Адаптация методов обработки и интерпретации полученных данных для исследований, проводимых школьниками

Разделы: Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


На современном этапе развития общества стремительно возрастает объем научной информации, что создает затруднения для формирования человека, способному к активному творческому овладению знаниями, умеющего быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, прогнозировать развитие событий. “Перед педагогами встают проблемы развития учащихся, раскрытия механизмов работы сознания и использования их как опорных средств, ступеней, по которым развивающийся интеллект ребенка достигает вершин познания” [1,С.4]. Необходимым средством развития самостоятельного творческого подхода учащихся к жизни, в настоящее время, становится учебно-исследовательская деятельность учащихся. Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному исследовательскому. Учебное исследование рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности [2], на основе самостоятельного приобретения учащимися субъективно новых, значимых для них знаний.

С развитием, популяризацией и широким применением методов социологии в различных областях науки, свое место они начинают занимать в образовательном процессе. Следовательно, в процессе обучения возникает необходимость в адаптации и интеграции не только компактного обзора материала по методам исследования, но и методов обработки и интерпретации полученных данных исследования (информации) школьниками. Часто на практике учителя пытаются вводить методику проведения опросов при изучении программных тем. Важную роль при этом играет разработка всех этапов подготовки проведения опросов от программы, составления инструментария, получения данных, до их представления. Если и удается в адаптированной, упрощенной форме применять с учениками методы опроса в работе, получая данные с теми или иными погрешностями, то возникает проблема с обработкой, интерпретацией и представлением данных. Данная проблема напрямую связана с выпадением из педагогического процесса его целевого и оценочно-результативного компонента: неизвестно к чему пришли и что это означает при изучении предметно-проблемного поля по школьной дисциплине.

В программах обучения учебных заведений применяются адаптированные для школы формы выполнения исследовательской работы в основных курсах или в междисциплинарных предметах. Исследовательская работа школьников предполагает самостоятельную или групповую работу с материалами по изучаемым темам школьных предметов через разрабатываемые проекты, теоретические исследования. Исследование как форма работы в обучении на уроках, как вид отчетности в виде экзамена, презентации является творческой деятельностью в образовательно-педагогическом процессе. При современном комбинированном подходе в работе с материалом у учащихся развиваются навыки овладения знаний и их применения на практике, коммуникативные навыки при презентации проведенного исследования и его результатов. Происходит формирование нестереотипных представлений о познавательной деятельности в процессе обучения. Подготовка к высшей ступени образования. При разработке и подаче тем уроков в школе применяются теоретические методы – изучение литературы, дедуктивные и индуктивные методы, моделирование. При сборе информации по предметам в образовательном процессе применяется интегрирование основ прикладных методов, главным образом опроса (интервью и анкетирование). Адаптация методов обработки и интерпретации результатов исследования должна происходить и для овладения навыками и умениями обобщать получаемую информацию.

Выделим главные задачи адаптации:

- разработка понятийного аппарата методов обработки, интерпретации данных;

- рассмотрение методов обработки информации и способов ее интерпретации в адаптированных формах для школьников;

- рассмотрение принципов и последовательности применения обработки и интерпретации полученной информации;

- обеспечение шаблонами-примерами учителей и учеников в качестве вспомогательного материала;

- дополнительные задания по подготовительным работам с методами, с составлением примеров и объяснением, закреплением изучаемого материала [4].

Чаще всего в школьной программе используется вариант социологического исследования разведывательного характера, направленный на первичное знакомство с изучаемым объектом, расширение поля знаний о нем с позиции общественного мнения. После того как ученики собрали некоторые данные по изучаемой теме, необходимо проверить их полноту, отсутствие упущенных ответов. Далее мы переходим к не менее ответственному этапу исследования – обобщению и затем интерпретации полученных данных.

Выделяют основные формы обобщения первичной информации с привлечением математических приемов [3].

1. Статистическая группировка, которая представляет собой простую группировку респондентов (то есть опрошенных лиц) с учетом социально-демографических данных (пол, возраст, род занятий и т.п.) признаков. Позволяет суммировать число ответов на вопросы анкеты, сопоставлять и сравнивать по признакам. Признаки – характеристики изучаемого объекта, формируются при построении гипотез в начале разработки исследования.

Группировка (объединение) характеристик происходит на основании типа шкалы измерения (характеристик изучаемого объекта, расположенным в последовательности по позициям):

- номинальные группы – группировка опрошенных (по полу, национальности);

- упорядочивание в ранжированном ряду – составление списка характеристик по степени убывания значимости от высшего к низшему значению (например, по характеру труда – ручной, производственный, интеллектуальный или степени включенности в общественную работу – член группы, коллектива, сочувствующий, противник).

