Урок математики в 4-м классе по теме: "Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями"

Разделы: Математика, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цель: создание условий для сравнения дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями через включение учащихся в учебное исследование.

Задачи:

1. Cтолкнутся с проблемой по теме урока и найдут выход из неё;

2. Выведут правило о сравнении дробей с разными знаменателями и одинаковыми числителями;

3. Научатся сравнивать такие дроби;

4. Продолжат формирование коммуникативных отношений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

- Распределите числа по группам

134, , 58, 632, , , 178, , 245, , 11, 6.

(Числа записаны на карточках).

- По какому принципу вы распределили числа?

(Целые числа, дробные числа -

134, 58, 632, 178, 245, 11, 6.

, , , , .

- Расположите данные дроби в порядке увеличения.

- А как вы узнали, что дроби надо было так расположить?

, , , , .

( – самая маленькая дробь, – самая большая дробь).

Сделайте вывод: Если у дроби равные знаменатели и разные числители, то больше будет та дробь, у которой числитель больше.

Вывесить на доске правило.

- А теперь я предлагаю вам сравнить эти дроби. Рассмотрите их.

- Что вы заметили? (Знаменатели у дробей разные, числители одинаковые).

- Найдите среди этих дробей самую маленькую и самую большую?

- Появилось много мнений. У нас возникла проблема:

- Как сравнить дроби с разными знаменателями?

- Чтобы ответить на вопрос, мы проведем исследовательскую работу.

Работать будем в группах по инструкции.

Инструкция

  1. Внимательно рассмотрите числа.
  2. Расположите эти дроби на координатном луче, на выбранном единичном отрезке.
  3. Сравните полученные отрезки. Сделайте вывод.
  4. Расположите дроби в порядке возрастания. Выделите маленькую дробь зеленным цветом, а большую – красным.
  5. Постарайтесь сформулировать вывод: как сравнить дроби с разными знаменателями.

    Отчет групп

I группа. Мы сравнили дроби и расположили их в порядке возрастания так (на карточках дроби)

- Какой вы сделали вывод? (Чем знаменатель дроби больше, тем дробь меньше при равных числителях).

Каждая группа отчиталась и сделала свой вывод.

На доске полоски детей каждой группы с расположенными дробями в порядке увеличения.

- Какая самая маленькая дробь среди всех дробей?

- Как же нам выбрать?

Сравните отчёты каждой группы.

- Что вы заметили?

Одна и та же дробь обозначена разным цветом. Почему? (Они сравнивали среди разных дробей).

- В каком порядке мы расположили?

(В порядке возрастания 

- Какая самая маленькая дробь? ()

- А какая самая большая?

- Мы теперь можем ответить на вопрос, как сравнить дроби с одинаковыми числителями и разными знаменателями. Какая закономерность заключена?

Сделайте общий вывод:

У дробей при равных числителях, чем знаменатель больше, тем дробь меньше.

- Сравним наши выводы с научными.

Прочитайте по учебнику с.43.

- Что мы сегодня учились делать?

- Это и была тема нашего урока.

Вывесить.

- А теперь попробуйте новые дроби расположить в порядке возрастания. № 101(5)

- На что мы должны обратить внимание?

(Числители одинаковые, знаменатели разные)

Чтобы расположить дроби в порядке возрастания надо, найти дробь самым большим знаменателем и расставить их в порядке убывания.

, , , ,

- В каком порядке даны дроби №101(6)? (В порядке убывания).

- Докажи.

Вывод. Если сравнить дроби с равными числителями, но разными знаменателями знаменатель возрастает, то дробь уменьшается.

- Дети придумайте свои дроби:

  • мальчики в порядке возрастания
  • девочки в порядке убывания.

ТЕСТ

Даны дроби для всех одинаковые

У каждого своя карта по цветам.

На желтой карте Выберите самую большую дробь в каждой строке
На синей карте Выберите самую маленькую дробь в каждой строке
На красной карте Подчеркните дроби в порядке возрастания.
На зеленой карте Подчеркните дроби в порядке убывания

3. Итог урока.

- Что нового мы сегодня узнали на уроке?

- Чему учились на уроке?

Домашнее задание: придумать схему для удобного сравнения дробей.