Использование личностно-деятельностных технологий в условиях преподавания учебной дисциплины "Коррекционная и специальная педагогика"

Разделы: Общепедагогические технологии


На современном этапе обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Достижение этих важных социально-образовательных и культурно-нравственных задач общества возможно при модернизации содержания и технологий образования путем построения и реализации системы опережающего образования, являющейся необходимым условием развития человека и общества.

В рамках этого процесса происходит пересмотр содержания среднего профессионального педагогического образования, в государственный стандарт СПО включаются новые дисциплины, в их числе – коррекционная и специальная педагогика.

Учебная дисциплина “Коррекционная и специальная педагогика” впервые введена в систему среднего педагогического образования. Её включение в программу отражает потребность педагогической практики в специалистах, способных в своей работе ориентироваться не только на закономерности нормативного детского развития, но и профессионально работать с проблемами, которые неизбежно осложняют это развитие при поступлении ребенка в школу, в процессе освоения им социальной роли ученика, овладения учебной деятельностью. Введение дисциплины обусловлено также широким внедрением в жизнь школы нового типа дифференцированного учебного процесса для детей с низким уровнем школьной зрелости, физически и психически ослабленных – классов компенсирующего обучения.

Учебная дисциплина “Коррекционная и специальная педагогика” предусматривает усвоение студентами знаний о феномене “школьной дезадаптации” как педагогическом явлении, о предпосылках, факторах, механизмах развития адаптационных нарушений, о формах коррекционно-развивающего образовательного процесса в современной школьной практике, о принципах и направлениях междисциплинарного взаимодействия субъектов образовательного процесса в коррекционной работе с ситуациями риска в школьном процессе.

Курс “Коррекционная и специальная педагогика” опирается на такие дисциплины, как “Психология”, “Педагогика”, “Основы педагогического мастерства”, “Педагогическая психология”. Его преподавание происходит параллельно с изучением студентами предметно-методических аспектов коррекционно-развивающего образования, в которых методики обучения учебным курсам по реализуемым специальностям Математика, Русский язык и литература, Иностранный язык, Физическая культура раскрыты с позиций обогащения их коррекционно-развивающими технологиями.

С этих позиций использование личностно-деятельностных технологий, в процессе преподавания учебной дисциплины “Коррекционная и специальная педагогика” позволяет решить многие задачи, направленные на профессиональное становление будущих педагогов.

Остановимся на отдельных моментах, характеризующих личностно-деятельностные технологии обучения, среди которых – технология развития критического мышления, технологии интерактивного обучения, технология позиционного обучения, взаимообучения.

Дидактические особенности технологии:

  • обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
  • появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;
  • создаются условия для вариативности и дифференциации;
  • используется положительное стимулирование обучающихся;
  • формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

Важнейшая особенность обучения в рамках вышеозначенных технологий: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.

Групповая форма обучения, по мнению специалистов, позволяет одновременно решать три основные задачи:

  • конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
  • коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
  • социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

  • решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
  • оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Необходимость использования личностно деятельностных технологий обусловлена тем, что на изучение дисциплины отводится всего 64 часа, т.е. при значительном объеме необходимых для усвоения знаний – учебного времени недостаточно.

Одним из путей решения данной проблемы видится использование технологичного подхода, что существенно экономит учебное время и способствует высокому уровню усвоения знаний, полученных в ходе занятий. В этом случае каждый студент выступает прямым и активным участником поиска решений учебных задач, а взаимодействие преподавателя и студента происходит в виде педагогического общения в диалоговом режиме.

Кроме того, важнейшей частью этого процесса является групповая самостоятельная работа студентов, которая служит основой образования. “Ведь только те знания, – указывает в своей статье П.И.Пидкасистый, – к которым человек пришел самостоятельно, через собственные опыт, мысли и действия, становятся действительно прочным его достоянием.”