Для них вычисляется процентная величина ni/n*100%, где n – общее число респондентов, подлежащих группировке; ni – число респондентов в i-й группе (пример см. Приложение 1).

Вычисление среднеарифметических величин не производится, так как это не имеет смысла (например, говорить о среднем поле, среднем роде занятий)

-группировка по количественному признаку (непрерывный – возраст, зарплата; дискретный – число детей в семье, квалификационный разряд).

Непрерывный количественный признак – конкретное физическое выражение. Например, 1000-2500 тысячи рублей получают 120 человек, 2500-5000 – 300 человек и так далее.

Дискретный количественный признак – значение с познавательной функцией, не является точным физическим значением. Например “число членов семьи” у 120 опрошенных – состоит из 2 человек, у 300 из трех, у 180 – из четырех. Можно посчитать средний размер семьи, например – 3,1 человека.

Группы, объединяемые по двум и более признакам – это комбинированные группы (например, пол, возраст, образование):

- структурная – группировка по объективному признаку всей совокупности (возрасту, квалификации);

- типологическая – группировка по субъективному признаку, оценочной шкале (удовлетворенность содержанием учебы).

2. Ряды распределений – результат группировки респондентов (каждой выделенной группе соответствует число, отражающее количественный состав). По качественным признакам (пол, национальность, ученая степень) – атрибутивные ряды распределений. По количественному признаку (возраст, количество лет обучения) – вариативные, носят интервальный характер. Количественные могут быть дискретными, имеющими точное числовое значение и непрерывными, выраженные в интервалах (группа опрошенных характеризуется по числовому интервалу: 20-25 лет, 26-30 лет). Интервалы могут быть равными или не равными. Числа их обозначающие – их границы. Используются установленные границы, как в приведенном примере, так и неустановленные – возраст до 18 лет, 60 лет и старше.

3. Составление таблиц – текстовое пояснение полученных числовых значений групп по рядам распределения.

Заголовок таблицы – название таблицы, которое отражает основание объединения (структура группировки). Необходимо указывать место и время полученных сведений, единицы измерения (%, число человек, номинал денег и т.п.).

Внутренние заголовки:

строки (подлежащие) – называется объект-респондент;

– столбцы (сказуемое) – характеристики объекта в числовом виде (см. Приложение таблица 1).

Таблицы:

– простые – перечневые на основании одного признака;

комбинационные – таблицы, построенные по двум признакам (см. Приложение, таблица 2).

4. Графики и диаграммы: графический способ отображения собранных данных. Чаще в виде полигона (используется для непрерывных рядов) или гистограммы (для дискретных рядов). График строится в прямоугольной системе координат, где ось у – отмечается общая численность (доля респондентов) в % по группам, ось х – значение признака (Приложение, полигон, гистограмма)

5. Вычисление статистических величин как более глубокое обобщение первичной информации. Обобщенная величина позволяет сравнивать не только группы, но и ряды распределения, если они построены по одному признаку.

Простая средняя арифметическая для количественных вычислений для обобщения групп идет по характеристики, которая не имеет различных вариантов. Формула: х = хi / I, где хi – числовые значения вариации признака; iчисло изменений; – сумма значений признака.

Например. Посещаемость занятий в числовых величинах: первое занятие посетило 80 человек (х1), второе – 70 человек (х2), третье – 90 человек (х3). Средняя посещаемость на одно занятие составляет: Х=(80+70+90):3=80 человек.

Взвешенная средняя арифметическая для переменных имеющих различные вариации, часто распространенный случай (пример см. Приложение таблицы 3,4). Мы можем посмотреть изменение изучаемой характеристики опрашиваемого (оценка, отношение, мнение) в зависимости от той группы, к которой он принадлежит, к которой мы его отнесли. Имеет место формула:

Х=х • N i / N, где хi – числовые значения i-й позиции признака; N I – число опрошенных, выделенных в i-й позиции; N – общее число опрошенных, подлежащих группировке.

Недостаток средней арифметической в том, что она может скрывать различную степень “разброса” значений, вызывая затруднения в качественном сравнении групп между собой.

