На современном этапе развития общества государство предъявляет особые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста: профессионализм, компетентность, высокий интеллектуальный уровень, а потому выдвигает ряд требований к образовательной системе:
- Приобретение студентами глубоких и разносторонних знаний.
- Развитие их аналитических способностей и критического мышления.
- Развитие способностей самоанализа и осознание собственных возможностей и т.д.
Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения и навыки подрастающему поколению, но и в развитии его мышления.
Распространенный в дидактике тезис “передача знаний” не точен. Информация, исходящая от преподавателя, студентами не усваивается одновременно в виде знаний и умений. Потери, возникающие во время этого процесса, можно восполнить только самостоятельной работой. Самостоятельную работу необходимо организовывать и в рамках аудиторных часов на уроках всех типов, от практических занятий до лекций и во внеаудиторное время. Любая форма образовательного процесса должна иметь программу самостоятельной деятельности студентов.
Организация самостоятельной работы студентов – задача не новая, но с новыми проблемами и особенностями. Актуальность данной темы обусловлена следующими причинами:
- Заказ общества на социально-ориентированный и личностно-деятельностный характер обучения.
- Фундаментализация образования, т.е. усиление общеобразовательного компонента, переход на подготовку специалистов широкого профиля, выделение базисной подготовки и усиление методологической.
- Быстрое обновление информационной базы.
Одним из основных способов реализации поставленных задач является организация самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельный учебный труд – жизненно необходимое умение для приобретения перечисленных выше способностей, объективный фактор развития и самореализации личности.
Результативность самостоятельной работы зависит от многих составляющих. Поэтому процесс организации самостоятельной работы должен содержать следующие структурные компоненты:
- Мотивационный – показ практической значимости учебной деятельности и результатов труда.
- Содержательный – выделение дидактических единиц для самостоятельного изучения, актуализация уже имеющихся знаний.
- Процессуальный – подбор и определение действий, ведущих к достижению результатов.
- Обучающий – педагогически обоснованная помощь преподавателя - конкретизация, постановка наводящих вопросов, консультации.
Всем составляющим следует уделять внимание, но в данной работе остановимся на характеристике именно процессуального компонента организации внеаудиторной работы по дисциплине “Основы права”. Исходя из собственного педагогического опыта, автор пришел к выводу, что эффективная самостоятельная работа должна:
- носить плановый характер на всех уровнях;
- иметь системный и организованный характер;
- иметь необходимое методическое обеспечение;
- контролироваться на всех уровнях;
- иметь критерии оценки;
- быть дифференцированной и вариативной;
- иметь форму отчетности.
Следует помнить и понимать, что только хорошо организованная самостоятельная работа студентов будет способствовать подготовке выпускника, отвечающего требованиям государственных образовательных стандартов не только к уровню их подготовки по учебным дисциплинам, но и к уровню общей образованности.
Планирование самостоятельной работы начинается с распределения отведенных часов по разделам и темам дисциплины, определения ее форм и содержания. Рабочей программой дисциплины “Основы права” предусмотрены следующие виды внеудиторной самостоятельной работы:
- Выполнение домашних практических заданий.
- Работа над терминами.
- Выполнение тестовых заданий.
- Решение ситуационных задач.
Наиболее простой вид самостоятельной работы - выполнение домашних практических заданий (Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2003. – 256 с.) Текст каждой главы этого учебника состоит из нескольких частей: теоретический материал, словарь, вопросы для самоконтроля и практикум. Выполнение практических заданий контролируется непосредственно на занятиях во время, отведенное на опрос. Положительными сторонами этого вида самостоятельной работы являются ее регулярность и возможность накопления отметок для более объективной оценки знаний студентов. Желающие могут давать ответы в специально заведенных тетрадях, если не могут отвечать устно.
Работа над терминами заключается в освоении правовых терминов и ознакомлении со словарными словами, взятыми из названного учебника.
Контроль этого вида самостоятельной работы осуществляется при помощи тестового опроса дважды в семестр после изучения каждого из разделов рабочей программы. В первый тестовый контроль входят словарные слова из первых шести глав учебника (раздел 1 по рабочей программе); во второй – из остальных глав, соответствующих второму разделу.
Усложненной формой работы является классификация словарных слов на относительно и специально-правовые по системе, изложенной в методических указаниях по выполнению самостоятельной работы.
Для закрепления и систематизации знаний правовых терминов также рекомендуется составление тематических (по теме, разделу) кроссвордов, которые, в свою очередь можно использовать в дальнейшем для контроля знаний.
Но все же важнейшим условием эффективности самостоятельной работы является её индивидуальный характер и постепенное усложнение. С этой целью преподавателем составлены индивидуальные тестовые задания в целом по курсу дисциплины. Работа с ними предполагает поиск ответов не только в учебной литературе, но и в нормативно-правовых актах. Задания выдаются в начале изучения курса, а контроль осуществляется на последних занятиях. В течение семестра преподаватель контролирует ход выполнения самостоятельной работы на консультациях, где также дает рекомендации по поиску первоисточников. Таким образом, осуществляется самостоятельное и более детальное ознакомление студентов с действующим законодательством, что с полным правом позволяет добавить в перечень видов самостоятельной работы и изучение нормативно-правовых актов.
Таким же образом организована работа по изучению отдельной очень объемной темы – темы 1.4 “Система права. Основные отрасли российского права”. Но здесь тесты составлены в рамках отдельных отраслей. По программе на изучение названной темы отводится два часа. Выйти даже на уровень представлений за это время без самостоятельной работы невозможно. Поэтому во время аудиторных занятий мы знакомимся с предметом и методами отдельных отраслей российского законодательства, а углубленное изучение нормативной базы студенты осуществляют самостоятельно, отыскивая ответы на вопросы теста. С целью предотвращения угадывания используется методика тестирования с обоснованием, т.е. с ссылками на нормы права.
Решение ситуационных задач преследует цель практического применения теоретических положений дисциплины и содержания нормативных актов. Выполнение этого задания предполагает работу студента с литературными источниками, последующее обобщение и систематизацию материала.
Ответы на вопросы, поставленные в задачах, должны объясняться и обосновываться в соответствии с законами. Законодательные акты следует называть полностью, указывать, кем и когда они были утверждены.
Последним заданием каждой задачи является написание искового заявления согласно ситуации. Особое значение при его написании имеет соблюдение общепринятой в практике формы.
Критериями оценки ответа являются полнота и правильность представленных на проверку материалов, умение логично, кратко и аргументировано излагать существующие точки зрения и собственную позицию, формулировать выводы.
Для лучшей организации самостоятельной работы обязательно должны быть методические указания по выполнению внеаудиторной работы. Организационная часть этих указаний доводится до студентов на первом занятии, а содержательная часть размножается и раздается по вариантам.
В качестве примера в приложении 1 частично приведено содержание методических указаний. По понятным причинам тестовые задания по курсу дисциплины представлены одним вариантом, а тестовые задания по теме 1.4 “Система права. Основные отрасли российского права” на примере одной отрасли права. Пример ситуационной задачи приведен также в единственном варианте. Кроме этого, в приложении 2 приведен образец тестового опроса для контроля работы с терминами.