Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
Народная мудрость
Уже к середине XX века России пророчили встать “во главе образованного мира, дающего законы и науке, и искусству и принимающего благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества”. Увы… Сегодня в условиях снижения общего уровня культуры особенно остро понимается огромная важность образования. Многие прежние формы обучения перестают работать. Для того чтобы грядущие поколения не прониклись ненавистью к образованию, необходимо найти такие методы работы, которые позволили бы не только поддержать у ребят интерес к познанию нового, но и развить стремление к самостоятельной работе с учебной и научно-популярной литературой. Основными направлениями решения этой проблемы, на наш взгляд, являются следующие:
- насыщение курса высокой информативностью в сочетании фундаментальности знания с его практической ценностью;
- широкое использование принципа гуманизации знаний;
- разработка системы оценки работы и знаний учащихся, которая стимулировала бы здоровую конкуренцию среди ребят за право неформального лидерства.
Первое и второе направления предусматривают не только знакомство с новейшими достижениями науки, но и поиск нетрадиционных форм преподнесения материала. Что такое урок? Прежде всего, это встреча. Встреча двух людей, каждый из которых является одновременно и учителем и учеником. Как сделать так, чтобы, расставаясь, каждый из них с нетерпением ждал новой?
Не секрет, что интерес к предмету во многом зависит от отношения ученика к учителю. Воспитать личность принуждением и угрозами невозможно! Поистине образованный и интеллигентный человек может вырасти только в условиях полной свободы. “Учить нужно только того, кто чувствует в этом потребность” - считал академик В. А. Легасов. Как добиться, чтобы ребенок почувствовал потребность в знании и процесс обучения приносил ему только наслаждение?
Ответ достаточно прост: нужно, чтобы процесс обучения был желанным, чтобы на каждый урок ребёнок (большой или маленький) шёл (бежал!) с желанием встретить там что-то ему пока неведомое, встретить там его, Учителя! Несомненно, любой педагог стремится не остаться в долгу перед теми, кто спешит сегодня на эту встречу. А для этого ему нужно, прежде всего, оставаться самим собой, не боясь показать, что учитель – такой же обыкновенный человек, с присущими любому бедами и радостями. Естественно, его уровень владения материалом должен быть существенно выше школьного, а сам педагог – культурным и образованным человеком, постоянно работающим над собой. “Азбучная истина!” - воскликнет читатель. Верно! Но только такой педагог может свободно держаться в общении с детьми, и лишь совместная работа учителя и ученика превратит их в соратников. Так незаметно обучение и воспитание становятся неразделимыми.
У каждого педагога свои секреты, свой стиль общения с учеником. Но очень важно, чтобы, идя на урок, учитель не забыл … себя. Вы любите сказки? Смелее несите их на урок! Даже вчерашний двоечник не откажется решить задачу, если она спрятана в сказке!
За горами, за лесами,
за широкими морями,
против неба – на земле
жил старик в одном селе.
Помните эту сказку Петра Ершова? Верно, “Конек-горбунок”. Хотите узнать, какая история приключилась там с Иваном?
Вот Иван к царю явился, поклонился, подбодрился,
Крякнул дважды и спросил: “А пошто меня будил?”
Царь, прищурясь глазом левым, закричал ему со гневом,
Приподнявшися: “Молчать! Ты мне должен отвечать:
В силу коего указа скрыл от нашего ты глаза
Натрия алкоголят? Отвечай-ка быстро, брат!
Отвечай же! Запорю!” “Я те толком говорю:
Нету спирту. Да откуда мне достать такое чудо?”
Царь с кровати тут вскочил и сундук большой открыл.
“Что? Ты смел еще переться? Да уж нет, не отвертеться!
Это что? Аль не карбид? Видит Бог, как я сердит”.
Задрожав, как лист в буран, шапку выронил Иван.
И, закутавшись в полу, растянулся на полу.
“Ну, для первого случаю я вину тебе прощаю.
Так вот, видишь, я каков! Но, сказать без дальних слов,
Я узнал, что этилату в нашу царскую палату,
Если б вздумал приказать, похваляешься достать”.
И добавил: “Но смотри! Если ты недели в три
Не достанешь этилату в нашу царскую палату,
То, клянуся бородой, ты поплатишься со мной!”
Царь в палаты удалился. А Иван слезой умылся
И пошел на сеновал, где конек его лежал.
