Игра – это творчество, игра – это труд.
Главный фактор обучения – активность. Сопутствующий фактор – общение. Дидактические игры и игровые приемы работы с текстовой информацией вырабатывают:
– привычку сосредоточится;
– мыслить самостоятельно;
– стремление к знаниям;
– чувство соревнования;
– взаимопомощь;
развивают внимание и сообразительность, снимают утомление.
Основное в дидактической игре – это обучение, которое занимает определенное место в системе других видов деятельности на уроке, которое целесообразно использовать на разных этапах урока.
Дидактические игры и игровые приемы работы с текстовой информацией – игры интенсивного обучения помогают войти в нужную форму, развить общеучебные умения и навыки на примере усвоения учебных текстов (рис. 1). Но для этого сначала полезно научиться интенсивно учиться. Для усвоения текстовой информации необходимы:
доступность,
запоминание (интуитивно находить приемы),
тренировка внимания и памяти,
усвоение приемов и методов: запоминание
информации, скорочтение, рациональная работа с
текстом.
Рисунок 1.
Без творчества невозможна никакая игровая деятельность. Что значит творить? Это означает – создавать новое, заранее непредвиденное, неожиданное и удивительное. Для творчества нужно мыслить нестандартно, отказаться от шаблонов и стереотипов.
Уроки, на которых используются обучающие игры (игровые приемы работы с текстовой информацией) предоставляют ученику максимум свободы для индивидуального развития, навыки оформления мысли, речевые умения, мыслительные операции. Эти уроки, освобожденные от страха: никто никого не боится на уроке, и никто никого не пугает. Ученик понимает, что на уроке “нельзя не работать”, т.к. обязательное требование к нему – это серьезная и честная работа. Чем усерднее работа ученика на уроке, тем уважительнее относится он сам к себе.
Данная форма учебной работы с текстом на уроке вводится не для развлечения детей, а для углубления понимания, содействует наилучшему освоению, усвоению и присвоению истины жизни, раскрытой наукой.
В результате обучения учащиеся должны не только усвоить школьную программу, но и научиться учиться, т.е. самостоятельно читать и конспектировать школьные учебники. Каждый ученик нуждается в помощи учителя при работе с учебником. Я делаю так, что бы учебник в его руках “ожил”.
1. Первая задача – учу школьников понять каждое слово, составляющее предложение.
2. Показываю, что при анализе текста главное для понимания – проследить ход мысли в процессе перехода от одного предложения к другому.
Эти “игры” помогают войти в нужную форму, развить общеучебные умения и навыки на примере усвоения учебных текстов.
“Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю”.
(Китайская пословица)
Подавите в себе обыденное, перешагните через собственные привычки и традиционные понятия. Постарайтесь увидеть необычное в обычном.
“Настрой на творчество”
Закройте на минуту глаза.
Постарайтесь переродиться заново.
То творческое “Я”, которое таилось в Вас длительное время, вдруг начинает вытеснять мир обыденности и стандартов, мир привычек и стереотипов.
Приготовьтесь посмотреть на мир другими глазами.
Оригинальность и фантазия, образность и юмор, радость поиска и муки творчества – вот это и будет вашим непременным спутником, когда вы откроете глаза.
Голова наполняется радостным светом.
В глазах светло, как яркий солнечный свет.
Все трудности и помехи для Вас – мелочи.
Вы увлечены поиском нового. Ваши действия
неподражаемы.
Вы уже воплощение творчества и вдохновения.
Открывайте глаза и смотрите на мир заново.
Как Вы могли не замечать всего этого раньше?
Как раньше Вы могли погрязнуть в обыденное?
Теперь ваши действия неподражаемы.
Радостное возбуждение, прилив бодрости, прилив
вдохновения.
Вы сможете без устали творить, выдумывать, быть в
поиске.
Ваши способности невероятны!
Оглянитесь кругом, оцените всю прелесть этого
состояния!
Творческих успехов!
Дерзайте!
Обучающие игры (игровые приемы с текстовой информацией)
“Вопрос!”
На уроке учащиеся работают с текстом учебника самостоятельно. Это можно сделать интересно и эффективно. Ребята работают в группах.
Учитель:
1. Учебный текст. Читаем его.
2. Составляем к нему вопросы, готовим оригинальный вопрос.
Учащиеся:
1. Чтение текста.
