Лидия Семеновна Эльзессер

Темы Открытых уроков автора

  • Интегрированный урок (история + обществоведение) в 11-м классе "История, опыт и уроки Государственной Думы в России" 2007

    Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села.

  • Разработка урока-исследования с элементами дискуссии в 11-м классе по обществознанию: "Социальная структура. Социальные отношения" 2006

    Ведущая цель педагогической деятельности для меня – создать условия для формирования у подрастающего поколения способности к саморазвитию, самосознанию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей. Использую различные типы и формы уроков, которые позволяют мне удерживать интерес учащихся, повышают их работоспособность, стремление к творческому решению проблемных заданий и дают положительный результат на выходе. Чаще всего работу на уроке строю по принципу малых групп. Такая работа позволяет всем учащимся включиться в процесс урока, высказать свое мнение, быть услышанным. Роли внутри группы ребята распределяют сами. Прежде всего, прибегаю к таким урокам, как урок-исследование, урок-диалог, урок-дискуссия, проблемный семинар.

  • Интегрированный урок по истории Ханты-Мансийского округа и истории России в 10-м классе: "Поход дружины Ермака в Сибирь. Присоединение Сибири к России" 2004

    Данный урок дидактически весьма актуален. Здесь можно увидеть динамику формирования сложных надпредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии, делать выводы на основе сравнений и обобщений - и все это на основе достаточно объемном материале. Применение краеведческого материала помогает осуществлять творческий подход к разработке уроков и внеклассных мероприятий, позволяет повышать интерес к предмету. Научно-исследовательская работа - наиболее эффективный способ подготовки к исторической ролевой игре, во время которой происходит воссоздание духа эпохи.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Ссыльные в Сибири. Великая трагедия или великий подвиг

    Сибирь, после присоединения к России, стала местом ссылки политических преступников, а в годы советской власти — ссылки репрессированных. Самым известным ссыльным был А.Д. Меньшиков. О его жизни в Берёзово рассказывается в представленной работе. Большой вклад в изучение истории Сибири внесли ссыльные декабристы. Их жизни в Сибирской ссылке — пример мужества и стойкости. В период 20-30-х годов наш край принял тысячи людей. Среди них семья Сидоровых, о которой повествует автор работы. Все материалы, представленные в работе, позволяют ответить на главный вопрос: ссылка в Сибирь — великая трагедия или великий подвиг?

  • История одного памятника

    Работа представляет собой описание событий становления советской власти на Обском Севере в 1918-1919 гг. и антибольшевистского крестьянского восстания в этом регионе в 1920-1921 гг.. Автором представлены материалы о создании портизанских отрядов, действующих на территории округа в годы Гражданской войны. Особенно подробно освещается карымкарский бой 10 марта 1921 г.. В заключение рассказывается о создании в 2005 г. памятника погибшим участникам описанного боя.

  • Развитие самоуправления в России

    Работа посвящена развитию самоуправления в России с древнейших времён и до наших дней. Автором рассматривается определение самоуправления в законах "Русской правды", реформы в области самоуправления предпринятые Иваном Гразным, Петром I, Екатериной II и некоторые другие важнейшие вехи развития самоуправления в нашей стране. В заключительной части работы автор, опираясь на современное российское законодательство, предлагает проект организации школьного самауправления.

  • Роль историко-краеведческого музея в патриотическом воспитании молодёжи

    Предметом работы является школьный историко-краеведческий музей, организованный членами школьного НОУ "Планета". В работе освещена история его создания, приведено описание разделов экспозиции музея. Кроме того, в работе приводятся сведения о развитии краеведения как науки и деятельности первых историков и краеведов Сибири.