Общепедагогические технологии
-
Организация уроков повторения 2006
В работе рассмотрена структура нескольких уроков повторения. Приведенный материал может быть использован не только на уроках информатики, но и на уроках математики, физики, химии. Данные уроки позволяют организовать повторение теоретических и практических навыков.
-
Программа обучения актива "Школа — "лидер" 2006
Обучение общедомового актива навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, самоорганизации и проектирования собственной деятельности.
-
Аналитико-синтетический метод доказательства теорем в курсе геометрии 7–9-х классов 2006
В предложенной работе была сделана попытка выработки единой методики обучения учащихся умению построить логически безошибочные схемы доказательств, а также привитие им навыков к скрупулезной работе в поисках обоснования любого более или менее важного шага в ходе доказательства.
-
Особенности урока в классе компенсирующего обучения 2006
Несмотря на внешнюю схожесть урока в общеобразовательном классе и классе компенсирующего обучения, образовательная программа в системе компенсирующего обучения, помимо обучающей задачи, прежде всего, должна носить коррекционно-развивающую направленность. И учителю важно не только иметь представление о содержании коррекционной работы, но и уметь ее организовать на каждом этапе урока в соответствии с возможностями и потребностями детей.
-
Нестандартное занятие-игра по теме: "Кукла из бабушкиного сундука" (русская народная кукла) 2006
В программе "Кукольная страна" заложены блоки по изготовлению традиционных кукол, знакомство с русским народным костюмом, традициями и обычаями родины.
-
Интегрированный урок: информатика + физика по теме: "Применение векторной графики при изучении световых явлений" 2006
Изолированное изучение отдельных предметов не позволяет созданию у учащихся единых представлений о природе, месте и роли в ней человека. По этой причине имеет смысл говорить об интеграции знаний, а, следовательно, о видах интегрированного обучения. Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся могут получить глубокие и разносторонние знания, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления.
-
Проблемно-деятельностная игра по теме: "Межличностное взаимодействие: проблемы и пути их решения" 2006
Цели: выяснить, что такое конфликт, причины его возникновения; найти пути и способы решения конфликтов, возникающих в процессе межличностного общения; определить меры по улучшению межличностного взаимодействия в детском доме.
-
Урок родного татарского языка во 2-м классе по теме: "Звук [к] и буква К" 2006
Для учителя татарского языка главная задача – учить мыслить, говорить, составлять связную речь на родном языке. Представлен конспект урока-игры во 2-м классе.
-
Применение личностно-ориентированных технологий на уроках математики 2006
Несмотря на то, что в своей педагогической деятельности применяю принципы и методы развивающего обучения и приемы проблемного обучения, я, как учитель, вместе с учебником являюсь основным наиболее компетентным источником знания и к тому же контролирующим субъектом познания. И мне хочется традиционную парадигму образования "учитель–учебник–ученик" заменить в своей деятельности на новую "ученик–учебник–учитель". Достижение этой цели возможно через личностно-ориентированные технологии.
-
Каждый человек уникален и ценен 2006
В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность.
-
Роль стихий в современной жизни людей и в старину 2006
В статье используется опыт работы по разработанной автором программе "Родные корни", которая опирается на системный подход в ознакомлении дошкольников с ролью солнца, воздуха и воды в жизни человека, при этом делается попытка передать восприятие этих стихий древними славянами. Разнообразные задания основываются на принципах технологии РТВ-ТРИЗ: системность, взаимодействие, развитие. В качестве материала используется русский фольклор – загадки, заклички, сказки, пословицы.
-
Опыт реализации сущностного и акмеологического подходов в преподавании гуманитарных дисциплин 2006
Опыт проведения интегрированного урока, где сочленяется содержание многих гуманитарных дисциплин с профессиональной подготовкой студентов, обучающихся по специальности "постановка театрализованных представлений". Форма урока – игра "заседание женского клуба". Наполнение сценарной, режиссерской и актерской деятельности содержанием дисциплин гуманитарного цикла. Результат – целостное представление о предмете изучения, системные знания, проявление творческого, профессионального мышления, самореализация в профессиональной сфере.