2. Составление вопросов.
3. Команды по очереди задают вопросы, все остальные отвечают.
Учитель: “Итак, кто же самый активный, чей вопрос оригинальнее, интереснее?”
Дополнительно можно провести конкурс на самый сложный (проблемный) вопрос, самый важный.
Каждый ребенок в группе уверен в себе, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Члены группы готовы к работе, проявляют творчество, работают без контроля со стороны учителя.
“Кто больше?”
Для хорошего усвоения материала иногда нужно уметь запомнить самые мелкие подробности текста. Можно работать в группах, индивидуально.
1. Быстрое чтение текста (но внимательное!).
2. Составление вопросов.
3. Чтение вопросов – ответ (кратко) на них.
4. Побеждает тот, кто больше составил вопросов.
Необходимо обсудить с ребятами насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема.
На данном уроке: работают все, и работает каждый, все благодарны каждому за его участие и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям, интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.
“Древо Знаний”
Ученики составляют контрольные вопросы к изученному на уроке материалу. Перед изучением учебного текста ребятам необходимо поставить задачу: составить к тексту список вопросов, иногда целесообразно оговорить их минимальное число.
1. Чтение текста.
2. Каждый пишет записку – вопрос по тексту, которая прикрепляется на “Древо Знаний”.
3. Вновь читается текст.
4. Снимается с “Древа” записка и дается полный ответ.
Необходимо приучать учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.
Рисунок.2. “Древо Знаний”
“Моя опора”
Ученик (или группа учеников) составляет собственный опорный конспект по пройденному материалу или по новой теме. Этот прием часто использую в работе, т.к. сама применяю подобные конспекты и учу пользоваться ими учеников.
Конспект можно составить на отдельных листах, иногда удобно сделать его на листе большого формата (рис. 3, 4, 5).
Рисунок3. “Опоры” по теме: “Линейная функция”.
Рисунок4. “Опоры” по геометрии.
Рисунок5. “Опора” по теме: “Квадрат”.
1. Чтение текста.
2. Составление конспекта (только рисунки, схемы, символы). Желательно без слов, предложений. Изображать текст можно по абзацам, тогда получится несколько “Опор”.
3. Чтение текста.
4. Демонстрация “Опор”, конспекта (объяснить их).
5. Оценка, выбор лучшей “Опоры”.
6. Учет оригинальности.
Можно:
– слушать всех по порядку;
– обмениваться опорными конспектами и проговаривать тему по опорному конспекту урока;
– одни ребята размещают “Опоры” на доске в произвольной форме, другие собирают опоры в конспект.
Тематические опоры ученики могут делать дома, а потом использовать их в классе.
Работа с тестом.
1. Группы работают над одним и тем же текстом, предварительно прочитав его дома.
2. Составление опоры – конспекта на уроке.
3. После работы в отведенное время группы меняются конспектами. И вновь через определенное время работы процесс повторяется до тех пор, пока каждой группе не вернется свой конспект.
4. Руководители групп дают оценку каждому конспекту, другие ученики вправе дополнить или опровергнуть сказанное. Оценивают не только баллом, но и словами, интонацией.
Такие уроки, такая работа с текстовой информацией стимулирует познание, желание работать. Если восхождение по ступеням познания будет успешным, то перед нами будут благодарные ученики.
Полезно, чтобы ученики сами оценили свою работу и сравнили свою оценку с оценкой своих одноклассников и оценкой учителя (рис.6).
Рисунок6. Карточка оценок.
“Доклад”
1. Чтение текста.
2. Передается содержание текста при помощи знаков, схем – передается этот доклад соседу справа.
3. Сосед делает выступление по данному тексту, используя материал доклада.
4. Чье наглядное пособие лучше? Чей доклад лучше?
Рисунок7. Доклад.
“Совет профессоров”
1. Учебный текст (например, доказательство теоремы).
2. Чтение (время указать).
3. Распределение ролей: автор, критик, редактор, “незнайка”, профессор.
4. Каждый в своем амплуа излагает текст, остальные члены совета профессоров оценивают выступления.
5. Выигрывает самый оригинальный выступающий.
6. Можно дополнять выступления друг друга.
На протяжении всех минут учебных занятий присутствует атмосфера доброжелательности в классе, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, расположенность, великодушие по отношению к любому, кто совершил оплошность, допустил ошибку.