“Что, Иванушка, невесел? Что головушку повесил? –
Говорит ему конек, у его вертяся ног. –
Аль попался к лиходею?” Пал Иван коньку на шею,
Обнимал и целовал. “Ох, беда, конек, - сказал. –
Царь велел мне этилату принести ему в палату.
Что мне делать, горбунок?” Говорит ему конек:
“Велика беда, не спорю; но могу помочь я горю.
Оттого беда твоя, что не слушался меня.
Как органику вначале для себя вы открывали,
Я сказал тебе тогда: “Ты учись, не то беда”
Не поняв науку сразу, в ней заблудишься потом.
И учитель, вспомни, Ваня, вам не раз твердил о том.
Вот теперя ты узнал, правду ль я тебе сказал.
Но, сказать тебе по дружбе, это – службишка, не служба.
Служба вся, брат, впереди. Ты в 10 класс пойди
И скажи: “Милы ребята. Нужно натрий этилата
Мне немного получить. Из карбида, стало быть”.
Эти школьники лихие, химики все удалые
К этилату путь найдут. На все дело – 5 минут!
Нужно видеть, как загораются лица ребят! Ни один не остается в стороне.
А если на традиционную разминку в начале урока выйти в чалме, длинном халате и с бородой старика Хоттабыча, самое трудное задание покажется пустячком.
Как-то мне сказали дети, чудеса, мол, ваши эти
может каждый сотворить, если химию учить.
Стало мне, друзья, обидно. Взял я серого карбида,
измельчил чуть-чуть его и добавил Н2О.
Газ какой-то отделился и с водой соединился.
Жидкость пахла так ужасно!
Чтоб мой труд был ненапрасным,
Тот же час восстановленьем
Занялся я с нетерпеньем.
Жидкость снова получилась. Голова тут закружилась,
Словно мы с соседом Джином перебрали малость джинна.
Жидкость в колбу поместил, кислоты туда прилил,
что бутановой зовут. Смесь нагрел чуть-чуть. И тут…
Запах чудный появился, будто в джунглях очутился.
И скажу вам без прикрас, продукт – чистый ананас.
Ну-ка, милые ребятки, распишите по порядку,
Что и с чем соединилось, что откуда получилось.
Все вы химики лихие, знатоки вы удалые,
помогите старику, не останусь я в долгу.
Вам трудно даются стихи, но вы страстный поклонник детективного жанра? Дайте задание с элементами приключений! “Напишите уравнения реакций гидролиза солей Na2CO3 и AlCl3” - предлагает школьный учебник. Но ведь то же задание можно предложить в иной форме, начиная урок с сообщения о “полученном” вами накануне загадочном письме.
Уважаемые знатоки химии 9 класса, я рад передать вам привет от своего друга Шерлока Холмса, с удивительными приключениями которого вы, наверное, хорошо знакомы. Однажды зимним вечером, когда мы сидели у камина, Холмс достал из ящика письменного стола потемневшую от времени коробочку, вынул оттуда и протянул мне две пробирки с бесцветными жидкостями и две этикетки, надписи на которых разобрать было невозможно. Я обработал эти листки раствором желтой кровяной соли и прочитал следующие формулы: Na2CO3 и AlCl3. Не могли бы вы, используя только индикаторы, определить, раствор какой соли находится в каждой из пробирок? Прошу вас также в качестве доказательства привести уравнения соответствующих реакций.
С наилучшими пожеланиями,
доктор Ватсон
Ещё один любопытный прием используем мы в работе: планируем уроки, где нужно не успеть. Например, изучая тему “Энергетика химических реакций. Катализ” и рассматривая энергетические диаграммы “Энергия - координата реакции”, сознательно со звонком завершаем урок “на самом интересном месте” вопросом: “А можно ли перейти с плато “исходные реагенты” на плато “продукты реакции”, не взбираясь на высокий перевал энергии активации?” Если заинтересовал уроком, то кто-то за ответом заглянет в книгу, а кто-то уже тут же на перемене, догадается: “Нужно прокопать туннель!”. Со “строительства” этого туннеля и начинается следующий урок, посвященный катализу.
