Цели:
- Познакомить студентов с основными проблемами взаимного восприятия в диаде “учитель-ученик”.
- Развивать умение не оценивать личность человека, а говорить о его нежелательных действиях, используя “Я-высказывания”.
- Активизировать мыслительную деятельность студентов
Тип урока: проблемный
Оборудование: карточки с “Ты-высказываниями”, схема анализа “Я-высказывания”.
Оформление доски: Приложение 1
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– В рамках нашего предмета мы с вами изучили ряд социальных конфликтов, выявили их причины и способы урегулирования. Но поскольку мы с вами педагоги, то какой вид социальных конфликтов будет нас интересовать?
– Конечно же, педагогические.
2. Формулировка темы урока
– Как вы думаете, какими могут быть педагогические конфликты?
– Какого характера?
– Какие сферы отношений могут затрагивать?
– Кто может являться субъектами педагогического конфликта?
– Какая из перечисленных систем будет больше всего нас интересовать и являться наиболее конфликтогенной?
– Верно, педагогический конфликт может затрагивать разные сферы педагогического взаимодействия: это может быть и учитель–ученик, ученик–учитель, учитель–родители, учитель–учитель, учитель–администрация. Эти отношения многообразны, поэтому на сегодняшнем уроке мы будем рассматривать конфликта учитель–ученик, причем взаимонаправленные отношения, т.к. эти отношения связаны с эффективностью протекания всего педагогического процесса.
– С чего будет начинаться взаимодействие учитель – ученик? Что делает учитель, заходя в класс?
– На что мы обращаем внимание в первую очередь?
– Конечно, мы воспринимаем речь человека, его внешний вид, настроение. Происходит восприятие друг друга, ориентируясь на свои впечатления.
– Но всегда ли впечатления соответствуют действительности? Всегда ли они объективны? Может ли это являться проблемой?
– Итак, тема сегодняшнего нашего урока – проблемы взаимного восприятия в диаде “учитель – ученик”. (Открывается тема урока на доске) (Приложение 1).
3. Формулировка проблемы
– Выделенная нами проблема как вы поняли довольно широкая и многогранная. Поэтому давайте выделим ведущие микро-проблемы в данной теме на сегодняшний урок.
– Для выделения первой микро-проблемы давайте проведем с вами небольшой эксперимент. Перед вами лежат листы бумаги. Ваша задача с закрытыми глазами как можно точнее выполнять действия, следуя моей инструкции так, чтобы результаты были у всех одинаковые.
– Все готовы? Закрыли глаза. Согните лист пополам. Еще раз пополам. Оторвите верхний правый угол. Оторвите нижний правый угол. Откройте глаза. Разверните листок. Что получилось? (Узоры)
– Есть ли полностью одинаковые узоры?
– Как вы думаете, для чего мы с вами закрывали глаза?
– Какой процесс мы с вами хотели проследить в чистом виде? (Коммуникативный)
– Как вы думаете, почему у некоторых получились другие узоры, ведь информация всем давалась одинаковая? (Индивидуальные особенности восприятия)
– Совершенно верно, в процессе коммуникации, казалось бы, одинаковая информация воспринимается по-разному разными людьми.
– К чему это может привести?
– Это может привести к не пониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта. Не исключение и педагогический процесс, ведь именно здесь чаще всего происходит трансляция информации, а значит, возможно, искажение информации, следовательно, не далеко и до конфликта.
– Таким образом, как же будет звучать первая микро-проблема?
– Проблема субъективного восприятия коммуникаций в диаде “учитель–ученик”. (Приложение 1)
– Кроме слов, что еще мы воспринимаем в процессе взаимодействия? (Внешний вид, поведение)
– Воспринимая поведение, на что мы опираемся при его оценке?
– Всегда ли оценка является объективной?
– На что она ориентируется?
– Верно, это может быть связано со стереотипностью, шаблонностью восприятия поведения учителями учеников, и наоборот.
– Поэтому вторая микро-проблема – стереотипы восприятия поведения в диаде “учитель- ученик”. (Приложение 1)
4. Формулировка гипотезы
– Итак, мы с вами сформулировали две микро-проблемы. Давайте попытаемся предположить способы их разрешения.
– Обратимся к первой микро-проблеме. Кому будет принадлежать ведущее место в данной проблеме?
– Кто эффективнее сможет решить конкретную ситуацию?
– От кого будет зависеть исход проблемы, конфликта?
– Верно, от учителя. Но что необходимо делать для того, чтобы исправить или не наталкиваться на данную проблему?
