Организационно-обучающая игра "Разработка программы гуманизации пространства детства в условиях ОУ"

Разделы: Общепедагогические технологии


Введение

Мир детства – особый мир, имеющий свои закономерности, свои взаимоотношения и свое пространство. Детская среда при всей ее высокой значимости всегда ориентирована на мир взрослых, на взрослого, задающего круг деятельности, приобщающего к социуму. В деятельности, которую ребенок осуществляет совместно со взрослыми, он приобретает “деятельностное поле”. Выстраивание отношений в системе “взрослый – ребенок – взрослый” – сложная проблема. Одна из самых важных ролей педагога в пространстве детства – роль посредника между детьми и социумом. Содержанием его деятельности в этом направлении является смягчение ударов социума, помощь ребенку в процессе адаптации ребенка к социуму, компенсация того, что ребенок не дополучает в социуме. Отсюда главные функции воспитательной деятельности, направленные на гуманизацию пространства детства – помощь ребенку и его поддержка. Основой гуманистической педагогики является отношение к ребенку как к человеку, которому свойственны как хорошие, так и плохие черты, принимая его таким, какой он есть. Отсюда задача педагога – строить свою деятельность, развивая в ребенке его лучшие черты и ослабляя, ограничивая его отрицательные. Гуманистическая позиция в образовании заключается в том, что педагог не работает в отдельности “ни для детей”, “ни для родителей”, “ни для общества”, “ни для государства”. Он видит себя “в каждой этой отдельности”, и потому пытается создать общность, понимая, однако, что общность создается на основе добровольности всех людей, на основе позитивной толерантной позиции всех участников образовательного процесса.

Подготовительная работа: Цикл семинаров (не менее 4), тренингов, ролевых игр (в рамках семинаров), проведение акций для всех участников игры по проблеме гуманизации пространства детства, формирования толерантного сознания, развития коммуникативных навыков.

ПДС
для участников организационно-обучающей игры (педагогов, представителей социокультурного пространства)

Тема: “Теоретические основы процесса гуманизации пространства детства”

Цели:

  1. Повышение психолого-педагогической культуры по проблеме гуманизации пространства детства.
  2. Формирование целостного представления о воспитательной деятельности участников образовательного процесса как о факторе гуманизации пространства детства.
  3. Формирование толерантного сообщества.

1-е ЗАСЕДАНИЕ

1. Теоретические основы процесса гуманизации пространства детства.

1.1. Понятие “детство” в психологии и педагогике.

1.2. Пространство детства: педагогические смыслы.

1.3. Основные педагогические принципы гуманизации пространства детства.

2. Ролевая игра “Я создаю гуманистическое пространство моего ребенка”.

2-е ЗАСЕДАНИЕ

1. Воспитательная деятельность как объект междисциплинарного исследования”.

1.1. Психологические основы воспитательной деятельности.

1.2. Воспитательная деятельность как педагогическая категория.

2.Общее и особенное в воспитательной деятельности в современных условиях.

2.1.Интеграция детей разных социальных групп как ведущий принцип воспитательной деятельности.

2.2. Специфика воспитательной деятельности, ориентированной на интеграцию детей в единое сообщество.

3. Ролевая игра “Создание единого сообщества детей в условиях образовательного учреждения”.

3-е ЗАСЕДАНИЕ

1.Толерантность: объединяем усилия.

1.1. Психология толерантности. О смыслах понятия “толерантность”.

1.2.Толерантность или терпимость? К содержанию понятия.

1.3. Развитие толерантности и правовой культуры – точка пересечения интересов общества и школы.

1.3. Основные принципы толерантности. Декларация принципов толерантности.

2. Ролевая игра “Толерантность: образ жизни”.

4-е ЗАСЕДАНИЕ

1. Толерантность к себе и другим: естественные потребности и права человека.

1.2.Человек среди людей. Принимать другого.

1.3. Толерантность – путь к согласию.

2. Ролевая игра “Мы – толерантное сообщество”.

5-е ЗАСЕДАНИЕ

Круглый стол “Я – толерантен”.

