Развитие самосознания личности студентов — условие самореализации в учебно-профессиональной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Стратегическим ориентиром реформирования педагогического образования стала идея воспитания будущего учителя с инновационным, творческим типом мышления. Обучение в педагогическом образовательном учреждении должно обеспечивать как профессиональное, так и личностное развития специалиста и быть ориентированным на формирование его творческой индивидуальности.

Поиск путей осуществления личностно-ориентированной профессиональной подготовки специалистов определяет предмет исследовательской деятельности преподавателей в направлении создания условий для профессионального саморазвития личности будущего учителя. В этом процессе профессиональное способствует самореализации личности, а личностное – совершенствованию профессиональной деятельности.

Мое педагогическое кредо: учитель выступает носителем общечеловеческих ценностей и творцом личности ребенка. Он для своих воспитанников своеобразный “проводник” ценностного отношения к Жизни.

Сформированность педагогического сознания, наличие профессиональной Я-концепции определяют готовность учителя к выполнению своих социально значимых функций. Гуманистическая педагогическая позиция, психолого-педагогическая компетентность, авторизация педагогического опыта определяют поведение учителя, придают ему целостность, формируют интеллектуальный стиль, в котором уровень субъективизации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

Поэтому целью своей педагогической деятельности я вижу развитие самосознания личности студентов. В связи с обозначенной проблемой основным направлением моей работы последних лет стала тема “Развитие самосознания личности студентов – условие самореализации в учебно-профессиональной деятельности”.

Для достижения поставленной цели выделила следующие задачи:

1. Развитие предметной саморегуляции будущего специалиста на основе формирования целостной системы преставлений о своих возможностях и умениях их реализовывать:

- уметь понимать предложенные преподавателем цели и формировать их самому;

- уметь моделировать собственную деятельность, т.е. выделять условия, важные для реализации цели, отыскивания в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации – объект, соответствующий этому предмету;

- уметь программировать самостоятельную деятельность;

- уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий;

- уметь корректировать свои действия, т.е. представлять, как можно изменить эти действия, чтобы результат способствовал предъявленным требованиям;

- уметь применять нормы взаимоотношений с другими людьми при выполнении совместных действий.

2. Развитие личностной саморегуляции будущего специалиста на основе формирования профессионального самосознания учителя:

В когнитивном компоненте:

- развитие качеств, определяющих компетентность педагога: педагогическая эрудиция; педагогическое целеполагание; педагогическое мышление, интуиция, способность к импровизации; педагогический оптимизм; педагогическая рефлексия.

В аффективном компоненте:

- формирование адекватной самооценки и позитивного самоотношения.

В поведенческом компоненте:

- формирование потребности в постоянном самообразовании и готовности к нему;

- воспитание готовности проявлять ответственность за выполненную работу;

- воспитание личностной самостоятельности учителя.

Моя педагогическая деятельность основывается на идеях:

- идея личностно-деятельностного подхода;

- идея интегративного образования;

- идея рефлексивного подхода;

- идея творчества;

- идея непрерывности профессионального образования.

Используя личностно-ориентированный подход в обучении педагогическим дисциплинам, руководствуюсь принципами:

- единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения;

- взаимообусловленность обучения и воспитания;

- ориентация на ценности и целостные отношения;

- субъектности;

- целостности;

- гуманизм (все студенты талантливы).

Умения саморегуляции формируются, если выступают предметом целенаправленных действий педагога и обучающихся.

Моя педагогическая технология предполагает уровни реализации:

1. Проективный, связанный с

- разработкой и корректировкой рабочих программ по учебным дисциплинам “Педагогика”, “Введение в специальность” и программ производственной практики и государственной итоговой аттестации;

- составлением рекомендаций по курсовому и дипломному проектированию, организации преддипломной практики, практики пробных уроков, подготовки к государственной итоговой аттестации;

- подготовкой методических материалов, облегчающих путь познания студентам (опорные схемы, словари педагогических терминов, материалы к практическим и лабораторным работам, семинарским занятиям, опережающие теоретические и практические задания, тесты для контроля и оценки результативности обучения);

- поэтапной деятельностью проектирования учебных занятий и воспитательных мероприятий.

