Эстетограмма учителя начальных классов

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Под эстетическим образованием учителя мы понимаем процесс усвоения определенных научно-теоретических знаний в области эстетики и смежных ей наук, а также умений и навыков в практике эстетического воспитания школьников.

Эстетически подготовленный учитель – это учитель, понимающий сущность эстетического воспитания, его значение в гармоническом развитии личности, обладающий разносторонними знаниями в различных областях искусства, владеющий формами и методами эстетического воспитания детей, принимающий активное участие в творческой эстетической деятельности.

Эстетическая культура учителя включает в себя:

  1. эстетическую образованность (систему эстетических знаний);
  2. воспитанность (в области эмоционально-чувственной структуры личности, ее стереотипов в сфере поведения, общения внешнего облика, речи);
  3. развитость (уровень развития эстетических потребностей, чувств, вкусов, идеалов);
  4. подготовленность (методические умения и навыки).

Отличительной чертой эстетограммы учителя является умение передавать свой эстетический “багаж” воспитанникам.

Выделяются следующие типы индивидуальной эстетической культуры:

  1. созерцательный (с преобладанием потребления);
  2. созидательный (с преобладанием отдачи);
  3. воспитательный, характеризующийся универсальным, в том числе и педагогическим проявлением ее эстетической активности.

Педагог не только созидатель эстетических ценностей, но и активный их пропагандист, воспитатель эстетического сознания других людей. Он связан с прямой передачей своего обобщенного эстетического опыта другим людям.

Изучая постановку эстетического воспитания в начальных классах, большинство исследователей отмечают недостаточный уровень эстетической развитости и воспитанности младших школьников. Одна из причин этого явления кроется в малоэффективной работе педагогов, в низком уровне их эстетической культуры.

Анализ школьной практики, анкетирование учителей начальной школы убедили нас в том, что состояние их эстетической подготовки не соответствует современным требованиям. Во-первых, нет системы в планировании эстетико-воспитательной работы с младшими школьниками, отсутствует разнообразие в формах эстетических дел, проводимых с учащимися и их родителями. Также недостаточно изучаются учителем эстетические потребности, вкусы, увлечения, интересы детей, условия их эстетического развития в семье. Многие учителя испытывают трудности в формулировке эстетических целей и задач уроков, внеклассных дел с учащимися. Педагогами используются далеко не все возможности эстетического самообразования и самовоспитания.

В научной литературе последних лет начинает активно разрабатываться эстетико-педагогическая профессиограмма учителя, то есть характеристика эстетических качеств, знаний, умений, навыков учителя. “Модели” эстетической культуры учителя представлены в научных работах М.А.Верба, Г.А.Петровой, В.А.Сластенина, Н.М.Конышевой и др.

Нами было исследовано содержание и специфика деятельности учителя начальных классов, направленная на решение задач эстетического воспитания школьников. Результатом этого исследования является разработанная нами эстетограмма, в которой обозначены общие требования к эстетической подготовке учителя начальной школы, перечислены основные знания, умения, навыки, способности, необходимые педагогу для организации эстетических дел с младшими школьниками.

Мы выделили три основных раздела эстетико-педагогической профессиограммы:

1. Общие требования.

Учитель начальных классов должен обладать широкой эрудицией и культурой, разносторонними эстетическими интересами, потребностями; вкусами; высокоразвитым эстетическим идеалом; музыкальным слухом, художественным воображением и представлением, организаторскими способностями, чувством юмора.

Быть образцом личной культуры в трудовой и общественной деятельности, на отдыхе и в быту.

Владеть навыками эстетического самообразования и самовоспитания, быть пропагандистом эстетических знаний среди населения.

Учителя должна отличать высокая культура речи и эстетика внешнего вида.

2. Учитель начальных классов должен знать:

- цели, задачи, принципы эстетического воспитания младших школьников;

- формы и методы эстетического образования и воспитания учащихся;

- эстетические потребности, вкусы, интересы детей;

- закономерности психологического развития ребенка;

- формы эстетического просвещения родителей, условия эстетического развития детей в семье;

- произведения деятелей культуры и искусства, посвященные детям (детских сказочников, художников-иллюстраторов детских книг, режиссеров-мультипликаторов, рубрики детского радиовещания и его ведущих, композиторов, поэтов, писателей, которые пишут для детей, постановщиков и сценаристов детских фильмов и киносказок и т.д.);

- учитель начальных классов должен знать, чем увлекаются его воспитанники, что коллекционируют;

- знать критерии эстетической образованности и воспитанности младших школьников.