Тренинговая программа для учащихся, участников организационно-обучающей игры

Тема: Толерантность: образ жизни

Цели:

  1. Формирование навыков толерантного поведения.
  2. Развитие толерантной “Я – концепции” личности ребенка.
№ п/п

Содержание

Кол-во часов
1 Тренинг знакомств. 15
2 Тренинг общения. 15
3 Тренинг ассертивного поведения. 30
4 Тренинг развития коммуникативных навыков. 30
5 Тренинг “Услышим друг друга”. 30

Положение об акции “Толерантность: образ жизни”

  1. Общие положения.
    1. Акция, проводимая специалистами РЦПМСС “Сайзырал” (далее Центр), является одной из активных форм проведения профилактической работы.
    2. Данное положение является нормативным актом, который утверждается директором Центра.
  2. Цели и задачи акции.
    1. Предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних.
    2. Формирование толерантного поведения.
    3. формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.
    4. Развитие навыков социальной активности участников акции.
  3. Участники акции.
    1. Участниками могут быть все участники образовательного процесса: учащиеся, их родители, педагоги.
    2. Возраст участников акции не ограничен.
  4. Время и место проведения акции.
    1. Время проведения акции оговаривается и согласуется дополнительно с администрацией образовательного учреждения (летнего оздоровительного лагеря).
    2. Местом проведения акции может быть как спортплощадка, так и спортивные или актовые залы образовательного учреждения (летнего оздоровительного лагеря).
    3. Продолжительность акции – от 3 до 5 часов.
  5. Состав и организационная структура.
    1. Для проведения акции создается рабочая группа из специалистов Центра: педагоги-психологи, социальные педагоги, методисты, врачи.
    2. Рабочая группа утверждается приказом директора Центра.
    3. Рабочую группу возглавляет заместитель директора Центра по профилактической работе.
  6. Организация работы рабочей группы.
    1. Рабочая группа строит свою работу на принципах демократии, гласности, плюрализма мнений, уважения и учета интересов участников акции.
    2. Рабочая группа подотчетна директору Центра.
  7. Содержание деятельности рабочей группы.
    1. Рабочая группа разрабатывает график выездов в образовательные учреждения, летние оздоровительные лагеря Республики, который согласуется с отделами образования Республики до 15 мая текущего года, определяет тематику акций, разрабатывает программу (сценарий) проведения акции.
    2. В рамках акции проводятся: конкурс среди педагогов ОУ РТ на лучший проект программы по формированию толерантного сознания в условиях летнего оздоровительного лагеря для детей за 2 месяца до проведения акции; конкурс рисунков, плакатов, сочинений детей и подростков по тематике акции – в течение сезонного отдыха детей в лагере.
    3. Организуют проведение акции.
    4. Принимают заявки на проведение акций.
    5. Осуществляют контроль за подготовкой и проведением акции.
    6. Осуществляют мониторинг и подводят итоги акции.

Акция “Толерантность как основа существования современного мира”

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием толерантности и раскрыть основные пути внедрения этого явления в современную жизнь;
  • способствовать формированию у учащихся умения выстраивать логически взаимосвязанную цепь суждений и выводов;
  • способствовать формированию у учащихся научного подхода к изучению социальных явлений.

Оборудование:

  1. Декларация принципов толерантности;

  2. Набор плакатов на тему “Толерантность”.

Ход акции

1 этап. Активизация деятельности участников акции

Ведущий: Мы начнем нашу акцию с отрывка из статьи А. Цыганок “Я надеюсь”.

“Для человеческого общества естественно разнообразие – вместе живут взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, умные и не очень. Такое разнообразие приводит к взаимопониманию, умению общаться, доброжелательности, развитию городском дворе.

Разделение людей на “правильных” и “не таких” проведено искусственно людьми же, которые придумали все это “ради высших целей”, осуществлению которых мешают больные, некрасивые, плохо осваивающие науки. И общество приняло такое разделение, впустило его в свое сознание, смирилось с ним. Но оказалось, что социум в целом не стал лучше: богаче, образованнее, добрее. Привычными стали агрессия, равнодушие, неприязнь.

И теперь мы все говорим об интеграции – строим модели, ищем пути, способы осуществления. И каждая страна, каждый народ выбирает свою дорогу в этом направлении, ошибается, набивает шишки, но все же упорно стремится создать единое общество”.

Вопрос: А как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы в нашем обществе не возникало конфликтов между взрослыми и детьми, людьми разного достатка, образования, мировоззрения?

Ответы участников акции.

Ведущий: Дает понятие толерантности.

16 ноября 1995 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, в первой статье которой дается понятие сущности толерантности.

Вопрос: Кратко сформулируйте, как вы поняли определение толерантности.

Ответы участников акции.

Ведущий (дает резюме):

Толерантность

  • это уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира и форм самовыражения каждой личности (п. 1.1.);
  • это активное отношение, формируемое на основе признания прав и свобод человека п.1.2.);
  • это отказ от догматизма, утверждающий нормы, установленные в международных правовых актах (п. 1.3.);
  • это свобода каждого придерживаться своих убеждений и признание такого же права за другими (п. 1.4.).