-
Гуманитарно-эстетический цикл, как основа комплексного развивающего обучения в детской школе искусств 2006
Приведены основные принципы образовательной программы, созданной для изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла. В данной программе предпринята попытка спроектировать новую модель дополнительного образования, нацеленную на комплексное развитие личности в области гуманитарного знания. Программа открывает широкий фронт для познания, самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, творческого самовыражения и ориентирует на выбор будущей профессии. Синхронное изучение материала ведущих дисциплин - истории искусств, литературы как предмета эстетического цикла, истории музыки, выстроено в хронологической последовательности, позволяющей установить преемственные связи между предметами. Наличие предметов по выбору и специальных курсов позволяет определить индивидуальную модель прохождения курса обучения.
-
Технология поэтапного формирования умственных действий как средство управления воспитанием способностей и формированием личности 2006
Педагогическая идея: управлять воспитанием способностей и формированием личности через развитие рефлексивного мышления как системного набора рефлексивных умственных действий, определяющего стиль жизни (поведение) человека. Реализация идеи: через технологическую карту урока по многоуровневой технологии поэтапного формирования умственных действий Гальперина – Талызиной – Макаренко (воспитание и обучение, связанные принципом деятельности, подчиняются одним и тем же законам, привычка в поведении аналогична навыку в интеллектуальной деятельности).
-
Тема урока: "Культура и мышление" 2006
Философское мышление есть исследование. Исследование отправляется от противоречия. Философское исследование строится по принципу поиска неизвестного общего, что отличает исследование от простого решения задачи (где требуется получить однозначное решение). Поиск нового есть одновременно разрешение противоречия - ведь поиск мотивируется противоречием и целью поиска является нахождение чего-то общего, способного вместить, соединить в себе крайности. Мышление философа сначала разбивает предмет исследования на противоположности (анализ), а затем ищет единства (синтез).
-
Тема урока: "Время" 2006
Философское мышление есть исследование. И хотя на философский вопрос не может быть окончательного, единственного ответа, "ответ" на философский вопрос все же находится внутри самого процесса философствования. То есть ответом является прежде всего построение новых смыслов.
-
Технология "Дебаты в школе", как средство развития критического мышления (из опыта работы) 2006
Философия - не мудрствование, а поиск мудрости. Деятельность сложная, многоуровневая, комплексная - это серьёзное размышление о жизни. Это место, где "умирает" эгоцентризм. Дейл Карнеги писал: "Умение говорить - это наикратчайший путь к известности... И почти каждый человек может говорить так, что будет приятен и желаем в обществе, если он обладает верой в себя и людей". Умение говорить, на мой взгляд, приходит через осмысление, логику мышления, умение вести дискуссию.
-
Организация поисковой и исследовательской деятельности учащихся и педагогов в начальной прогимназии 2006
Как научить детей умению самостоятельно мыслить, анализировать, делать свои выводы (пусть порой и ошибочные). Как построить обучение так, чтобы ученики не боялись ошибиться и умели все логично объяснить, обосновать? Существует много методических приемов и дидактических методов, позволяющих творческому педагогу вовлекать учащихся в учение. Статья рассказывает о том, как создать условия для подготовки ученика к непрерывному образованию в рыночных условиях, обеспечивая конкурентоспособность гимназиста на рынке труда и при этом дальнейший профессиональный рост педагогического коллектива.
-
Образовательная среда как фактор, определяющий условия успешности обучения по технологии сотрудничества в рамках личностно-ориентированного подхода 2006
Качественно организованная среда позволит учащемуся получать хорошее образование, предоставив ему достаточно свободный выбор индивидуальной образовательной траектории. Для эффективного обучения школьников общению на иностранном языке необходимо создавать коммуникативно-стимулирующую образовательную среду, т.е. среду, в которой методами стимулирования можно добиться хорошего освоения школьниками коммуникативной компетенции. В статье выделены необходимые составляющие данной среды и условия, которые помогут эффективно организовать обучение по технологии сотрудничества.
-
Информационные образовательные технологии в школе 2006
Информационные технологии подразумевают: программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики применяются в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - проанализировать знания в предметной области, в третьих - учет психологических принципов обучения.
-
Вступительная статья к учебному пособию "Атлас по педагогике" 2006
Основная цель пособия - показать в доступной форме структуру педагогики как науки и помочь систематизировать огромную область педагогических знаний, содержащихся в разных источниках.