– Какие обороты чаще всего использует учитель для оценки ученика? (Резкие, прямые)
– Такие высказывания называются “ты-высказывания”. Очень часто педагоги пользуются ими при оценке действий, поведения учащихся, при этом задевают личность ученика.
– Какое состояние в этом случае у ученика? (Дискомфортное, обида)
– К чему это может привести?
– Как можно исправить эту ошибку?
– Как нужно построить высказывание, чтобы не задевать личность ученика? Приведите примеры. (Мне бы очень хотелось, чтобы ты начал готовиться к урокам). Такие высказывания называются “я-высказывания”, выражают чувства педагога, взрослого и не содержат обвинения.
– Итак, как же будет звучать гипотеза к данной микро-проблеме?
– Верно, если педагог будет использовать в процессе педагогической деятельности “я-высказывания”, то можно избежать коммуникативной проблемы в диаде “учитель–ученик”. (Приложение 1)
– Теперь рассмотрим 2 микро-проблему: стереотипы восприятия поведения в диаде “учитель–ученик”.
– От чего будет зависеть стереотипы восприятия? (От установок, от опыта, который есть у человека)
– Какие стереотипы можно выделить в диаде “учитель–ученик”? (Профессиональные и личностные)
– Кому присущи профессиональные стереотипы, в чем они могут заключаться?
– Кому присущи личностные стереотипы, в чем их суть?
– Кому отводится ведущая роль?
– Каким образом, возможно, нарушить профессиональные стереотипы? Что необходимо сделать педагогу?
– Верно, важно принять ученика таким, какой он есть, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, не судить о его поступках по внешним впечатлениям, а опираться на реальные мотивы поведения ученика, то есть использовать личностно-ориентированный подход.
– А как можно нарушить личностный стереотип у учащихся? Что в этом случае необходимо сделать педагогу?
– Педагогу необходимо объективно относится к ученикам, понимая их интересы и трудности опираясь на реальные мотивы поведения учащихся.
– Итак, как будет звучать вторая гипотеза?
– Если учитель в процессе педагогической деятельности будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы, трудности, адекватно их оценивать, не подменяя их своими субъективными впечатлениями, то можно избежать стереотипов восприятия поведения в диаде “учитель–ученик”. (Приложение 1)
5. Реализация гипотезы
– Итак, мы с вами сформулировали две микро-проблемы, выдвинули гипотезы для разрешения данных проблем. Теперь нам необходимо практически подтвердить гипотезы.
Для этого мы с вами разделимся на четыре микро-группы. Задача каждой микро-группы переформулировать “Ты-высказывания” в “Я-высказывания”. (Приложение 2) При этом вы должны опираться на правила построения “Я-высказывания”:
- Объективно описать ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение.
- Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации.
- Объяснить причины этого чувства и высказать свое пожелание.
- Представить как можно больше альтернативных вариантов
– Затем вы должны проанализировать ваши высказывания по схеме. (Приложение 3). Время работы 5 минут.
– Рефлексия: какие эмоции вызвало у вас “Ты-высказывание”?
– Какие трудности возникли у вас в процессе составления “Я-высказывания”?
– Итак, можем ли мы подтвердить первую гипотезу?
– Для подтверждения второй гипотезы мы разобьемся на пары. Задача говорящего – беседовать на любую тему. Задача слушающего – открыть в своем собеседнике что-то новое, правильно понять выслушанную информацию, и перефразировав ее вернуть основную мысль его высказывания. Время работы 5 минут, затем меняемся ролями.
– Рефлексия: какие чувства возникли у вас, когда ваш собеседник неточно (точно) понял смысл ваших слов?
– Трудно ли было выделить основной смысл высказывания собеседника?
– Удалось ли вам избежать стереотипности восприятия высказывания?
– Что нового вы узнали о своем собеседнике?
– Можно ли подтвердить выдвинутую гипотезу?
– Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с основными проблемами восприятия в диаде “учитель–ученик”, наметили пути преодоления этих проблем, попробовали самостоятельно сформулировать “Я-высказывания”, понять и принять человека таким, какой он есть, увидев в нем нечто новое, неизвестное нам ранее. Все это поможет вам организовывать процесс общения более эффективно, и, следователь снизить количество конфликтов в профессиональной деятельности.
6. Домашнее задание
Потренироваться в построении “Я-высказываний”. Подобрать педагогические ситуации, выделить причину конфликта, наметить пути ее разрешения. Урок окончен.
Литература:
1. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. Для учителей. – М.: Просвещение, 1991. – 128с.
3. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия “Психологический практикум”. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2003.
4. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними // Школьный психолог – №40, 41, 42, 45 – 2004