается весь процесс развития таланта из позиций образного мышления, фантазии, импровизации, характера, расположения духа, а с другой - развитость исполнительского мастерства, техники и манеры выполнения.
Опыт показывает, что творческий потенциал, фантазия не возможны без памяти. Чем больше материала дает память, тем больше возможностей приоткрывается для комбинационной работы. Целостность восприятия и индивидуальность воспроизведения является проявлением творческого потенциала художника. Целостность проявляется в осознании и создании конструктивной идеи, как маленького координационного плана будущего произведения искусства, эскиза, который отображает художественный замысел, фантазию, воображение.
Процесс фантазии, как и процесс мышления, состоит из чувствительной и рациональной сторон, которые выступают в целостном взаимодействии.
Цель фантазии - осмысленный образ, цель мышления - содержание образного.
Для создания методики преподавания широко применяются визуальные методики, видеоаппаратуры, компьютерные и мультимедийные технологии.
Для внедрения интегрированных межпредметних программ и создание индивидуальных инновационных методик на факультете работают методические объединения, кафедры специалистов-художников, педагогов гуманитарно-естетического направления.