На современном этапе обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Достижение этих важных социально-образовательных и культурно-нравственных задач общества возможно при модернизации содержания и технологий образования путем построения и реализации системы опережающего образования, являющейся необходимым условием развития человека и общества.
В рамках этого процесса происходит пересмотр содержания среднего профессионального педагогического образования, в государственный стандарт СПО включаются новые дисциплины, в их числе – коррекционная и специальная педагогика.
Учебная дисциплина “Коррекционная и специальная педагогика” впервые введена в систему среднего педагогического образования. Её включение в программу отражает потребность педагогической практики в специалистах, способных в своей работе ориентироваться не только на закономерности нормативного детского развития, но и профессионально работать с проблемами, которые неизбежно осложняют это развитие при поступлении ребенка в школу, в процессе освоения им социальной роли ученика, овладения учебной деятельностью. Введение дисциплины обусловлено также широким внедрением в жизнь школы нового типа дифференцированного учебного процесса для детей с низким уровнем школьной зрелости, физически и психически ослабленных – классов компенсирующего обучения.
Учебная дисциплина “Коррекционная и специальная педагогика” предусматривает усвоение студентами знаний о феномене “школьной дезадаптации” как педагогическом явлении, о предпосылках, факторах, механизмах развития адаптационных нарушений, о формах коррекционно-развивающего образовательного процесса в современной школьной практике, о принципах и направлениях междисциплинарного взаимодействия субъектов образовательного процесса в коррекционной работе с ситуациями риска в школьном процессе.
Курс “Коррекционная и специальная педагогика” опирается на такие дисциплины, как “Психология”, “Педагогика”, “Основы педагогического мастерства”, “Педагогическая психология”. Его преподавание происходит параллельно с изучением студентами предметно-методических аспектов коррекционно-развивающего образования, в которых методики обучения учебным курсам по реализуемым специальностям Математика, Русский язык и литература, Иностранный язык, Физическая культура раскрыты с позиций обогащения их коррекционно-развивающими технологиями.
С этих позиций использование личностно-деятельностных технологий, в процессе преподавания учебной дисциплины “Коррекционная и специальная педагогика” позволяет решить многие задачи, направленные на профессиональное становление будущих педагогов.
Остановимся на отдельных моментах, характеризующих личностно-деятельностные технологии обучения, среди которых – технология развития критического мышления, технологии интерактивного обучения, технология позиционного обучения, взаимообучения.
Дидактические особенности технологии:
- обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
- появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;
- создаются условия для вариативности и дифференциации;
- используется положительное стимулирование обучающихся;
- формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.
Важнейшая особенность обучения в рамках вышеозначенных технологий: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.
Групповая форма обучения, по мнению специалистов, позволяет одновременно решать три основные задачи:
- конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
- коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
- социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
- решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Необходимость использования личностно деятельностных технологий обусловлена тем, что на изучение дисциплины отводится всего 64 часа, т.е. при значительном объеме необходимых для усвоения знаний – учебного времени недостаточно.
Одним из путей решения данной проблемы видится использование технологичного подхода, что существенно экономит учебное время и способствует высокому уровню усвоения знаний, полученных в ходе занятий. В этом случае каждый студент выступает прямым и активным участником поиска решений учебных задач, а взаимодействие преподавателя и студента происходит в виде педагогического общения в диалоговом режиме.
Кроме того, важнейшей частью этого процесса является групповая самостоятельная работа студентов, которая служит основой образования. “Ведь только те знания, – указывает в своей статье П.И.Пидкасистый, – к которым человек пришел самостоятельно, через собственные опыт, мысли и действия, становятся действительно прочным его достоянием.”
Проиллюстрируем вышесказанное на конкретном примере. В разделе специальная педагогика изучение темы “Специальное образование лиц при аутизме и аутистических чертах личности” проходит по технологии взаимообучения. До начала занятия студенты поделены на 4 группы. Всё учебное занятие построено в соответствии с тремя фазами:
1. ВЫЗОВ
2. ОСМЫСЛЕНИЕ
3. РЕФЛЕКСИЯ
На этапе ВЫЗОВА учитель использует прием “Верите ли вы в то, что…”. Студентам предлагается в группах обсудить и ответить на следующие вопросы:
- Аутизм – это особое состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении?
- Существуют определенные характеристики этой аномалии психического развития?
- Синдром РДА – это вариант искаженного развития?
- Имеются определенные причины возникновения РДА?
- Возможно проследить основные клинические проявления синдрома РДА?
- Существует возможность социализации лиц с аутизмом?
- Определены конкретные подходы к коррекции РДА?
Обсуждение вопросов идет в группах, затем группы последовательно отвечают на вопросы для всей аудитории. Этот приём позволяет актуализировать знания студентов.
Фаза ОСМЫСЛЕНИЕ предполагает использование приема “Зигзаг”.
- Шаг 1. Первоначальные группы делятся на подгруппы с помощью карточек с номерами.
- Шаг 2. Студенты образуют новые экспертные группы
в соответствии с полученным номером. В
экспертной группе изучается один и тот же
материал (информационные листы):
- 1 группа – “ Понятие о синдроме РДА и аутистических чертах личности”;
- 2 группа – “ Причины аутизма”;
- 3 группа – “ Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с РДА”;
- 4 группа – “ Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме”.
- Шаг 3. Подразумевает возврат в первоначальные группы для взаимообучения и проверки. Обучающиеся возвращаются в первоначальные группы. Там они поочередно знакомят друг друга с изученным материалом. Задача команды: чтобы каждый овладел всей темой целиком.
- Шаг 4. Каждая группа осуществляет презентацию одного из 4-х вопросов изученной темы, но что важно, презентация выполняется теми студентами, которые не изучали данный материал в экспертной группе.
Оценочная деятельность осуществляется самими студентами по заранее представленным критериям.
Фаза РЕФЛЕКСИЯ предполагает использование приема “ Сравнительная таблица” или любое другое практическое задание. Т.к. у студентов преимущественно отсутствует опыт общения с аутичными людьми, то еще до занятия им было предложено посмотреть художественный фильм “Человек дождя”. Внимательный просмотр фильма помог им ответить на проверочные вопросы следующего содержания:
- Назовите, в каких конкретно действиях главного героя фильма “Человек дождя” проявлялся такой признак РДА как феномен тождества?
- Какие неофобии наблюдались у аутичного героя фильма “Человек дождя”?
- Какие страхи испытывал Раймонд – главный герой фильма “Человек дождя”?
- Проявление каких феноменальных способностей аутичного героя фильма вы наблюдали?
Рефлексия является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности каждого студента.
В рамках личностно деятельностных технологий проходит изучение тем:
- “Дети с ЗПР в общеобразовательной школе” (технология “Работа с информационным текстом”);
- “Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей” (технология “Позиционное обучение”).
В процессе учебных занятий в рамках личностно деятельностных технологий происходит управление самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, развитие практических навыков, интеллектуальных умений, обобщение и систематизация знаний, формирование у них опыта творчества, что обеспечивает в целом их успешное профессиональное развитие.
Литература
1. Лопанова Е.В. Управление личностно
ориентированным обучением: Учебно-методическое
пособие.– Омск: 2003
2. Пидкасистый П.И. Требования, предъявляемые
к обучающимся в вузах // Педагогика. 2005. № 3 (47–48)
3. Сластенин В.А. Качество образования как
социально-педагогический феномен //
Педагогическое образование и наука. 2005. № 3 (65–69)
4. Способы представления знаний в курсе
педагогики для будущих учителей: Материалы
“круглого стола” // Педагогика. 2004. № 8 (3–17)