Индивидуализация обучения и развитие способностей учащихся

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. (Л. Н. Толстой.)

Учение – целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных способностей учащихся. Этому способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности, для чего он должен пройти следующие этапы: потребность – мотив – цель- действие – рефлексия.

Обновляется и функциональное взаимодействие субъектов учебного процесса.

Учитель:

1) переходит с позиций, дающего знания, в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т. е. управляет познавательной деятельностью ученика;

2) организует творческие и самостоятельные работы на уроке;

3) организует работу ученика с учеником или с источником знаний;

4) создает ситуацию успеха, т. е. разрабатывает такое задание и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой;

5) создает обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции

6) организует самоанализ собственной деятельности ученика и ее самооценку.

Без осознания и оценки результата учебной деятельности, и особенно создания учебной деятельности, выявления затруднений, ошибок, их причин и последующей коррекцией, деятельность не обеспечит требуемый уровень достижения цели.

Учение – это деятельность самоуправляемая, и вне этой позиции оно осуществляться не может. Именно этот момент требует обучения учеников умениям адекватно анализировать свою деятельность, ее результаты и себя в этой деятельности.

Организация учителем деятельности учащихся достигается сочетанием индивидуальной, парной, групповой работы учащихся, в которой ученик постоянно получает дозированную помощь в самостоятельной работе.

Знания учащихся, как правило, находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. В связи с этим А. Дистервег писал, что “развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение” [1. С.111].

Индивидуальная учебная деятельность учащегося на уроке – это когда:

1) перед всеми учащимися одновременно поставлена некоторая цель как сугубо индивидуальная, личная цель деятельности;

2) содержание задания либо одинаково для всех, либо дифференцировано, либо индивидуализировано;

3) выполнение задания осуществляет каждый учащийся самостоятельно;

4) учащимся оказывается дифференцированная помощь в виде конкретных указаний с учетом их уровня знаний и умений;

5) подводятся итоги учебной деятельности каждого учащегося.

Индивидуализация обучения не означает, что каждый школьник обучается индивидуально, независимо от других, хотя и такое обучение возможно.

Психологи единодушно стоят на той точке зрения, что все дети способны к обучению, что каждый нормальный и психически здоровый школьник способен получить среднее образование, успешно овладеть учебным материалом в пределах школьной программы, и учитель должен добиваться этого в отношении всех учащихся.

Сегодня уже никто не примет безоговорочно формулу: “Нет плохих учеников, есть плохие учителя”, никто не станет огульно обвинять учителя в неуспеваемости учеников. Всякий раз, когда при равных условиях одинаковые упражнения, одинаковая методика обучения дают существенно разные результаты, можно говорить о разных психологических особенностях учащихся.

Совершенно правы в этом отношении Д. Н. Боявленский и Н.А. Менчинская. Чем иначе можно было бы объяснить, например такой “разброс” в результатах обучения в обычном классе, который констатировали Н.А. Менчинская и М.И. Моро: число отдельных решений, у разных учеников колебалось в пределах от 2 до 19? В опытах В.А. Крутецкого в подобном случае наблюдалось еще большее колебание от 1 до 27. Этим и объясняются отдельные случаи неуспеваемости школьников при добросовестной работе учителя – в них нельзя винить ни учителя, ни ученика.

При индивидуальном подходе внимание должно быть оказано не только тем, кто испытывает затруднения в учебной работе, но и тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к тем или иным видам деятельности.

Эффективному управлению учебной деятельностью учащихся способствует изучение их учебных возможностей, знание которых позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход в организации их учебной работы.

Самая важная задача школы дать учащимся навыки самостоятельной работы. Поэтому сегодня, когда темпы обновления научной информации неизмеримо возросли, когда практически каждому человеку, желающему продуктивно работать, приходится все время доучиваться и переучиваться, ясно, что школа должна не только и, может быть, не столько снабжать ребят базовыми исходными знаниями, но и прививать умение самостоятельно их развивать в дальнейшем. Эти истины не вызывают теперь ни у кого сомнения и могут считаться общепризнанными.

Большое значение для повышения качества обучения, для предупреждения неуспеваемости имеет учет индивидуальных особенностей учащихся, изучение состояния знаний каждого из них.

В основу организации индивидуальной работы входит тщательное изучение работы каждого ученика на основе систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы, чтобы предупредить образование новых пробелов.

В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков.

Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого.

Познавательная самостоятельность школьника выступает как условие его творческой деятельности и является показателем активности личности, ее высоких способностей к познавательной деятельности. Самостоятельность – качество, которое необходимо воспитывать у учащихся. Для этого в процессе обучения нужно ставить их в такое положение, чтобы они без чьей бы то ни было помощи могли решать предложенные познавательные задачи. Индивидуализированная форма обучения предоставляет большие возможности для самостоятельной деятельности школьников.

В настоящее время в России продолжается становление новой модели образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, что сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике.

Составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, учитель-информатор уступает место учителю-оратору, консультанту, управленцу; меняется  ориентация от усредненного ученика к дифференцированным и индивидуальным программам.

Попытки решить новые задачи, стоящие перед системой образования, в рамках привычных форм организации учебного процесса, не могут привести к такому повышению самостоятельности обучаемых, чтобы индивидуализацию обучения, развитие интеллектуальных и практических умений учащихся можно было признать эффективным.

В условиях реализации личностно-ориентированной концепции обучения наметилась тенденция к разработке конкретных современных педагогических технологий, позволяющих организовывать или предоставлять условия для осуществления индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Индивидуальная образовательная траектория – это определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая им при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями.

Учащиеся находятся в позиции самостоятельного принятия решения. Постоянная такая деятельность позволяет решать проблемы воспитания ответственности за свою собственную жизнь, подготовки к жизнедеятельности после окончания школы.

Список использованной литературы

  1. Дистервег А. Избр. пед. соч.- М.,1956.
  2. Карп А. П. Даю уроки математики. - М., Просвещение, 1992.
  3. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1992.
  4. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. - М., Прометей, 2003.
  5. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. - М., 1980.
  6. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. - Питер, 2004.
  7. Хуторской А.В. Современная дидактика. - Питер, 2001.
  8. Чередов И.М. Формы учебной работы. - М.: Просвещение, 1988.
  9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.