2. Преобразовательный, направленные на внедрение инноваций в педагогическую деятельность:

- использование образовательных технологий Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Н.Е. Щурковой, И.С. Якиманской, И.М. Иванова, Н.П. Аникеевой;

- технологий профессионального развития учителя Л.М. Митиной, А.В. Андриенко;

- идеи использования личностно-ориентированного подхода к педагогической деятельности Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, В.Я. Ляудис, Е.Н. Степанова и др.

Таким образом, моделирую учебный процесс в соответствии с современными требованиями науки и практики и с учетом трех взаимосвязанных аспектов этого процесса: личностного, процессуально-психологического и педагогического.

Проблемный характер обучения предполагает переход студента из позиции обучаемого в позицию обучающегося. Деятельностно ориентированное образование является развивающим, где основным методом выступает метод проблемных учебных задач. Поэтому процесс профессионального обучения я строю в зависимости от задач построения модели будущей деятельности педагога.

Создавая условия для усвоения учебного материала, организация учебных занятий подразумевает этапы:

  1. Введение студентов в реальную проблемную ситуацию.
  2. Понимание задачи, сформированной в готовом виде преподавателем или определяемой самим обучающимся.
  3. “Принятие” задачи студентом, он должен решать ее для себя, она должна быть личностно значима, а потому понятна и принята к решению.
  4. Решение задачи должно вызывать эмоциональное переживание и желание поставить и решать собственную задачу.

Студенты, осваивая содержание педагогических дисциплин, двигаются от общего представления о деятельности (ее назначении, целях, основных задачах, структуре, способах) к конкретизации входящих в нее составляющих.

Ориентация процесса обучения на развитие познавательной самостоятельности приводит к увеличению отводимого на самостоятельную работу учебного времени. Поэтому внедряю в учебный процесс решение педагогических задач, предлагающих различный уровень мыслительной деятельности учащихся и ценностной ориентации к педагогической деятельности будущего учителя.

Педагогическая задача – это “результат осознания субъектом воспитания в педагогической ситуации необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к использованию” (Спирин Л.Ф.). Цель использования в преподавании педагогических дисциплин: создание условий для развития самореализации, профессионального поведения будущего учителя. Педагогическая задача является действенным средством активизации познавательной деятельности студентов, формирующим устойчивое стремление к самосовершенствованию, к творческой самореализации.

Решение педагогических задач предполагает выполнение системы упражнений, направленных на развитие в когнитивной и аффективной областях. При организации процесса обучения использую классификацию задач Л.В. Кодрашовой: задачи, позволяющие студентам уяснить сущностные признаки педагогических понятий, процессов, явлений; задачи, выявляющие гибкость мышления и осознанность педагогических знаний; задачи, включающие планирование, построение предстоящей педагогической деятельности с выбором или нахождением оптимальных средств и способов ее выполнения; задачи развивающие умение предвидеть предполагаемый результат до педагогического воздействия; задачи, требующие новых знаний, разных средств и методов их принятия; задачи, связанные с оценкой и доказательством правильного либо неверного педагогического действия, его промежуточных и конечных результатов, с выявлением и исправлением допущенных педагогических просчетов.

В процессе решения педагогических задач на теоретических и практических занятиях помогаю студентам научиться управлению педагогическими ситуациями. Осуществляя поэтапное рассмотрение проблемы, могу получить необходимую информацию о ходе мыслительной и ценностно-ориентационной деятельности будущих учителей, своевременно выявить пробелы в их знаниях, ошибочные суждения.