2 этап. Условия формирования толерантных отношений

Ведущий: Рассмотрим условия формирования толерантных отношений, которое может происходить через создание справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдение правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм, создание возможностей для экономического и социального развития личности без какой-либо дискриминации.

3 этап. Применение принципов толерантности в действии

Ведущий: Сейчас проведем конкурс на знание декларации принципов толерантности. Разделитесь на 4 команды. Каждая команда получает листок, на котором написаны стихи. Определить, с какой статьей его можно соотнести.

Толерантностьне просто слово, а уважение культур различных национальностей.

  1. Пониманье того, что ново, мнений разных, подчас непривычных.
  2. Толерантность – не просто уступка, не потворство и снисхожденье,
    Толерантность – в активных поступках, зов сердец и души веленье.
    Толерантность дает нам право за свои убежденья стоять,
    Но советуем все же сначала за другим это право признать.
  3. Чтобы люди терпимей стали, чтоб исчезли вражда и страх,
    Жизнь их лучше сделай сначала, утверди их в своих правах.
  4. Чтоб забыли, что значит голод, нищета и недоеданье,
    Дай работу для тех, кто молод, старым – отдых, а детям – знанье.
  5. Мир сегодня ужасно сложен, многолик и многообразен.
    И бывает страшно, – а сможем сделать, чтобы он был прекрасен?
  6. Снова взрыв планету кромсает, дым пожарищ … Это война!
    Где-то там, но, мой друг, ты знаешь, что придет и к тебе она?
  7. Хватит ссориться из-за богатства, цвета кожи, религий разных.
    Ведь Земля – это наше братство будь ты черный, белый иль красный.
    Толерантность – глубокое знанье прав своих и других людей.
    Быть терпимей – не наказанье, а награда Планете всей!

Ответы участников акции.

Подведение итогов акции.

Ведущий: Дорогие ребята! Мы с вами познакомились с принципами толерантности. Надеемся, что эти принципы помогли вам узнать все о волшебном слове “толерантность” и об удивительном документе – Декларации принципов толерантности.

Совместное итоговое занятие

Тема: “Толерантное сообщество”.

Цели:

  • формирование позитивного отношения к себе и другим.
  • приобретение навыков толерантного взаимодействия друг с другом.

Участники: педагоги, учащиеся, их родители, представители социокультурного пространства.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

  1. Толерантность к другим: уважение индивидуальных различий между людьми.
  2. Толерантность к другим: уважение национальных, расовых и культурных различий между людьми.
  3. Толерантность: объединяем усилия.

Игровой цикл “Программа гуманизации пространства детства в условиях ОУ”

Игровые цели:

  1. Создание проекта программы гуманизации пространства детства в условиях ОУ (далее ГПД).
  2. Построение программы реализации созданного в игре проекта ГПД.
  3. Организация консолидированной команды единомышленников, в т.ч. представителей местной интеллигенции и руководителей, заинтересованных в создании ГПД.
  4. Повышение общего культурного уровня населения. Развитие духовных потребностей людей. Создание педагогического сообщества педагогов – непрофессионалов.

Участники игры: педагоги, учащиеся старших классов (9-11), их родители, представители социокультурного пространства.

Для игры могут быть сформированы 2 (или более) игровые группы:

Группа

Задачи группы

Город (село, район) Создание гуманистического пространства детства в условиях ОУ.
Управление Координация и соорганизация усилий теоретиков, практиков и представителей властных структур.

В каждой игровой группе работают два организатора: методолог и соорганизатор (или организатор групповой рефлексии).

Структура управления игрой

Название службы

Функции

Состав службы

Организационная служба Выполняет функции организации и управления игровыми процессами, реализации игровой программы, организация контингента участников в единый творческий коллектив. Организаторы ведут групповую работу, вместе с участниками отстаивают позицию группы на общем обсуждении; соорганизаторы проводят занятия групповой рефлексии. Возглавляет директор ОУ или заместитель директора по воспитательной работе, в состав входят организаторы (классные руководители) и соорганизаторы (члены родительского комитета, представители ученических органов самоуправления школы), работающие в игровых группах.
Служба методологического обеспечения Отвечает за анализ содержания, возникшего в ходе общего обсуждения, за процесс демонстрации перед участниками культурных способов мыслительной и организационной деятельности. Заместитель директора по ВР или руководитель МО классных руководителей, соорганизаторы, работающие в группах.
Служба обеспечения профессиональной информацией Отвечает за обеспечение профессиональной информацией всех участников игровой деятельности. Объединяет людей, несущих в игру свои профессиональные знания и опыт (методист, организатор, психолог и др.).
Служба исследования Выполняют функцию рефлексии системы организации и управления. Состоит из исследователей, каждый из которых имеет свою проблему для изучения
Служба рекреации Поддержание оптимального социально-психологического климата в игровых группах и игре в целом, осуществление психокоррекции и психотерапии отдельных участников, проведение клубных мероприятий и содержательных развлечений. Психолог, организаторы групп.
Служба технического обеспечения Ответственна за выполнение организационно-технических функций; проведение магнитофонных и стенографических записей игры, распечатку и распространение игровой программы, маркировку игровых ситуаций. Секретарь-машинистка, стенографист,

ответственный за ксерокопирование и видеоаппаратуру.