3. Учитель начальных классов должен уметь:

- планировать эстетико-воспитательную работу с учащимися;

- определять эстетические цели и задачи урока и внеклассного мероприятия;

- отбирать учебный и внеучебный материал для эстетического воспитания детей с учетом их возраста и эстетической воспитанности;

- уметь организовать различные виды эстетической деятельности детей и уметь анализировать ее;

- уметь хорошо рисовать, лепить, конструировать, танцевать, петь, красиво писать, эстетически оформлять классную комнату;

- изучать и обобщать эстетический опыт своей работы и коллег;

- уметь использовать произведения искусства на уроках и во внеклассной работе.

Можно сделать вывод, что современному учителю должны быть присущи все основные качества эстетически развитого человека. Вместе с тем педагог должен уметь использовать свой эстетический арсенал в целях разностороннего формирования своих воспитанников. А это, безусловно, требует дополнительных специальных знаний, умений, способностей.

Следовательно, учителям и будущим педагогам необходимо больше внимания уделять эстетическому самообразованию. Возможности для этого огромны. Это: театр и телевидение, книги, кино, картинные галереи, музеи, широкая сеть библиотек, изостудии, литобъединения, ансамбли, хоры и оркестры, народные театры, клубы по интересам, участие в различных видах и формах художественного самодеятельного творчества и т.д.

В первую очередь, каждому человеку, а особенно педагогу, важно знать свою национальную культуру и формировать интерес к ее изучению у школьников. Поскольку Глазовский государственный пединститут готовит будущих учителей для работы в школах Удмуртской республики, преподаватели вуза знакомят студентов с культурой и искусством удмуртского народа. На факультете “Педагогика и методика начального образования” читается спецкурс “Актуальные проблемы эстетического воспитания младших школьников”, один из разделов этого курса посвящен изучению культуры и искусства Удмуртии. В данной статье представлено содержание беседы со студентами “Музыкальные коллективы Удмуртии”. По ходу беседы слушателям предлагаются видео сюжеты с записями музыкальных номеров в исполнении известных коллективов.

Музыкальные коллективы Удмуртии

Судьбой своею трудной и красивой,
Добром и силой славен край родной.
Летит вперед крылатая Удмуртия,
И песни, словно крылья за спиной!
Летит вперед сквозь бури и ненастья,
Сквозь все невзгоды и шторма – вперед!
И в самый трудный час, и в час большого счастья –
Всегда поет великий наш народ!

Издавна Удмуртия славилась своей музыкой, своими песнями, будь то народные или эстрадные. Всему миру известны имена прославленных удмуртских композиторов, среди них Г.А.Корепанов, Г.М.Корепанов-Камский, Г.Н.Матвеев и другие. Современная музыкальная культура Удмуртии включает в себя профессиональное и народное творчество, исполнительское искусство и богатую событиями музыкальную жизнь.

О некоторых наиболее популярных музыкальных коллективах и пойдет речь на нашей творческой встрече. Но сначала хочется поименно перечислить некоторые из них: “Шулдыр жыт”, “Айкай”, “Зангари”, “Италмас”, “Танок”, “Тюрагай”, “Арганчи” и другие.

Многие музыкальные ансамбли имеют красивые, благозвучные удмуртские названия, которые даны коллективам неспроста.

Словно гром отдаленный,
В столетьях живет
Незапамятный век,
Незапамятный год.
Средь черемух, что пышно
Цветут над Валой,
Или там, где смородиной
Пахнет Вожой,
Близ Чепцы иль Туймы –
Неизвестно для нас –
В незапамятный день,
В незапамятный час
Родилась Италмас… (М.Петров)

Так гласит удмуртская легенда об Италмас – девушке, которая имела очень трагическую судьбу.

Так же называют удмурты лазоревый цветок, или купальницу. На отлете весны устилает он наши луга ярко-желтым ковром. С ним связаны народные легенды, о нем поется в песнях.

“Италмас” – это имя прославленного коллектива Государственного ансамбля песни и танца Удмуртии, лауреата Государственной премии Удмуртии, неоднократного победителя Всероссийских конкурсов.

Ансамблю уже давно за пятьдесят – это целая жизнь, вобравшая в себя крутые перекаты и ровные течения, “звездные часы” и разочарования.

Основал этот коллектив В.А. Каторгин, дирижер московской хоровой школы. Танцевальная группа оформилась позже под руководством Л.Шолохова, затем в коллектив пришла балетмейстер Р.Э.Ардевилио. При ее участии был поставлен и на долгие годы вошел в репертуар “Ширъян” – мягкий плавный хороводный танец. В 1939г. состоялось первое выступление ансамбля в Москве на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, где коллектив имел большой успех и был приглашен в колонный зал Дома союзов.