Проиллюстрируем вышесказанное на конкретном примере. В разделе специальная педагогика изучение темы “Специальное образование лиц при аутизме и аутистических чертах личности” проходит по технологии взаимообучения. До начала занятия студенты поделены на 4 группы. Всё учебное занятие построено в соответствии с тремя фазами:

1. ВЫЗОВ

2. ОСМЫСЛЕНИЕ

3. РЕФЛЕКСИЯ

На этапе ВЫЗОВА учитель использует прием “Верите ли вы в то, что…”. Студентам предлагается в группах обсудить и ответить на следующие вопросы:

  • Аутизм – это особое состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении?
  • Существуют определенные характеристики этой аномалии психического развития?
  • Синдром РДА – это вариант искаженного развития?
  • Имеются определенные причины возникновения РДА?
  • Возможно проследить основные клинические проявления синдрома РДА?
  • Существует возможность социализации лиц с аутизмом?
  • Определены конкретные подходы к коррекции РДА?

Обсуждение вопросов идет в группах, затем группы последовательно отвечают на вопросы для всей аудитории. Этот приём позволяет актуализировать знания студентов.

Фаза ОСМЫСЛЕНИЕ предполагает использование приема “Зигзаг”.

  • Шаг 1. Первоначальные группы делятся на подгруппы с помощью карточек с номерами.
  • Шаг 2. Студенты образуют новые экспертные группы в соответствии с полученным номером. В экспертной группе изучается один и тот же материал (информационные листы):
    • 1 группа – “ Понятие о синдроме РДА и аутистических чертах личности”;
    • 2 группа – “ Причины аутизма”;
    • 3 группа – “ Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с РДА”;
    • 4 группа – “ Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме”.
  • Шаг 3. Подразумевает возврат в первоначальные группы для взаимообучения и проверки. Обучающиеся возвращаются в первоначальные группы. Там они поочередно знакомят друг друга с изученным материалом. Задача команды: чтобы каждый овладел всей темой целиком.
  • Шаг 4. Каждая группа осуществляет презентацию одного из 4-х вопросов изученной темы, но что важно, презентация выполняется теми студентами, которые не изучали данный материал в экспертной группе.

Оценочная деятельность осуществляется самими студентами по заранее представленным критериям.

Фаза РЕФЛЕКСИЯ предполагает использование приема “ Сравнительная таблица” или любое другое практическое задание. Т.к. у студентов преимущественно отсутствует опыт общения с аутичными людьми, то еще до занятия им было предложено посмотреть художественный фильм “Человек дождя”. Внимательный просмотр фильма помог им ответить на проверочные вопросы следующего содержания:

  • Назовите, в каких конкретно действиях главного героя фильма “Человек дождя” проявлялся такой признак РДА как феномен тождества?
  • Какие неофобии наблюдались у аутичного героя фильма “Человек дождя”?
  • Какие страхи испытывал Раймонд – главный герой фильма “Человек дождя”?
  • Проявление каких феноменальных способностей аутичного героя фильма вы наблюдали?

Рефлексия является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности каждого студента.

В рамках личностно деятельностных технологий проходит изучение тем:

  • “Дети с ЗПР в общеобразовательной школе” (технология “Работа с информационным текстом”);
  • “Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей” (технология “Позиционное обучение”).

В процессе учебных занятий в рамках личностно деятельностных технологий происходит управление самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, развитие практических навыков, интеллектуальных умений, обобщение и систематизация знаний, формирование у них опыта творчества, что обеспечивает в целом их успешное профессиональное развитие.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Литература

1. Лопанова Е.В. Управление личностно ориентированным обучением: Учебно-методическое пособие.– Омск: 2003
2. Пидкасистый П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах // Педагогика. 2005. № 3 (47–48)
3. Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука. 2005. № 3 (65–69)
4. Способы представления знаний в курсе педагогики для будущих учителей: Материалы “круглого стола” // Педагогика. 2004. № 8 (3–17)