Конструирование своей педагогической деятельности на основе разработки педагогических задач, позволяет подготовить студентов к выполнению учебно-исследовательских работ (рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, выступлений на научно-практических конференциях). Овладение умением решать педагогические задачи позволяет не только увидеть практическую значимость изученного курса, но и способствует формированию готовности к профессиональной деятельности, обеспечивает успешную адаптацию молодых специалистов к учебно-воспитательной работе и ускоряет их профессиональное становление.

Традиционно итоговая государственная аттестация по педагогике и психологии проходит в нашем училище в форме комплексного экзамена, состоящего из 2-х этапов: тестирование и творческий экзамен (решение педагогических задач продуктивного и моделирующего характера).

Государственный стандарт повышенного уровня предполагает подготовку выпускника владеющего исследовательскими умениями. Учитывая общность черт научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности:

- использование одинаковых познавательных методов;

- интеллектуальный рост личности, развитие ее мышления и сознания в результате целенаправленных “открытий”;

- творческая активность познающей личности, целенаправленно веду работу по формированию гностических умений будущего учителя.

Активизируя результаты учебной работы, выделяю:

- компетенцию в учебном материале, способность понять свои возможности познания через сомнения, заблуждения, ошибки;

- потребность в поиске своего стиля эффективной познавательной деятельности;

- умение строить целостный образ изучаемого объекта и передавать его содержание в разных знаковых формах;

- личностно-осознанное отношение к изучаемому материалу и самому процессу учения.

Поэтому практические работы, определяющие задания индивидуального и группового характера, занимают значительное место в организации процесса профессиональной подготовки. С этой целью мной разработана рабочая тетрадь для студентов “Познай самого себя”, осваивающих пропедевтический курс “Введение в специальность”.

На занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при организации практической деятельности студентов, во внеклассной работе целенаправленно формирую ценностные отношения через педагогическое воздействие, содержащее три формы отношений: рациональной, эмоциональной, поведенческо-деятельностной. Пути формирования ценностных отношений вижу в реализации направлений педагогической деятельности, определенных Щурковой Н.Е.:

- представить отношение, чтобы оно настолько поразило, удивило воспитанника, чтобы он принял его и захотел присвоить, сделать ценностный выбор;

- непосредственное проживание воспитанником этих отношений во взаимодействии с реальной окружающей действительностью;

- осмысление самим субъектом содержания форм проявления и общего значения ценности в жизни человека.

В результате студент проходит путь: восприятия ценностной ориентации; реагирование на ценностную ориентацию, усвоение ценностной ориентации, организация ценностной ориентации, распространение на педагогическую деятельность.

Данная деятельность способствует развитию личностной саморегуляции в профессиональной деятельности, позволяет создать среду, в которой избравший путь педагога, входит в состояние, как его называет Маленкова Л.И. “вдохновенное состояние”, являющееся залогом будущего педагогического успеха.

3. Рефлексивный и коррекционный уровень, предполагающий оценку влияния совокупности методов как системы действий на практику обучения и воспитания, использующую их коррекцию. В качестве измерителей успешности обученности студентов по заявленной теме могут служить:

- конкурс “Студент года”;

- результаты ИГА;

- результаты теоретической и практической подготовки студентов;

- участие в студенческих научно-практических конференциях;

- творческие работы студентов при выполнении заданий в дневниках “Я познаю себя”, “Дневник классного руководителя”, разработка сценариев внеклассных занятий.

Для саморегуляции своего личного продвижения студенты выполняют задание “Я на лесенке”.

В регулятивно-коррекционной деятельности использую методы: наблюдение, тестирование, изучение продуктов деятельности студентов, изучение документации.

Педагогическими результатами технологичности работы по заявленной теме являются:

- сформированность у студентов устойчивой мотивации к предмету, положительного отношения к профессиональной деятельности;

- сформированность у студентов внутренней мотивации к познавательному и творческому самовыражению, самоопределению;

- сформированность гностических умений;

- сформированность основных качеств, определяющих компетентность педагога;

- сформированность адекватной самооценки результатов учебно-профессиональной деятельности и позитивного самоотношения.