-
Методика проведения и аттестации учебной (компьютерной) практики в сузах для студентов специальностей 0601 "Экономика и бухгалтерский учет", 0603 "Финансы" и 0201 "Правоведение" 2006
О формировании позитивного отношения к процессу обучения и значительному росту в развитии их практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности.
-
Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся как средство развития коммуникативных качеств личности 2006
Предлагаемое занятие иллюстрирует использование групповой формы организации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала. Коллективному обсуждению изучаемых вопросов предшествует индивидуальная работа студентов, предусматривающая при возникновении необходимости возможность общения в группе. Использование элемента ролевой игры совместно с групповой формой организации деятельности способствует повышению развития коммуникативных качеств личности.
-
Организация взаимодействия и партнерства между образовательными учреждениями (на примере создания воспитательного пространства "Лицей — Академия") 2006
Автор статьи делится практическим опытом организации взаимодействия и партнерства между образовательными учреждениями (на примере создания воспитательного пространства "Лицей - Академия"). Данный опыт показывает, что потребности школы в методической помощи со стороны вузовских педагогов велики. При целенаправленном, теоретически грамотном и опытно-подтвержденном использовании потенциала вуза диапазон подходов к организации воспитательного пространства школы неоднократно увеличивается.
-
Использование метода проектов в преподавании дисциплин естественного цикла 2006
В рамках модернизации образования, метод проекта актуален, как эффективное средство получения современного образования. Преподаватели кафедры естественных дисциплин Иркутского государственного педагогического колледжа № 1 активно внедряют метод проектов в своей работе. При этом педагоги выступают в роли консультантов, руководят проектной работой, направляют поиск студентов в нужное русло и рекомендуют источники информации. Все выполненные проекты и работа на ними показали, что технология метода проектов направлена на интеллектуальное развитие личности будущего специалиста, на формирование его критического и творческого мышления. Данная технология предполагает интегрированный подход к обучению и знаниям. Метод проектов не только стимулирует интерес у студентов, но и позволяет им убедиться в необходимости получения определенных знаний и жизненно важных концепций.
-
Система внедрения краеведческого компонента в учебно-воспитательный процесс 2006
"Система краеведческого образования" подразумевает процесс обучения и воспитания учащихся направленный на познание ближайшего для ребенка окружения (мира, города, области: их природы социума, культурного наследия) с целью осознания его ценности. Результативность процесса зависит от взаимодействия школы, семьи, учреждений дополнительного образования, музеев, экскурсионных фирм и других социокультурных институтов общества.
-
Диалоги об интеллигентности 2006
В рамках представления мирового сообщества об облике человека XXI века его смыслообразующей характеристикой должна стать интеллигентность. Как следствие, Концепция воспитания имеет направленность на воспитание интеллигентного человека. Реализация данных установок в Ангарском педагогическом колледже позволила нам разработать и реализовать систему встреч-диалогов с будущими педагогами по данной проблеме. Данные материалы представляем в подборке.
-
Пути формирования безопасной образовательной среды педагогического колледжа 2006
Статья содержит результаты анализа теории и практики формирования безопасной образовательной среды Ангарского педагогического колледжа. В приложении представлены методические рекомендации на тему: "Пути создания безопасной образовательной среды при обучении младших школьников природоведению в начальной школе".
-
Концепция "Мониторинг качества подготовки специалистов, как объект стратегического управления в условиях развития педагогического колледжа" 2006
В условиях перехода к постиндустриальной цивилизации, к рыночным формам реализации образовательных услуг происходит изменение содержания и организации образовательного процесса внутри Ангарского педагогического колледжа. В статье представляются теоретические и практические подходы реализации мониторинга как объекта стратегического управления для повышения качества подготовки специалистов.
-
Нетрадиционные формы контрольно-обобщающих занятий по психологии 2006
Одной из форм реализации принципов здоровьесберегающего обучения и воспитания в педагогическом колледже является нетрадиционность проведения зачетов, контрольных семинаров, проверочных работ по психологии. В материале представлены разработки пяти видов контрольно-обобщающих занятий: экспресс-опрос, просеминар, игры "Лото", "Что? Где? Когда?", "Суд". В приложении представлено учебно-методическое обеспечение к ним.