Современная интерпретация содержания словарной работы в начальной школе: от экстенсивного к интенсивному обучению

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении русскому языку ставится коммуникативно-речевая направленность процесса познания, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности.

Основными принципами, решающими современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становятся:

1. Принцип деятельности, включающий ребенка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе, тесно связанный с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идет о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса, заключающийся в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип вариативности, предполагающий развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения поставленной задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.

6. Принцип творчества (креативности), предполагающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Таким образом, для современного этапа развития школьного образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, коммуникации, а также способности мыслить творчески. В практике обучения русскому языку в настоящее время привлекает огромный развивающий и образовательный потенциал словарной работы как один из этапов урока. Одной из узловых проблем методики преподавания русского языка в школе первой ступени является содержание и методика работы над непроверяемыми написаниями.

Анализ приемов словарной работы в начальной школе привел к выводу, что все ее многообразие в большинстве случаев сводится к отработке правописания конкретной языковой единицы, учителя делают акцент на орфографию, пренебрегая лексической стороной. Педагоги избегают употребления сложных лексических терминов и понятий, делая главной целью словарной работы на уроках русского языка - умение правильно писать и не делать ошибок в предложениях. Несмотря на бесспорную необходимость формирования орфографической грамотности учащихся, нельзя всю словарную работу превращать в словарно-орфографическую. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития их речи. А наиважнейший элемент развития речи - обогащение словарно-лексического запаса.

Анализ перечисленных выше проблем говорит о том, что в современной начальной школе отсутствует система в организации словарной работы на уроках русского языка.

Исходя из изложенных положений, были разработаны учебно-методические пособия под названием «Занимательный словарик русского языка для начальной школы» – (Приложение 1).

Языковой материал по каждой лексической единице, внесенной в «Словарик», включает в себя несколько разделов:

1. Ребус: при разгадывании ребусов дети самостоятельно или с помощью учителя проводят звуковой анализ, а затем и синтез слова, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми написаниями.

2. Толкование лексемы и иллюстрация, помогающая лучше понять лексическое значение слова.

3. Этимологическая справка, содержащая информацию о происхождении слова, его первоначальном значении.

4. Однокоренные слова, позволяющие провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.

5. Синонимические, антонимические и фразеологические отношения: работа с синонимами, антонимами и фразеологизмами предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи.

6. Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты, позволяющие вести наблюдение над функционированием слов в речи.

Творческая деятельность учащихся в работе со «Словариком» состоит в следующем:

  • исследовательская деятельность - анализ значения слова и особенно оттенков значения слова;
  • различные виды моделирования лексических отношений и структур; исследование слова в тексте: его связей с другими словами, возникающих в тексте новых оттенков значения слова и переносных, иносказательных, обусловленных текстом значений;
  • выбор слова в процессе конструирования (составления) предложений и текста; критический анализ выбранных слов, поиск лучшего слова, замена неудачно выбранных слов;
  • творческие работы: рассказы и сочинения учащихся, их описания, зарисовки, шутки, юморески, загадки и пр.;
  • составление собственных словариков.

В процессе работы со «Словариком» у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатывается быстрота выбора слова, точность выбора. Систематическое использование «Словарика» на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребенка, но и постепенно формирует понятие о языке как функционирующей системе.

Практическая значимость состоит в том, что «Словария» поможет любому педагогу с минимальными затратами времени на подготовку интересно и с пользой организовать повседневную словарную работу, создаст основу для последующей языковой практики учащихся, поможет разнообразить работу на уроке, обеспечит богатство переживаний школьника, связанных с познанием самого слова, употреблением его в речи в разных значениях, что, в свою очередь, повысит внимание к слову. А первоначальное ознакомление младших школьников с элементами лексикологии (синонимия, антонимия, фразеология) поможет учителю среднего звена проводить углубленную и систематическую работу над словом, как лексической единицей, обеспечит систему преемственности двух ступеней обучения.

Такой подход к работе над словарными словами повышает интерес к родному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию учения, снимает тормозящие факторы, о чем свидетельствуют следующие показатели:

1) русский язык возглавил первую тройку любимых предметов, набрав 56%;

2) речевой потенциал учащихся возрос на 50%;

3) усложнилась фразовая организация высказываний:

  • увеличилась длина предложений (5-7 слов),
  • доминирует употребление фраз третьей и четвертой степени глубины;

4) повысился показатель лексического разнообразия: вариативность составляет 0,775;

5) средний показатель орфографической грамотности:

  • во втором классе - 83%,
  • в третьем классе - 92%