В трудные военные годы все мужчины ушли на фронт и на сцену выходили одни женщины. Пели в домах офицеров, воинских частях, госпиталях. Геройски погибли на фронте артисты К.Хохряков, Т.Исупов, А.Ерофеев…

После войны коллектив начал активную гастрольную деятельность. Интенсивный творческий взлет начался с приходом А.В.Мамонтова, ныне народного артиста Удмуртии и РФ, лауреата Государственной премии Удмуртии. Уже более 20 лет возглавляет он ансамбль, являясь его художественным руководителем и главным дирижером. Удмуртскую песню он знает с детства. В работе над ней у этого талантливого человека сложился свой стиль. Он переносит ее, сохраняя атмосферу жизни, естественного коллективного пения. И поэтому хористы не статичны, они постоянно в движении, выражают свое отношение к исполненному произведению. В песни органично вкрапляются пляски. Психологическая палитра номеров проистекает из богатства души народа: светлая радость соседствует с мягким юмором, тонкое лукавство с грустью.

А.В.Мамонтов вместе с коллективом собирает народные песни, постоянно расширяя репертуар. Его тонкие хоровые аранжировки стали образцом бережного и творческого подхода к исконно культурному богатству, он сочетает профессионализм с огромной любовью к родному краю, как истинный патриот ставит во главу своей деятельности широкую пропаганду удмуртского искусства у нас в стране и за рубежом.

За последние 30 лет репертуар “Италмаса” существенно изменился. Он стал сложнее, многообразнее, а главное – однороднее. Основу его составляют удмуртские песни и танцы – фольклор и произведения местных композиторов. Большой удачей стали работы последних лет: “Сальинская свадьба”, “Танец деревни Цыпья”, “Балезинский тыпыртон”. В золотой фонд вошли знаменитый “Танец с колокольчиками”, “Скамеечка”.

“Италмас” – большой, дружный коллектив, где и на сцене, и в жизни каждый чувствует плечо товарища. Как умелый резчик, все новые и новые грани народного искусства, открывает “Италмас” для зрителей, помогая нам понять самих себя и время.

Большой лиричностью, напевностью отличается ансамбль “Айкай”. Удмуртская легенда говорит, что Айкай – девушка, превратившаяся в трудный час в гору, которая заслонила народ от беды. Вместе с другим преданием остался народу весенний праздник, называемый “Айкай”.

Удмуртскому театру фольклорной песни “Айкай” исполнилось 15 лет. Вышедший из знаменитого “Италмаса” новый коллектив стал исполнять песни, танцы, обряды в народной манере при минимальной обработке, в подлинных народных одеждах. Первым директором нового театра песни стал музыкант В.Г.Данилов, а художественным руководителем был Н.Широких. В настоящее время ансамбль очень известен. Сегодня художественным руководителем ансамбля является Е.Г.Серебренников. Артисты много гастролируют, знакомят российских и зарубежных зрителей с удмуртской культурой. Они выступали в Монголии, Швеции, Швейцарии, Испании, Италии, Венгрии, Финляндии… Но “Айкай” с таким же старанием, как и за границей, “выкладывается” на сцене какого-нибудь местного клуба, затерянного в провинциальном захолустье.

Неустанно, из года в год “Айкай” сохраняет традиции удмуртского народа, старинные наряды, песни седой старины… Это маленькие ручейки, питающие современное искусство, делающие его многообразным и самобытным, а потому – бесценным.

Особо хочется отметить музыкальный коллектив “Танок”, что в переводе с удмуртского языка обозначает “родник”. Сегодня “Танок” – это государственный ансамбль народной песни, музыки и танца, он хорошо известен в Удмуртии, слышали о нем в России и за рубежом. Жюри II Всероссийского телерадиоконкурса “Голоса России” в Смоленске “Танок” поразил и новым стилем, и хрустально звучащими голосами. Оттуда он привез название лауреата, а ему не было и четырех лет. Начинался “Танок” с малой кучки энтузиастов. К руководителю Федору Иванову (бывшему руководителю народного хора завода “Буммаш” в городе Ижевске) примкнули молодые педагоги училища культуры: балалаечник Иван Вахрушев, баянист Иван Швецов, Алексей Белослудцев и Ренат Миникаев. Начались репетиции. Потом первые концерты. Почувствовали, что спрос есть. Нужны были инструменты, материальная база. Сбросились своими деньгами. Меж тем Федор Иванов из числа своих студентов привел в “Танок” девчат, юношей и учил их играть песню по-деревенски, когда в одном артисте и танцор, и певец, и музыкант, и декламатор. Театр – словом, балаган.

