Цель: создание условий для сравнения дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями через включение учащихся в учебное исследование.
Задачи:
1. Cтолкнутся с проблемой по теме урока и найдут выход из неё;
2. Выведут правило о сравнении дробей с разными знаменателями и одинаковыми числителями;
3. Научатся сравнивать такие дроби;
4. Продолжат формирование коммуникативных отношений.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
- Распределите числа по группам
134, , 58, 632, , , 178, , 245, , 11, 6.
(Числа записаны на карточках).
- По какому принципу вы распределили числа?
(Целые числа, дробные числа -
134, 58, 632, 178, 245, 11, 6.
, , , , .
- Расположите данные дроби в порядке увеличения.
- А как вы узнали, что дроби надо было так расположить?
, , , , .
( – самая маленькая дробь, – самая большая дробь).
Сделайте вывод: Если у дроби равные знаменатели и разные числители, то больше будет та дробь, у которой числитель больше.
Вывесить на доске правило.
- А теперь я предлагаю вам сравнить эти дроби. Рассмотрите их.
- Что вы заметили? (Знаменатели у дробей разные, числители одинаковые).
- Найдите среди этих дробей самую маленькую и самую большую?
- Появилось много мнений. У нас возникла проблема:
- Как сравнить дроби с разными знаменателями?
- Чтобы ответить на вопрос, мы проведем исследовательскую работу.
Работать будем в группах по инструкции.
Инструкция
- Внимательно рассмотрите числа.
- Расположите эти дроби на координатном луче, на выбранном единичном отрезке.
- Сравните полученные отрезки. Сделайте вывод.
- Расположите дроби в порядке возрастания. Выделите маленькую дробь зеленным цветом, а большую – красным.
- Постарайтесь сформулировать вывод: как сравнить дроби с разными знаменателями.
Отчет групп
I группа. Мы сравнили дроби и расположили их в порядке возрастания так (на карточках дроби)
- Какой вы сделали вывод? (Чем знаменатель дроби больше, тем дробь меньше при равных числителях).
Каждая группа отчиталась и сделала свой вывод.
На доске полоски детей каждой группы с расположенными дробями в порядке увеличения.
- Какая самая маленькая дробь среди всех дробей?
- Как же нам выбрать?
Сравните отчёты каждой группы.
- Что вы заметили?
Одна и та же дробь обозначена разным цветом. Почему? (Они сравнивали среди разных дробей).
- В каком порядке мы расположили?
(В порядке возрастания
- Какая самая маленькая дробь? ()
- А какая самая большая?
- Мы теперь можем ответить на вопрос, как сравнить дроби с одинаковыми числителями и разными знаменателями. Какая закономерность заключена?
Сделайте общий вывод:
У дробей при равных числителях, чем знаменатель больше, тем дробь меньше.
- Сравним наши выводы с научными.
Прочитайте по учебнику с.43.
- Что мы сегодня учились делать?
- Это и была тема нашего урока.
Вывесить.
- А теперь попробуйте новые дроби расположить в порядке возрастания. № 101(5)
- На что мы должны обратить внимание?
(Числители одинаковые, знаменатели разные)
Чтобы расположить дроби в порядке возрастания надо, найти дробь самым большим знаменателем и расставить их в порядке убывания.
, , , ,
- В каком порядке даны дроби №101(6)? (В порядке убывания).
- Докажи.
Вывод. Если сравнить дроби с равными числителями, но разными знаменателями знаменатель возрастает, то дробь уменьшается.
- Дети придумайте свои дроби:
- мальчики в порядке возрастания
- девочки в порядке убывания.
ТЕСТ
Даны дроби для всех одинаковые
У каждого своя карта по цветам.
На желтой карте | Выберите самую большую дробь в каждой строке |
На синей карте | Выберите самую маленькую дробь в каждой строке |
На красной карте | Подчеркните дроби в порядке возрастания. |
На зеленой карте | Подчеркните дроби в порядке убывания |
3. Итог урока.
- Что нового мы сегодня узнали на уроке?
- Чему учились на уроке?
Домашнее задание: придумать схему для удобного сравнения дробей.