Мы убедились, что привнесение в урок игровых моментов делает обучение желанным. Часто кажущийся трудным материал легко и просто воспринимается ребятами через игру. Отсюда удовлетворение от учебы и желание узнавать новое ещё и ещё. Результаты не заставляют себя ждать: успешно выполняется программа углубленного изучения химии, не смотря на то, что в неё включены некоторые разделы университетского курса. Ребята занимают призовые места на различного уровня олимпиадах по химии, уверенно сдают вступительные экзамены в вузы. Но самое главное, закладывается желание постоянно учиться.
И еще один, на наш взгляд, очень важный момент. Это понимание того, что ученик – не сосуд, который наполняют пережёванной и более-менее упакованной информацией! Знания воспринимаются намного легче, если подаются не как готовая совокупность фактов, а в связи с людьми, давшими их миру. Ведь нередко за одной единственной реакцией скрывается удивительная судьба. Рассказывая о способах получения фенола, учебник химии замечает, что “один из них разработан в конце 40-х годов XX века советскими учеными Р. Ю. Удрисом, П. Г. Сергеевым, Б. Д. Кружаловым и др.”. Всего две строчки школьного учебника! А за ними судьба “изменников родины” и “врагов народа”, совершивших мировой переворот в тяжёлом органическом синтезе! Отвечая в конце года на вопрос анкеты о самом удачном уроке, среди прочих часто упоминались те, на которых мы говорили не только о химии, но и о людях, её делающих.
Третьим направлением решения проблемы повышения интереса к учёбе и самостоятельной работе и как следствие достижения успеха преподавателя и ученика является адекватная оценка уровня знаний. Принятая сегодня в школе пятибалльная (а по сути трёхбалльная) шкала практически полностью нивелирует различие в общей химической культуре учащегося. Рейтинговый подход к определению уровня знаний, напротив, стимулирует здоровую конкуренцию среди ребят и является ещё одним способом заинтересовать изучаемым предметом подростка, играя на его самолюбии. Здесь важно, однако, найти такие принципы организации работы, которые побуждали бы ученика трудиться в течение всего учебного года. Например, при изучении химии во втором полугодии вы запланировали 10 самостоятельных, проверочных и контрольных работ, каждая из которых оценивается в 20 баллов. Таким образом, максимальная сумма баллов за письменные работы, равна 200. Учащиеся, набравшие эту сумму, имеют различные льготы на экзамене. Однако получившие за работу семнадцать (что соответствует четвёрке по школьной шкале) или даже десять баллов (что соответствует обычной школьной тройке) тоже сохраняют возможность прийти к заветному рубежу: недостающие баллы можно набрать, активно работая на уроках. Нередки примеры, когда способные ученики, уверенно взяв старт, не упускают лидерства и за месяц до окончания учебного года уверенно пересекают черту с отметкой в двести баллов. Некоторые ребята, задержавшись на старте и значительно прибавив на второй половине дистанции, также достигают поставленной цели.
Результаты налицо: число отличников по предмету увеличивается в полтора-два раза. Несомненно, одним из составляющих такого успеха является по-настоящему дифференцированная и открытая оценка работы ребят в течение полугодия.
Подобная рейтинговая оценка знаний часто используется нами и на уроках. Например, при обобщении знаний девятиклассников по теме “Химическая реакция” в классе создаются две команды. Команда-победительница зарабатывает 30 баллов, вторая – наполовину меньше. Эти суммы капитаны команд самостоятельно распределяют между игроками в конце встречи, оценивая вклад каждого в общий итог встречи. Урок начинается с разминки, во время которой каждому участнику предлагается ответить на один вопрос. А затем идут задания, выполняемые либо у доски, либо самостоятельно в тетради. При этом один и тот же участник команды имеет право лишь единожды выйти к доске (этим достигается участие в игре всей команды). А при выполнении заданий в тетради оцениваются первые пять правильных ответов (пять баллов – выполнившему задание первым, четыре – тому, кто предложил решение задачи вторым и т.д.). Такая организация урока побуждает учащихся активно работать на уроке: они стремятся не подвести товарищей и положить в копилку команды как можно больше баллов. Подобные игры помогают школьникам научиться применять полученные знания, самостоятельно искать пути решения задачи.
Говорят, преподавание есть искусство. Соглашаясь с этим, добавим: в том числе и искусство быть самим собой. Преподавателю-естественнику сама природа предмета подсказывает: будьте естественными! Никакие самые совершенные методики не заменят личности педагога. Интерес к учёбе, мотивация и желание узнавать и открывать для себя что-то новое – это основные слагаемые успеха учебного процесса, основная компонента которого – Учитель.