6. Расчет индексов – обобщение первичных данных, объединенных в индекс, который отражает развитие показателя (динамику). Если мы провели опрос в нескольких группах респондентов и выявили тех, кто регулярно и нерегулярно готовится к урокам по историческим темам. Нам желательно сравнить группы между собой по уровню обращаемости к материалам на исторические темы. Для этого нужно составить индекс. Обозначим буквой А тех, кто читает исторические материалы регулярно, а Б тех, кто читает их редко. Тогда индекс примет вид формулы: I = (A-Б)/(А+Б), т. е. разность читающих материалы на историческую тему часто учеников и читающих редко, деленная на число всех опрошенных учеников. Определение границ индекса происходит следующим образом. Допустим, что все опрошенные читают регулярно, то есть Б = 0. Тогда значение индекса равно +1. Если предположить, что все опрошенные читают редко, то А = 0. Тогда значение индекса равно -1. Индекс принимает значение 0 при А = Б и изменяется от +1 до-1. (Пример см. Приложение таблица 5).

Итак, мы рассмотрели основные математические приемы, достаточные для обобщения и отображения полученной информации в ходе школьных исследований. Полученные числовые величины дают возможность делать выводы о характере и признаках изучаемого явления.

Обратимся к содержательной стороне – объяснению полученной информации, именуемой интерпретацией. Интерпретация данных состоит в превращении полученных данных в показатели, получающие оценку путем их соотнесения с целью и задачами исследования, соотнося их с проблемой исследования. Результатом интерпретации – становится смысл, который указывает на направленность выводов и рекомендации по теме исследования. На этой стадии важны выдвинутые гипотезы исследования. Именно при объяснении полученных усредненных числовых величин мы подтверждаем или опровергаем наши предположения по поводу поведения или характеристик объекта в изучаемой теме. Характер проверки гипотез определяется типом исследования.

Если исследование пилотажное (разведывательное), что чаще всего применяется в школе, то гипотеза проверяется соотнесением предполагаемого утверждения с выявленной в результате числовой величиной. Например, истинность утверждения “большинство класса осталась удовлетворенной просмотренным фильмом на внеклассном занятии” – считается доказанной, если более 50 % опрошенных дали утвердительный ответ.

В описательном исследовании соотнесение производится на основе сопоставления утверждения и различных характеристик выделенных групп. Например, мы получили результат, что 40% опрошенных активно участвует во внеклассных мероприятиях, проводимых школой. Но этот показатель не несет в себе одновременно информацию о том, кто эти люди, каковы их социально-демографические признаки и другие признаки.

Способы интерпретации:

1. Соотнесение данных:

Со знаниями и установками исследователя – оценка исследователя, которая отражает позицию, основанную на знании конкретной обстановки, предыдущем опыте. У школьников в это могут быть знания, полученные по различным смежным дисциплинам в теоретической форме и форме практических заданий, дополнительного изучения проблемы, общей эрудиции.

Внутреннее соотнесение – сравнение между собой элементов числового ряда по двум или более признакам. Например, можно сравнить распределение учащихся школы, среди которых есть сторонники и противники правил поведения в школе по признаку готовности их соблюдать. Эта процедура дает возможность однозначно интерпретировать принцип группировки, когда в числовом ряде выделяется наибольшая величина (модальная). Соотнесение заключается в ранжировании групп, то есть расположении величин от большего к меньшему по их значению.

- Внешнее соотнесение – сравнение между собой изучаемых групп в соотнесении с некоторыми родственными внешними признаками, факторами признака изучаемого объекта. Например, среди опрошенных было выявлено количество часов, затраченных на просмотр телеканалов. Нам необходимо выяснить на какие темы затрачивается время просмотра среди опрошенных групп. То есть мы выявляем фактор-тему передачи, влияющий на количество затрачиваемых часов на просмотр телеканалов.

Итак, по завершению работы на этапах обобщения и интерпретации мы должны перейти к оформлению результатов исследования. Итог работы по этапам заключается в написании информационного документа по итогам исследования. В отчете мы пишем ответ на основную гипотезу исследования. Число разделов равно числу выдвинутых гипотез в исследовании.

Представление информационного отчета имеет свою структуру:

  1. Первый раздел: краткое обоснование актуальности исследуемой проблемы и характеристику исследования (выборка, метод сбора, репрезентативность данных);
  2. Второй раздел: характеристика объекта изучения по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.);
  3. Третий раздел посвящен поиску ответов на сформулированные гипотезы.

Литература

1. Ганеев Х.Ж. Пути реализации развивающего обучения математике: Учеб. пособие/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. с. 102.

2. Кикоть Е. Н. Основы исследовательской деятельности. Учебное пособие для лицеистов. Калининград, 2002. с.420.

3. Основы прикладной социологии. Под ред. Ф.Э Шереги и М.К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996. – 184с.

4.. Социологические исследования: Методология, программа, методы. Ядов В. А. г. Самара издательство Самарский университет 1995. – 267с.