Сегодня этот коллектив располагает внушительным репертуаром: заигрыш, свадебный обряд, торжество Рождества, Пасхи и Святок, частушки и колядки, многонациональная фольклористика и бессмертное “Вниз по матушке, по Волге”.

Несмотря на свой юный возраст (в 2005 году “Танок” отпраздновал свое 15-летие и 10 лет профессиональной работы в статусе “Государственный”), ансамбль пробился на столетие штата Вайоминг, где и снискал сердечное расположение американцев. Затем обворожил “золотое кольцо” России: Смоленск, Вологда, Муром, Тверь, Владимир…, первые записи в концертной студии “Останкино”, на “Радио – 1”. Давно перешагнув честью и славой пределы Удмуртии, ансамбль, тем не менее, завоевал подлинных фанатов в республиканской глубинке и ведет там, наряду с концертной, бескорыстную лекционно-просветительскую работу, тем самым дает возможность глубинке проникнуть к собственным животворным национальным источникам. “Танок” использует в своих программах не только русские, но и удмуртские произведения и фольклористику, популяризирует культуру других народов. В его артистическом составе есть, кроме русских, представители чувашии, мордвы, татар, удмуртов.

Мелодии “Чипчиргана”

Забытый удмуртами оригинальный музыкальный инструмент чипчирган возрожден более 30 лет назад в названии фольклорно-этнографического ансамбля Удмуртского государственного университета. За годы своего существования ансамбль превратился в яркий творческий коллектив. Инициаторами создания сценической группы были заслуженный деятель искусств Удмуртской республики Розита Анкудинова и будущий научный консультант ансамбля профессор В.Владыкин.

Этнографических коллективов на удмуртской сцене до появления “Чипчиргана” не было, Р.А.Анкудинова решила соединить живую этнографию и сценическое искусство. Ансамбль со сценическим амплуа оказался интересен молодежи. И сейчас творческая лаборатория удмуртской песни Анкудиновой – заметное явление в удмуртском искусстве.

Ансамбль уникален во многих отношениях. Одним из первых среди удмуртских фольклорных групп “Чипчирган” показал на сцене обрядовый фольклор. Оригинальный материал для постановки собирают сами участники коллектива в ежегодных фольклорных и этнографических экспедициях университета. Выступление “Чипчиргана” - это всегда сохранение в исполнении песен традиционного характера удмуртского народа, особенностей его диалекта.

Сейчас в республике около десяти “спутников” ансамбля. Каждый из них возглавляют ученики Розиты Анкудиновой – бывшие участники коллектива. В песнях “Чипчиргана” всегда звучит благодарный, по-удмуртски степенный, завораживающий мотив.

“Шулдыр жыт”

В переводе с удмуртского это название эстрадного ансамбля Удмуртской государственной филармонии означает “веселый вечер”. Для эстрады “Шулдыр жыт” - долгожитель. Коллектив появился в то же время, что и знаменитые “Поющие гитары”, “Веселые ребята”. Где эти прославленные ансамбли сегодня? А “Шулдыр жыт” процветает и поныне. Уходят одни, приходят другие, но прочно держится основа – семейная пара Ушаковых. Заслуженный артист России Анатолий Ушаков является неизменным двигателем и мозговым центром ансамбля. Певица Галина Платонова-Ушакова всегда была душой этого коллектива.

Ансамбль самобытен и удиветельно разнообразен. Богатый репертуар, художественная цельность, артистичность, красочные костюмы – все это в сочетании с высоким профессионализмом артистов обеспечивает неизменный успех выступлений “Шулдыр жыт”. Коллектив отличается постоянным поиском новых форм.

Нечасто этот ансамбль увидишь на ижевской сцене, поскольку он постоянно гастролирует по Удмуртии, радует своим творчеством сельскую глубинку. Ей нужны праздники, нужны свои песни.

Подводя итог, хочется отметить, что наша Удмуртия очень богата музыкальными коллективами, все они самобытны и прекрасны и каждый достоин особого упоминания, а последние годы принесли оживление в такие формы концертной жизни, как национальное эстрадное исполнительское искусство. Ансамбли “Арганчи”, “Шулдыр жыт” ведут поиски эстрадной манеры исполнения удмуртского национального репертуара, новой для удмуртов.