“Карточки”
Сдвинуты учебные столы и составлены в единый общий стол, учитель вместе с детьми. На лицах детей можно прочесть ценностные проживания идеи равенства, товарищества, сообщества. Дети активны.
1. Текст. Лист бумаги, на нем единый простой рисунок.
2. Разрежьте рисунок на равные части (например, 12).
3. Чтение текста. Делим его на смысловые части (12 частей).
4. Конспектируем по одному предложению на каждую карточку. Карточки лежат в таком порядке, что на обратной стороне вновь прежний рисунок.
5. Чтение текста. Конспект.
6. Перемешиваем карточки. Передаем соседу справа.
7. Выигрывает тот, кто сложил рисунок верно – значит понял учебный текст.
Работа с текстом
Давайте посоревнуемся, кто из вас рациональнее умеет работать с обычными печатными текстами, если нужно их усвоить. Итак, вам нужно усвоить некоторую текстовую информацию. Это обычный учебный текст.
1. Прочтем его методом скорочтения.
– Ведем взгляд не слева направо по строкам, а только сверху вниз по центру листа;
– Не возвращайтесь к уже прочитанному;
– Не произносите про себя читаемый текст;
– Знакомясь с содержанием, пытайтесь предугадать, что будет на следующей строке, а ее уже не читайте, а только проверьте, правы или нет.
Итак, читаем!
Оцениваем победителей (кто прочел первый).
2. Теперь для рациональной работы с текстом попробуем его законспектировать.
Ключевые слова, план текста | Суть, основные мысли | Расшифровка, пояснения | Ваши замечания, ваше отношение к тексту, в том числе и неясности. |
Итак, последовательно (всего за несколько секунд) конспектируйте каждую полосу, выстраивая как бы блок-схему текста.
Старайтесь писать не просто слова, каждую графу заполняйте опорными сигналами, стрелками, простейшими рисунками.
Итак, кто первый? Отводится специальное время.
3. Теперь пройдем следующий этап рациональной работы с текстом.
Работа по парам (оперативно делимся).
1. Ученик (в руках учебник) – в роли учителя – строгий “учитель”
2. Ученик (в руках собственный текст) – весьма примерный ученик.
1. Ученик пересказывает текст по контексту
2. “Учитель” сопоставляет ответ с текстом, задает наводящие вопросы и оценивает ответ. Отводится специальное время. Договариваемся, как оценивать.
Побеждает та пара, которая первой подняла руку после ответа ученика, самое главное – с положительной оценкой.
4. Заключительный этап.
Соревнования команд типа КВН.
1 команда “Умников”
2 команда “Находчивых”
– Каждая команда составляет по тексту несколько вопросов.
– По очереди в игру вступают команды. Вопрос – ответ.
Жюри оценивает.
Заключительное слово жюри.
Спасибо! На этом игра закончена.
“Творческая работа”
Ученики выполняют творческое задание по определенной теме дома. Регулярно использую этот прием, за несколько лет работы накоплен достаточно большой материал. Ребята увлечены своей работой, и каждое новое задание встречают с воодушевлением. Так приобретается у учащихся вкус к творческой работе. Главное достоинство этого задания – экономия времени на уроке. Важно, чтобы ученики смогли оценить результаты своей работы, ставя себе отметку по указанным учителем нормам.
Рисунок8. Защита “Творческой работы”.
Творческие работы
Рисунок9.
Рисунок10.
Рисунок11.
Рисунок12.
Литература
1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя, 3-е изд., – М.: Вита-Пресс, 2001.
2. Граник Г.Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. – М.: Знание, 1987. – (Новое в жизни, науке, технике Сер. “Педагогика и психология”; №3).
3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1991.
4. Учись работать с книгой. Сборник. – М.: “Молодая гвардия”, 1961.
5. Николаева Л.А. Учись быть читателем. Старшеклассникам о культуре работы с науч. и науч.-попул. книгой. М.: “Просвещение”, 1978.
6. Пунский В.О. Азбука учебного труда: Кн. для учителя: Обобщение передового пед. опыта. -М.: Просвещение, 1988.
7. Русаков Б.А. НОТ школьника. Из опыта работы школы. М.: “Просвещение”, 1976.
8. Игры – обучение, тренинг, досуг.../ Под ред. В.В.Петрусинского // В четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994.