Система управления организационно-обучающей игры

Игра обычно имеет продолжительность от 3 до 10-12 дней. Если длительность игры составляет менее 3 дней, то не возникают игровые процессы, для развития которых, кроме прочих условий, необходимо еще и время. Каждый игровой день имеет единую организационную структуру, которая многократно воспроизводится в течение всей игры. Такое движение игры способствует возникновению спиралевидного движения участников по пути интеллектуального и личностного развития.

Схема организационной структуры игрового дня

i

ПРОГРАММА ИГРЫ

Первый игровой день. Анализ ситуации. Эскиз проекта программы.

Организационная структура игрового дня:

  1. Открытие игры и вводный доклад главного организатора.
  2. Участники игры распределяются по игровым группам (распределение участников может происходить либо в соответствии с их желанием, либо по решению главного организатора, либо по профессиональной деятельности).
  3. Целевая установка и дача заданий группам (задания могут быть одинаковыми по цели, но различными по задачам).
  4. Работа групп (выполнение игрового задания, составление доклада и оформление необходимых схем).
  5. Коллективное обсуждение (каждая группа поочередно выступает с докладом, а остальные участники проводят анализ содержания докладов, их критику и оценку).
  6. Создание общего эскиза проекта программы с учетом выработанных общих требований.

Задания группам:

  1. 1Провести анализ существующей социокультурной ситуации, выделяя ее разные аспекты, в свете принципов гуманизации пространства детства.
    Выделение проблем, которые имеются в городе (селе), школе (описать 10-12 позиций в образовании и воспитании детей и молодежи по формированию толерантной “Я – концепции” личности) – “что есть”, сформулировать требования “как должно быть” (в рамках формирования черт толерантной личности), выявить имеющиеся проблемы по данным позициям, произвести ранжирование проблем по приоритету.
  2. Рабочим группам разработать эскизный проект программы (проектирование системы гуманизации пространства детства в условиях ОУ). Разработка требований к созданию системы гуманистического воспитательного пространства ОУ. Формулирование основной идеи проекта программы.
  3. Разработка проекта программы гуманизации пространства детства в условиях ОУ, системы гуманизации воспитательного пространства ОУ.

Второй игровой день. Взаимодействие игровых групп.

Организационная структура игрового дня:

  1. Общее обсуждение эскизных проектов программ игровых групп: анализ требований, которые каждая группа должна определить по отношению к проекту программы других групп.
  2. Выстраивание единой системы гуманизации пространства детства в условиях ОУ на основании разработанных требований к созданию гуманистического воспитательного пространства ОУ.
  3. Разработка общего проекта программы, коррекция эскизного проекта программы (организуются совместные заседания групп с целью более эффективной “стыковки” взаимных требований).

Третий игровой день. Доводка общего проекта программы. Формирование системы эффективного управления.

Организационная структура игрового дня:

  1. Доводка общего проекта программы.
  2. Разработка основных подпроектов программы в группах как составных частей общего проекта программ.
  3. Соединение групповых подпроектов в общий проект программы.
  4. Разработка программы действий по созданию системы гуманизации пространства детства в условиях ОУ.
  5. Формирование системы эффективного управления. 

Ожидаемый результат:

  1. Создание системы гуманистического пространства детства, системы гуманистического воспитательного пространства ОУ.
  2. Организация консолидированного коллектива единомышленников, состоящего из представителей интеллигенции, местной власти и жителей города (села), заинтересованных в функционировании гуманистической воспитательной системы.

Список литературы:

  1. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. М.: изд. Дом “Новый учебник”, 2003.
  2. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. М., “Народное образование”, 1996.
  3. Структура разработки проекта по профилактике злоупотребления ПАВ детьми и молодежью / Коллектив авторов. Институт педагогических инноваций РАО. М., 2001.
  4. Толерантность: учимся жить вместе. Из опыта работы РЦРТиПК региона “Урал”. Нижний Тагил, 2003.
  5. Толерантность: объединяем усилия. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т.2. / Под общ. ред. Л.И. Семиной. М.: изд. “Бонфи”, 2002.
  6. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей. М., ПОР, 2001.