Концепция модернизации российского образования на первый план выдвигает задачу повышения качества образования. В характеристику качества образования наряду со степенью обученности учащихся входит понятие развития ключевых компетенций учащихся на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт ученика.
Так, в стандартах образования по ИЯ заложены следующие ключевые компетенции: коммуникативная (совокупность языковой, речевой и социокультурной), информационная, социально-правовая.
Исходя из этого особую роль приобретает развитие социально значимых качеств личности ученика в процессе его обучения. Таких, например, как
- способность самостоятельно решать проблемы учебного и социального (жизненного) плана;
- накопление опыта решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, коммуникативных, организационных и других проблем;
- умение использовать на практике в разных ситуациях, в т. ч. житейских, навыки и знания, полученные в ходе учебной деятельности;
- стремление к приобретению новых знаний и нового социального опыта;
- умения в области профессионального самоопределения.
Высказанные выше положения, а также тенденции развития языкового образования требуют от учителя переосмысления приоритетов в своей образовательной деятельности. Фактор участия школьника в процессе обучения побуждает учителя искать новые идеи, средства и пути, чтобы сделать его настоящим участником учебно-познавательной, коммуникативной деятельности, умеющим самостоятельно , а затем и автономно получать образование.
Поэтому в течение последних двух лет на основании анализа собственной деятельности мною была проделана определенная работа по созданию оптимальных условий развития социально значимых качеств личности учащихся 8 класса лингвистического профиля. К таким условиям я отношу:
1) Активное использование обучающих технологий, в первую очередь парная и групповая формы работы, метод проектов, которые направлены на формирование и развитие таких качеств личности, как способность работать в группе, чувство ответственности за результаты обучения, инициативность, любознательность и творчество. 2) Обучение по зарубежным УМК Opportunities Pre-Intermediate” издательство “Longman”, “Enterprise” издательство “Express Publishing” с ярко выраженной коммуникативной направленностью нацелено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности школьников использовать ИЯ в межличностном и межкультурном общении. Одновременно учащиеся приобщаются к национальной культуре страны изучаемого языка, учатся представлять культуру своей страны на изучаемом языке, включаются в диалог двух культур. Это способствует созданию у них более целостной картины мира, развивает их критическое мышление, ценностные ориентации и, в целом, способствует развитию и воспитанию учащихся.
3) Вовлечение учащихся в разные виды научно-исследовательской и учебно-творческой деятельности способствует усилению роли ИЯ в воспитании человека культуры, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе и средствами иностранного языка. Итогом этой работы стало активное участие в школьной научно-практической конференции “Интеллектуалы XXI века”, где были представлены работы целой группы учащихся в трех секциях: “Языкознание”, “Страноведение”, “Зарубежная литература”. Все участники награждены свидетельствами, а авторы лучших отмечены грамотами.
К разряду новых и многочисленных (по количеству задействованных учащихся) форм творческой деятельности можно отнести участие в эвристических дистанционных олимпиадах (центр дистанционного образования “Эйдос”). Эвристическая олимпиада имеет цель предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях. Ученики создают творческие продукты за короткие промежутки времени, что делает эту форму обучения доступной для детей с самыми разными особенностями, наклонностями и возрастом.)
Результаты только первого года участия достаточно высоки.
В 2004-2005 учебном году в Международной дистанционной профильной эвристической олимпиаде принимали участие 13 учащихся профильного класса, что составило 50% от общего количества учеников класса. Из 121 участника Бондаренко В. занял 6-е место; Разин А., Авдеев В., Моков А. Соответственно - 14, 15, 16 места. В январе 2005 года 12 учащихся участвовали в эвристической олимпиаде по английскому языку, где заняли III командное место среди 20 команд-участниц. Погосова К. удостоена звания Лауреата, Швец М. заняла 3-е место.
Одним из самых популярных проектов, в котором участвуют тысячи ребят из 68 городов и сел России, стал проект “ Познание и творчество” в рамках Национальной образовательной программы “Интеллектуально-творческий потенциал России”. Он объединяет все предметные конкурсы, олимпиады по различным номинациям (предметам). Учащиеся моего 7 класса особенно активно участвовали в различных заочных конкурсах и турах по английскому языку. Об этом свидетельствуют результаты последнего тура. Из 19 участников все удостоены звания Лауреата и получили свидетельства. Работы Матюшиной А., Разина А., Швец М., Авдеева В., Мокова А., Бондаренко В., Башинской А. признаны лучшими среди учащихся 6-7 классов.
Данный конкурс пользуется популярностью и востребован у школьников различных возрастов (5-11 классы). Благодаря разнообразию вопросов (лингвистика, литература, страноведение) ученикам предоставляется возможность проявить свои способности, сравнить свой уровень знаний и общую эрудицию с уровнем других ребят. Многих этот конкурс подтолкнул к составлению собственных заданий, к чтению классики английской литературы.
По результатам конкурсов и набранному количеству баллов 7 учащихся класса имеют звания: “Искатель” и “Эрудит” и соответствующий сертификат.
Одним из важнейших условий развития социально значимых качеств личности является участие школьников в социальных проектах школы, района и города. Самым заметным стал районно-городской конкурс “Соревнование классов, свободных от курения” (январь-май 2005 года). В рамках Соревнования класс участвовал в нескольких конкурсах: конкурс “Логотип класса”, “Конвенция о правах некурящих”, конкурс стендов о здоровом образе жизни. Участвуя в этом проекте ребята учились самостоятельно принимать решения и сопротивляться негативному социальному давлению; учились поддерживать друг друга, видеть преимущества некурящих и ценить здоровый образ жизни. По результатам конкурса класс занял III место.
На основе вышеизложенного можно утверждать, что правильная организация учебно-творческой деятельности учащихся способствует формированию таких социально значимых качеств личности как:
- инициативность;
- самостоятельность и ответственность за результат собственных решений;
- готовность и потребность работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности;
- способность и готовность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире;
- готовность к образованию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни.
Таким образом, созданные условия и проделанная работа позволили всем учащимся создать достойное портфолио, в котором нашли отражение достижения учащихся не только в учебной области, но и в исследовательской и творческой. Как результат, 85% учащихся класса успешно поступили в 8-й профильный класс.